Краудфандинг в России появился совсем недавно. Это коллективное финансирование общественно значимых проектов с помощью пожертвований, собираемых через специальные интернет-сайты. На полученные таким образом средства уже реставрируются храмы, выходят новые фильмы, книги и музыкальные альбомы, финансируются изобретения, десятки людей получают медицинскую и благотворительную помощь. Как умело воспользоваться краудфандингом, чтобы осуществить задуманный проект?
Всё в наших руках
Дети, больные ДЦП, — на первом этаже, а всё оборудование, необходимое для их развития, — на втором. Столь несуразное устройство Центра социального обслуживания инвалидов и престарелых в городке Перевозе Нижегородской области не давало покоя заведующей отделом социально-консультативной помощи Гианее Шуваловой. Подняться на второй этаж самостоятельно больные дети не могли. Для этого нужен специальный мобильный гусеничный подъемник, легко преодолевающий вместе с человеком лестничные пролеты. Этот чудо-механизм стоит 117 тыс. рублей — большая сумма для провинциального городка.ч
Что делать? Собрать деньги через краудфандинг! Гианея Шувалова разместила на сайте «Начинание.ру» свой проект со словами: «Друзья, мы вместе можем сделать много». И, действительно, сделали!
«Я популярно рассказала в кейсе (от англ. сase — дело, случай; страница на крауд-платформе. — Прим. авт.), почему нам нужен подъемник, а затем, согласно плану, предложенному администраторами, начала привлекать сторонников (жертвователей) своей идеи», — рассказывает автор проекта. Она несколько раз размещала информацию о проекте в социальных сетях и просила друзей рассказать о нем своим друзьям. Ей удалось воодушевить своей идеей местный телеканал и районную прессу. Вместе с добровольными помощниками она разносила письма по организациям — потенциальным жертвователям, предлагала и своим коллегам материально поучаствовать в проекте. «Я была уверена в успехе, хотя иногда на меня нападало уныние и приходилось с этим бороться. Главное, не сидеть сложа руки и каждый день делать хотя бы маленький шаг. Всё в наших руках!» — улыбается Гианея. Теперь, когда подъемник уже куплен, она готовится запустить на «Начинании» еще один проект, чтобы собрать для центра средства на многофункциональное кресло-коляску.
Три вида краудфандинга
В основе краудфандинга (от англ. сrowd funding, сrowd — толпа, funding — финансирование) лежит идея коллективной финансовой поддержки какого-либо дела. К слову, когда в XIX веке «всем миром» строили храм Христа Спасителя, это тоже был своего рода краудфандинг. Тогда на реализацию проекта ушло 44 года, теперь благодаря Интернету сбор средств происходит гораздо быстрее.
История с подъемником в Перевозе — классический пример благотворительного краудфандинга, когда сторонники проекта (в международной терминологии — backers) не получают никакого материального вознаграждения, а только искреннюю благодарность автора. Но существуют и еще два вида краудфандинга: социально-предпринимательский и коммерческий. В первом случае автор дарит своим сторонникам готовую продукцию — книгу, музыкальный диск, билеты на спектакль (если спектакль поставлен благодаря их пожертвованиям). А коммерческий краудфандинг еще называют краудинвестингом. Его суть в том, что сторонники в обмен на инвестирование получают финансовое вознаграждение или долю в бизнесе. В России в основном распространены благотворительный и социально-предпринимательский вид коллективного финансирования.
У краудфандинга есть еще две черты, отличающие его от сайтов благотворительных фондов. Во-первых, время сбора средств ограничено (например, 60 дней). Во-вторых, автор проекта должен постоянно информировать сторонников, как у него идут дела. Например, если он собирает деньги на реставрацию храма, то в его кейсе должен быть отчет, например, о купленном металле для крыши или о уже вставленных рамах и дверях.
Но при этом нужно помнить, что для размещения просьб о помощи в реализации православных проектов возможно использовать и светские сайты. Так, например, приходу храма Иоанна Богослова села Головщина Липецкой области удалось собрать на платформе «Планета.ру» средства на реставрацию левого придела своего храма.
