iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Аналитика
Протоиерей Михаил Васильев (справа) в зоне специальной военной операции. Октябрь 2022 г.
ЖМП № 1 январь 2023 /  26 января 2023 г. 14:00
версия для печати версия для печати

В армии священник нужен больше, чем автомат

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВА

Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и  Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. 

Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.

Надо сегодня совершить подвиг

Иерей Сергий Якименко — клирик храма святой великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца, Патриаршего подворья при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) во Власихе, где настоятелем был протоиерей Михаил Васильев. За алтарем этого храма отец Михаил и похоронен.

С 2014 года Якименко являлся правой рукой отца Михаила во всех его служениях. Сам отец Сергий из семьи потомственных военных: его отец, дед, прадед — все служили в армии. И он был офицером в РВСН. Рассказывает, что к вере его привела мама, которая трудилась за свечным ящиком в только что построенном храме во Власихе. Повзрослев, начинал он свое служение с того, что около трех лет помогал убирать храм.

— Как-то отец Михаил мне говорит: «Тебе надо учиться, товарищ капитан. Если бы ты в академию пошел... (Я тогда только майора получил, а в академию как раз с майорской должности можно идти). Выучился бы, дослужился бы до командира полка, потом — до комдива. Где ты, в Ужуре служил, в 62-й дивизии? Хорошо бы ты пришел туда комдивом и построил там храм для всех в гарнизоне и всю дивизию привел бы туда. Короче говоря, подавай документы на высшее военное образование». Но меня тогда завернули. И отец Михаил сказал: «Хорошо, тогда давай в Свято-Тихоновский. Ты же все равно уже не будешь делать военную карьеру. Надо тебе держать путь в священники». Первой моей реакцией было сомнение и неуверенность: я знал, что там тяжело учиться, многие поступают и не могут закончить. И все-таки закончил богословско-пастырский факультет. Настоятель перевел меня из уборщиков в алтарники. На четвертом курсе меня рукоположили в диаконы. Десять лет я ездил с отцом Михаилом, выкладывал мобильный храм, и мы совершали Литургии в лесах, полях, казармах, военных клубах. За это мое служение Святейший Патриарх Кирилл, когда меня рукополагал в священники, сразу удостоил меня правом ношения и камилавки, и набедренника.

Отец Михаил был мне и духовником, и отцом, хоть он и младше меня. У него можно было спросить любой совет. Мне повезло в жизни, что я его встретил. Я ведь раньше жил совсем по-другому, успел побыть коммунистом... У меня был один ребенок, а теперь — четверо. Если бы не он, не знаю, как бы сложилась моя жизнь, была бы у меня семья? До прихода к вере было ощущение полной неизвестности в жизни. Господь же все четко выстроил. И вот уже восемь лет я священник.

Мы разговариваем с отцом Сергием в комнате боевой славы, открытой в цокольном этаже храма во Власихе. Здесь выставлены вдоль стен найденные на местах боев Великой Отечественной войны оружие, гильзы, личные вещи бойцов. Есть также находки с полей сражений Оте­чественной войны 1812 года. Они привезены из поисковых экспедиций учениками местной школы имени А. С. Попова и членами православного военно-патриотического клуба «Илья Муромец», созданного при храме по инициативе отца Михаила в 1998 году.

— Он сам нашел полковника в запасе Леонида Анатольевича Мельникова, который все эти годы занимается с ребятами поиском погибших бойцов. Надо сказать, клуб стал популярным среди наших гарнизонных подростков. За эти годы больше шестисот детей прошло через него. Примерно сто из них стали офицерами. В клубе несколько направлений занятий, но главное — поисковая работа на местах боев. Ребята вместе с преподавателями (опытными офицерами) извлекают и захоранивают по-христиански останки воинов Красной армии. Для подростков это, конечно, незабываемое событие, когда удается найти останки солдат. А если еще находится медаль—он с именем погибшего бойца и получается разыскать его внуков и правнуков и пригласить на отпевание, то дети, видя эту связь времен, очень воодушевляются. Придя в клуб, молодые люди начинают по-другому себя вести, все занимаются спортом. Пятна­дцатилетние девочки-подростки тоже меняются. Те, кто занимаются в клубе, получают разрешение купить себе военную форму да еще нашивки. И когда ходят в форме, они уже иначе себя воспринимают.

