iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Аналитика
С.Петербургское подврье Оптиной Пустыни
ЖМП № 6 июнь 2015 /  1 октября 2015 г. 15:05
версия для печати версия для печати

Конструктивные решения и строительные материалы

Для строительства храмов на Руси наши предки старались использовать самые лучшие материалы и совершенные конструкции, так как эти здания посвящались Самому Богу. Возводя церкви, зодчие создавали новые архитектурные и конструктивные решения и приемы, которые затем применялись и в других видах строительства. Что нужно учитывать при строительстве современного храма и каким строительным материалам отдать предпочтение, размышляет профессиональный архитектор.

Выбор той или иной конструкции во многом определяет композиционное решение храма и его формообразование. Арки, купола, своды в верхней зоне храма создают художественный и символический образ небесного пространства. В построении объемной композиции большое значение также имеют применяемые строительные материалы, которые задают толщину ограждающим конструкциям и в значительной мере определяют как архитектурную композицию, так и характер декора храма. При этом предпочтение следует отдавать строительным материалам, имеющим в своей основе природное происхождение, в том числе кирпичу и дереву. Следует учитывать акустические и другие свойства строительного материала, такие как долговечность и пригодность под последующую роспись.

Крестово-купольный тип храма стал основным, воспринятым Русью из Византии. Конструктивную основу таких строений составляет трех- или пятипролетная арочно-стоечная система. Подпружные арки, опирающиеся на наружные стены и центральные столбы, служат основанием для цилиндрических сводов, составляющих крест, и угловых ячеек. Центральный световой барабан стоит на центральных подпружных арках, которые делят в плане сводчатую систему покрытия на модули и создают большие или меньшие встречные распоры. Основными внутренними элементами жесткости являются центральные столбы, части стен, арочные перемычки, перекрытия хор, объединенные в диафрагмы, а также пространственные угловые ячейки. Внешние элементы жесткости — это апсиды, приделы, галереи, притворы.
Главная особенность здания храма — его покрытие, важнейшими элементами которого являются купол и своды.

В современном лексиконе под куполом часто понимается навершие храма, то есть его глава. Настоящее же определение следующее: купол — это пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх.
В кирпичных храмах кирпичные купола выкладываются по опалубке, опирающейся на кружала и стены или на пониженные по отношению к ним подпружные арки.
В купольном покрытии можно прибегнуть и к бетонным конструкциям. При бетонировании тонкостенных куполов применяется торкретирование. Сущность его заключается в том, что мелкозернистая бетонная смесь подается снизу к месту укладки (два слоя металлической сетки по сварной металлоконструкции свода) под давлением сжатого воздуха.
Купола и главы на барабанах можно выполнить на основе металлического каркаса, чтобы уменьшить таким образом вес и сделать более удобным монтаж. Необходимые элементы изготавливаются на специализированных предприятиях металлоконструкций, затем их собирают и обшивают на земле прямо на стройплощадке, потом устанавливают на место с помощью крана.
При устройстве куполов и глав применяются также деревянные конструкции. Все изделия из дерева должны быть защищены от гниения, пожара и насекомых.
Глава в храмовой архитектуре — это декоративное покрытие, которое располагается над куполом и устраивается на световом барабане. Главка же завершает только декоративный (глухой) барабан. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. Главы храмов могут быть различной величины и формы в зависимости от размера, типа и конструкции покрытия храма. В древнерусском зодчестве они бывают шлемовидными или луковичными.
В качестве листовых материалов кровельного покрытия куполов и глав используются различные виды металлов и их сплавов. В современном храмоздательстве всё большую популярность приобретает сталь с покрытием из нитрида титана, имитирующего цвет золота, однако наиболее целесообразно применение меди. В дальнейшем медные листы могут быть покрыты позолотой.
В практике строительства православных храмов наибольшее распространение получили следующие виды сводов:
— полуцилиндрические (1/2 цилиндра в сечении);
— коробовые (1/2 эллипса);
— сомкнутые (состоят из двух пересекающихся цилиндров с одинаковым подъемом и опираются на четыре стены);
— крестовые (состоят из двух пересекающихся цилиндров, представляют собой четыре распалубки и опираются на четыре угла);
— парусные (невысокий купол, обрезанный по краям вертикальными стенами);
— купольные (1/2 сферы в сечении);
— крещатые (сочетание двух пар пересекающихся цилиндрических арок, несущих световой барабан, с угловыми частями сомкнутого свода, причем арки могут быть конструктивно не выделены).
Бесстолпное пространство храма со значительным пролетом может перекрываться сводами, которые покоятся на двух парах пересекающихся плоских арок. Они плавно перетекают из опор, встроенных в наружные стены, и выступают в пространство храма в виде пилястр. На квадрате, образованном пересечением арок, устраивается световой барабан.
Архитекторы не рекомендуют применять те конструктивные решения наружных стен, которые сегодня широко используются в строительстве гражданских зданий. Речь идет о трехслойной конструкции стены с эффективным утеплителем внутри типа ПСБ или минераловатных плит. Стены храма должны быть выполнены из сплошного кирпича, толщина которых для средней полосы России может быть не больше 640 мм (согласно рекомендациям Стандарта АВОК). Требования энергоэффективности не распространяются на здания храмов ввиду того, что они используются непостоянно.
Строительные материалы можно по-разному сочетать. Например, бетон может быть рационально использован в каркасе и при сооружении арок, сводов и куполов, а кирпич — в кладке наружных стен и перегородок.
Древесина — особый материал. Строительство такого здания несколько проще, несмотря на то что кирпичные и каменные строения более долговечны. При правильном уходе деревянный храм простоит не одно поколение, а стоимость его в 1,3–1,5 раза ниже кирпичного.
Деревянные строения бывают: из бревен, сваленных вручную; из оцилиндрованного бревна; из бруса (обыкновенного и профилированного); с использованием каркаса.
Сегодня возрождаются так называемые обыденные храмы, собираемые за один день из оцилиндрованных бревен или бруса, элементов кровли и других деталей. Первый практический опыт показал: за сутки можно только вчерне собрать небольшой деревянный храм из заранее изготовленных в промышленных условиях деталей, в том числе брусьев, готовых элементов кровельного покрытия, главки, иконостаса и т.д. В действительности же такой храм должен сначала осесть. Так что полное его обустройство потребует гораздо большего, чем один день, времени.

Михаил Кеслер
1 октября 2015 г. 15:05
Ключевые слова: архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00