Наиболее распространенные формы работы краудплатформ — «всё или ничего» и «оставить всё собранное». В первом случае средства переводятся на счет автора, если сумма собрана полностью. Если нет — средства возвращаются жертвователям. Но и после этого можно попробовать перезапустить проект. Во втором случае автор получает все собранные средства (за исключением комиссии на транзакции) независимо от результата.
При расчете стоимости проекта нужно также учитывать, что платформы в России берут комиссию от привлеченных средств, размер которой колеблется от 5% до 17%.
«Начинание.ру»
Отсутствие такой комиссии — важная отличительная черта площадки «Начинание.ру». Единственный расход автора при размещении через этот сайт — это 1,5% за транзакцию (межбанковский перевод денег).
Платформа «Начинание.ру» относится к благотворительному краудфандингу. Ее авторы собирают деньги, например, на реставрацию храмов, издание просветительской литературы (в том числе на других языках, например на тайском), на мебель для воскресной школы, на приобретение и доставку детям-сиротам лечебного питания, на новогодние подарки особенным детям и многое другое. Однако ее ключевое отличие от аналогичных платформ в том, что она является составной частью грантового конкурса «Православная инициатива», известного финансовой поддержкой значимых социальных проектов. Кстати, именно создатели конкурса «Православная инициатива» и союз предпринимателей «Деловая Россия» гарантируют честность проектов, опубликованных на «Начинании». Отследить расход средств может каждый, заглянув в раздел «Отчет» в кейсе автора. «Если участнику конкурса по каким-то причинам не удается выиграть наш грант, мы предлагаем ему попытать счастье в краудфандинге, — говорит руководитель исполнительной дирекции грантового конкурса “Православная инициатива” Лариса Даль. — Но, конечно, размещаем у себя проекты и тех, кто не участвовал в конкурсе».
Но у благотворительных краудплатформ есть и обратная сторона. Например, ограниченное число вовлеченных в их проекты сторонников. «Нашим авторам не стоит ждать золотой дождь из пожертвований. Например, в первый год своей работы наиболее популярные сегодня в России краудплощадки Boomstarter и Planeta собрали соответственно 25 и 35 млн рублей, а “Начинание” только 2,5 млн рублей. Я объясняю это тем, что в основном в краудфандинг люди приходят за выгодой, — считает разработчик и администратор платформы “Начинание.ру” Юрий Криворучко. — На нашей и других благотворительных платформах они не получат ничего материального — только теплые слова и радость от участия в добром деле».
Действительно, как измерить радость и духовный рост детей-сирот, для которых организована серия поездок по святым местам? Как измерить то, что происходит в душах жителей глухого села в Тверской области, когда они видят, как на их глазах чужие люди начинают возрождать их храм, а затем и сами подключаются к работе? Восстановление, кстати, проходило в рамках проекта «Ангел продолжает молиться», размещенного на «Начинании» группой учащейся молодежи из Москвы.
С Юрием Криворучко согласна и Лариса Даль: «Мотивация наших авторов и сторонников — стремление больше отдать, чем взять. В конечном счете они работают не на себя, а на других. В их участии проявляются естественная для каждого человека потребность творить добро и поддерживать то духовно-нравственное начало, без которого невозможно реализовывать благотворительный проект».
Другое дело, на чем основана эта мотивация. У одного человека это может быть связано с воспоминаниями из детства. Например, он воспитывался в детском доме и теперь хочет помочь таким же мальчишкам, каким когда-то был сам. А другим движет глубокое чувство ответственности за то, что происходит в стране вообще, и он своим вкладом в конкретные проекты заботится о ее будущем. И в этом ключе краудфандинг можно назвать тем инструментом, который мобилизует неравнодушных, социально активных граждан, объединяет их и на деле формирует основу гражданского общества.