Рассказывая о пастырском служении отца Михаила, отец Сергий замечает, что за какие бы направления работы он ни брался, ко всему подходил основательно. Взять катехизацию. Деятельностью его прихода было охвачено все подрастающее поколение Власихи, включая четыре детских сада гарнизона. Казалось бы, что сложного — позаниматься с малышами, все могут. Однако организовано все на высшем уровне: катехизические занятия, адаптированные для детей дошкольного возраста, проводят молодые прихожанки, имеющие дипломы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В двух гарнизонных школах тематические уроки ведут клирики прихода. Также при храме работает воскресная школа, в которой ежегодно обучаются около 120 детей.

— Он был максималист, ему в любом деле нужно было объять необъятное, — констатирует отец Сергий. — Говоришь ему: «Отец, ну давай хотя бы одно сначала закончим, а потом за другое возьмемся». А он отвечает: «Нет, то тоже важно сейчас сделать, а потом вот это. А затем отдохнешь». И так он каждого озадачивал. Любимое его выражение: «Надо сегодня совершить подвиг». Самое интересное, что если бы он так не делал, мы бы столького не достигли.

Больше двадцати лет в гарнизоне ведется работа по окормлению военнослужащих. От принятия воинской присяги молодым пополнением до заседания военных советов РВСН и участия в подготовке и проведении пусков ракет на полигонах — во всем принимают участие священники, которых воспитал отец Михаил Васильев. По просьбе командования РВСН клирики По­дворья выезжают в другие гарнизоны ракетчиков, разбросанные по всей стране.

Интересуюсь у отца Сергия, что это за мобильные храмы, с которыми можно десантироваться и развернуть их даже в чистом поле.

— Есть два вида таких храмов. Зимний представляет из себя надувной шатер на 150 человек, с которым действительно можно десантироваться. Сорок минут уходит на его подготовку. Он может совершенно автономно работать, так как у него есть генератор, который дает электричество, и тепловая пушка. Надул, нагрел и совершай Литургию. А летний мобильный храм — это прицеп к машине, который разбирается за 10 минут и превращается в мобильный алтарь, вверх выдвигается небольшой купол, вбок — пономарка. Прихожане стоят на улице; если погода позволяет, то можно служить до октября. Отец Михаил нам всегда говорил: «Делайте так, чтобы все было ваше, чтобы вы пришли в любую воинскую часть и автономно, хоть на улице под открытым небом, могли все установить и провести». Ведь сколько раз было: приезжаем с занятием, и замполит говорит, что вот, пожалуйста, вам клуб, проводите, — а там ни света нет, ни розетки не работают. Поэтому стали все возить с собой. Если не работает розетка, мы генератор заводим, от него провод кинул — уже есть питание. У нас же занятия с показом. Проектор подключили, колонки — и можно начинать.

Для занятий с военнослужащими отцом Михаилом Васильевым и его единомышленниками был разработан учебно-методический курс «Наука жизни» — около ста встреч для офицеров и ста пятидесяти для солдат. Заниматься могут все: и верующие, и неверующие, и православные, и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Курс охватывает все основные мировые религии и затрагивает широкий круг тем. К примеру, идет разговор о нравственности: что такое быть верным жене и что такое неуставные отношения? Чем вредно курение и наркомания? Что такое информационная война? Рассматриваются вопросы экологии, глобализации. Много военной тематики.

— К каждому занятию прилагается видеоряд, который выводится на большой экран, — объясняет отец Сергий. — Курсом сегодня пользуются 30 священников в десантных войсках и 15 — в ракетных. Отец Михаил хотел, чтобы такой опыт распространялся и в других родах войск.