Чудо своими руками,
или Как это работает
Минскому режиссеру Наталье Галузо не хватало 124 тыс. рублей на то, чтобы сделать цветокоррекцию, озвучивание и запись музыки к фильму «Тимур и команда». В ее ленте 11-летний Тимур приезжает на каникулы в деревню и, вдохновленный книгой Аркадия Гайдара, создает свою команду. «Но подобные идеи никому не нужны, к сожалению. Все говорят, что нужно снимать хорошие фильмы для детей, что этого не хватает. Однако когда на деле оказываешься перед чиновником, от которого что-то конкретно зависит, то получаешь отказ. Возвращение доброго кино на деле оказалось невозможным. Добрым идеям нужна общественная поддержка», — сетует она. Узнав о «Начинании», молодой режиссер решила попробовать бросить клич.
Как это делается? Наталья зашла на сайт, нажала кнопку «Создать проект» и заполнила соответствующую форму. После этого с ней связался менеджер, ведущий проект, и попросил предоставить недостающую для публикации кейса информацию. Режиссер рассказала о себе, о своей компании, о своих достижениях и, конечно, о желании создавать кино, которое будет «учить ребенка нравственным ценностям, помогать найти себя в этой жизни». Как только проект был готов, он был опубликован в разделе «Новые».
То, что произошло после публикации, Наталья до сих пор считает чудом. Единственным ресурсом, которым она привлекала внимание к своему кейсу, стали социальные сети. «Честно говоря, я до конца не верила в успех, потому что заявленная сумма собиралась медленно. Но в какой-то момент мне стали помогать друзья из России, Белоруссии и с Украины», — говорит Наталья.
Но самой большой неожиданностью для нее стало то, что свою помощь ей вдруг предложили авторы других проектов «Начинания». Они начали рассказывать о фильме своим сторонникам и друзьям. То же самое сделала и Наталья. «Получилось, что мы расширили круг сторонников за счет друзей друг друга», — улыбается она. Но сделать фильм — половина дела. Несмотря на то что «Тимур и команда» занимает призовые места (Международный фестиваль театра и кино «В кругу семьи» (Иркутск), фестиваль фильмов стран СНГ «Киношок», фестиваль «Московская премьера» (Москва) и др.), фильм пока фактически лежит на полке. Его не спешат покупать телевидение и ставить в прокат кинотеатры. Но режиссер не теряет надежды, что юные зрители увидят ее фильм. Благодаря краудфандингу она убедилась, что неравнодушных людей не так уж и мало.
Сторонники
Перед авторами благотворительного проекта стоит непростая задача — убедить потенциального сторонника в том, что на вложенные им средства производится нечто важное, полезное для всех. «В нашем случае это нельзя пощупать руками, послушать, измерить в длину или ширину. Наши авторы собирают средства на то, что, в отличие от конкретного товара, имеет абстрактную ценность. Это сложней, чем собрать на новый альбом популярной рок-группы, который сторонник получит в качестве подарка», — размышляет Юрий Криворучко.
Средний бизнес в регионах может стать одним из постоянных, хотя и небольших источников финансирования проекта, делится опытом специалист управления делами Московской Пат-риархии Евгения Жуковская: «К сожалению, авторы проектов не всегда это учитывают. Они думают, что Москва — это единственный источник благотворительных средств». Между тем один лишь сюжет по местному телевидению может привлечь внимание к проекту и поддержку сторонников из среднего бизнеса, которые живут в этом же городе или районе. С другой стороны, по опыту гендиректора Фонда социальных инвестиций Сергея Голубева, региональный средний бизнес готов поддерживать проекты, если его чем-то заинтересовать, например историей успеха: «Часто предприниматели в регионах готовы жертвовать на интересные, по их мнению, проекты, но не всегда уверены, что от уже вложенных средств будет результат. Их можно убедить в этом, показав то, что уже сделано».
По мнению генерального директора торгового портала Fabrikant.ru и основателя платформы «Начинание.ру» Сергея Габестро, еще одна проблема, с которой сталкиваются авторы проектов в краудфандинге, — это неумение работать со СМИ. «Практика показывает, что если хоть немного “подсветить” в средствах массовой информации тот или иной проект (то есть популярно рассказать о нем), то у него сразу вырастает рейтинг, — убежден он. — Поэтому основная задача для всех, кто занят в сфере краудтехнологий, в том числе и для нас, научиться, как мы говорим, упаковывать проект так, чтобы он выглядел привлекательно для СМИ. Мне кажется, журналистам как раз не хватает сюжетов о значимых и успешных социальных проектах. Дефицит публикаций положительной тематики сейчас очевиден».
Технология успеха
«Цена средств, собранных на краудплощадке — это собственные усилия автора проекта и его сподвижников, — говорит Юрий Криворучко. — Это их время, жизненный опыт и энергия. Проблема, если автор похож на рыбака, который закинул удочки и сидит ждет, что рыба сама клюнет. Так не бывает. Практика показывает, что, если в первые десять дней закрывается 10% проекта (или даже 2%, если сумма большая), проект оживает, у него появилась динамика, первоначальный капитал собран. Это происходит благодаря тому, что автор активизирует весь круг своих знакомых, родственников и друзей. На втором этапе ему уже легче действовать дальше, обращаясь к организациям, бизнес-сообществам, общественным группам там, где он живет, к тому, кому этот проект может показаться чем-то интересен. Тут ему нужен инструмент: он может печатать флаеры, организовать запись на радио. И всё это — часть плана, который мы вручаем автору, желающему заявить о себе на “Начинании”». Законы жанра таковы, что самый высокий рейтинг у тех проектов, которые имеют больше всего просмотров и микроплатежей. Именно они оказываются первыми в своей категории, попадают на главную страницу, а это существенно увеличивает внимание со стороны посетителей.
«Краудфандинг — это, по сути, инфраструктура, которая позволяет автору добиться результата, если он максимально активен, — добавляет Сергей Габестро. — Автор проекта должен уметь продавать свой проект. Мы готовы ему помогать, но это не значит, что мы сделаем всё за него».
«Для успеха важно, чтобы проект был актуален, востребован, а автор умел максимально доходчиво и эмоционально рассказать о нем как можно большему числу людей. Иногда я слышу, что не все проекты на нашей площадке могут собрать нужную сумму. Я в это не верю. Всё зависит от прикладываемых усилий», — убеждена Лариса Даль. К слову, наглядней всего о проекте может рассказать видеоролик, подготовленный автором. Такой ролик, яркий и остроумный, размещен, например, в кейсе Натальи Галузо.
«Это раньше так было: пришел батюшка к бизнесмену, попросил денег, тот ему дал. А сейчас среди батюшек уже конкуренция, деньги стали дороже и не так легко достаются. Поэтому требуются навыки для их привлечения, — продолжает Юрий Криворучко. — Даже заявка на грант конкурса “Православная инициатива”, который гарантирует вам финансирование, тоже требует опыта, усилий, сосредоточенности и веры в себя».
Таким образом, краудфандинг — это не скатерть-самобранка, а реально действующий инструмент финансирования общественно значимых идей, с которым стоит научиться работать. Поэтому, даже если в первый раз автор не набрал нужной суммы, проделанная им работа не пропадает впустую. Совершая ошибки и следуя советам, день ото дня приближаясь к своей цели, незаметно для себя самого он набирается того опыта, без которого невозможно достичь успеха. И в какой-то момент автор вдруг начинает замечать, что у него всё лучше получается то, что раньше казалось невозможным: он легко вступает в контакт и налаживает партнерские отношения, убедительно, в нескольких фразах, рассказывает о своем проекте, не боится потерпеть поражение. И, наконец, учится структурировать свою жизнь и осваивает планирование. И в этом смысле краудфандинг — школа, развивающая у неравнодушного и социально-активного человека способности и навыки, о которых он не подозревал.
Справка
Наиболее распространенными
являются краудфандинговые
площадки в России
Boomstarter.ru. Темы: искусство, комиксы, танцы, дизайн, мода, фильмы, еда, игры, музыка, фотография, издательское дело, технологии, театр. Редко — благотворительность.
Planeta.ru. Темы: те же, что и в Boomstarter, плюс благотворительность.
Nachinanie.ru. Тема: благотворительность.
Проект «Нитка» на сайте «Предание.ру» (predanie.ru / nitka). Темы: культурные, социальные, просветительские.
Dobro.mail.ru. Тема: благотворительность.
Smipon.ru («С миру по нитке»). Темы: креативные проекты в бизнесе, творчестве, образовании и экологии.
Kroogi.com. Темы: благотворительность, издание музыкальных дисков и книг — один из разделов сайта. Представляет собой творческое сообщество, в рамках которого музыканты, художники, писатели или фотографы размещают свои композиции, художественные работы, книги или фотографии, законными правообладателями которых они являются.
Thankyou.ru. Темы: музыка и книги.
Fund4Start.ru. Темы: спорт, сбор
помощи на лечение спортивных
травм и поддержка ветеранов спорта.
в Белоруссии
Maesens.by. Темы: творчество, поддержка детских домов, нуждающихся в срочном лечении детей, помощь бездомным животным.
На Западе наиболее популярные — Kickstarter.com (его русский аналог Boomstarter.ru) и indiegogo.com
(его русский аналог Planeta.ru).
Краудфандинг за рубежом и в России
Завоевание краудфандингом мира началось в 1997 г., когда поклонники британской рок-группы Marillion собрали в Интернете 60 тыс. долларов на тур музыкантов по США. Идея пришлась музыкантам по вкусу, и в дальнейшем они не раз таким же способом собирали средства для своих новых альбомов.
Тематика краудфандинга самая разнообразная: поддержка не только искусства, но и инженерных и социальных проектов. Так, английские дизайнеры Мартин Риддифорд и Джим Ривз изобрели светильник, работающий на альтернативных источниках энергии. Он горит полчаса благодаря энергии, которая вырабатывается динамо-машиной, приводимой в действие медленно опускаемым грузом. Инженеры рассчитывали собрать 55 тыс. долларов на производство и распространение приборов в бедных деревнях Африки и Индии, а в итоге получили 400 тысяч.
Одним из самых успешных в США можно считать проект наручных часов Pebble. Предприниматели собрали в качестве предоплаты за будущие часы больше 10 млн долларов — в десять раз больше ожидаемой суммы. Инвесторам обещали прислать их по цене 115 долларов, хотя на прилавок они должны были попасть по 150 долларов за штуку. Наиболее крупные суммы на Западе собирают платформы Кickstarter.com (его русский аналог Boomstarter.ru) и Indiegogo.com (его русский аналог Planeta.ru).
В Рунете датой рождения краудфандинга эксперты называют 2008 г., когда появилась платформа Kroogi.com, созданная выходцами из России, проживающими в США. Платформа ориентирована на поддержку творческих людей.
Наиболее популярные платформы Boomstarter.ru и Planeta.ru заявили о себе в 2012 г. Так, рок-группа
«Би-2» весной 2012 г. сумела собрать на Planeta.ru
1,25 млн рублей для выпуска альбома Spirit. А Boomstarter.ru помог режиссерам фильма «28 Панфиловцев» привлечь на его создание 3,19 млн рублей, что оказалось в десять раз выше заявленной суммы,
и 2 млн рублей на документальный фильм о вещем Олеге, что превысило заявленную сумму в полтора раза.
На Planeta.ru было собрано 400 тыс. рублей для фонда помощи хосписам «Вера». В городе Шарье Костромской области на 300 тыс. рублей, пожертвованные по краудфандинговой схеме, местные предприниматели во главе с кузнецом Сергеем Захаровым восстановили аварийный мост. Помимо денег сторонники помогли активистам стройматериалами. Интересно, что по расчетам властей официальные работы обошлись бы бюджету в 45 раз дороже, то есть в 13,5 млн рублей.
Дизайнер Гузель Санжапова с помощью краудфандинга возродила татарскую деревушку в 200 км от Екатеринбурга. На Boomstarter.ru ее поддержали 525 человек, которые пожертвовали 659 тыс. рублей. Средства пошли на создание производственного цеха по выпуску крем-меда, что обеспечило сельчанам рабочие места.
По данным СМИ, обороты мирового рынка краудфандинга в 2011 г. составили 1,49 млрд долларов; в 2012-м —
2,7 млрд долларов; а в 2013-м — 5,1 млрд долларов.