Слово и дело

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий в 2021–2022 годах возглавлял Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами и работал с отцом Михаилом Васильевым, который в то время был в отделе советником. Как военные священники они познакомились в 1995 году, встречаясь на сборах и на Рождест­венских чтениях.

— На передовой и в казарме нет возможности говорить долго, и никто не будет слушать, — рассуждает владыка Савватий. — Да и мягкое елейное слово успокаивает душу, но не воодушевляет ее на подвиг и на изменения самого себя. Языком притч, короткими емкими фразами надо добиться того, чтобы пастырское слово осталось в сердце человека и чтобы дейст­вовало в нем. Такому слову учил отец Михаил. Может быть, оно не всегда ложится на слух простого священника и прихожанина, но оно не им и предназначено. Помню, как он обратился к солдатам: «Дорогие братья, хорошая новость: умереть никому не придется, все будем жить вечно. Но только вечно надо жить не потом, когда умрем, а можно уже сейчас делать дела для вечности, учиться радоваться радостям вечности: это когда по совести, когда не за деньги, а за Родину, тогда это с Богом. И с Богом надо начинать общаться уже сейчас. Поэтому давайте, братья, помолимся и причастимся». Любил повторять, что на войну солдат идет не убивать, а умирать, поэтому в армии священник нужен больше, чем автомат.

Владыка Савватий замечает, что короткое емкое слово важно не только для солдата, но и для командиров и даже Президента страны, поскольку им тоже некогда слушать длинные речи. Отец Михаил и для такого собеседника мог найти нужное слово. В 2009 году Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев посещал Министерство обороны, и к нему обратился отец Михаил с вопросом, не желает ли тот поставить свечу в единственном в мире десантируемом храме. Президент согласился и уже в храме услышал от священника такую фразу: «Вы же понимаете, что можно за деньги убивать, но нельзя за деньги умирать». Это была очень своевременная встреча, поскольку вопрос о восстановлении института военного духовенства обсуждался в то время на государственном уровне.

Есть один способ, чтобы короткое слово воздействовало на человека и заставляло его измениться: надо, чтобы оно совпадало с делом. Если военный священник призывает к подвигу, он сам должен жить в подвиге. И отец Михаил так и делал: спал в солдатских палатках, прыгал с парашютом на учениях. Помню, вскоре после начала спецоперации на Украине мы были с ним в Луганской области. Заходим в штаб, а там сидят человек 25 офицеров и сильно накурено. Мы промолчали. Получив задачи, занялись их выполнением. Отец Михаил сходил на линию соприкосновения в Папасной, где шли жесткие бои. Из офицеров-то немногие туда добирались. И когда он снова вернулся в штаб и увидел, что опять сильно накурено, сказал: «Товарищи офицеры, вы или бросайте курить, или же берите автомат — и на передовую». Зная, что он только что сам был на линии фронта, руководство впечатлилось этим коротким словом. И когда в следующий раз он пришел, уже не было такого сигаретного дыма. И офицеры, на удивление отца Михаила, потом говорили ему, что вы нам такое сказали, что поневоле бросишь курить.

Как он находил эти слова? Потому что он любил этих людей и дело делал. В армии, в мужском коллективе, верят не слову, а делу.

По словам владыки Савватия, отец Михаил рассказывал, как в 2014–2015 годах окормлял в Стаханове в Луганской области дислоцировавшийся там 6-й казачий полк. А это были настоящие казаки-пластуны, смелые и отважные парни, которые не просто казачью форму носят. Они его слушали, слушали и говорят: «Батюшка, а слабо тебе на передовую?» — «Как не сходить к солдатикам, схожу и причащу». И когда он сходил, уже начали его по-другому воспринимать. Когда священник свидетельствует о существовании вечной жизни тем, что не боится смерти, тогда ему начинают верить и слушать.

Батюшка, благословите

Храм святой великомученицы Варвары с приделом преподобного Илии Муромца, ставший Патриаршим подворьем при штабе РВСН во Власихе, был построен в 1998 году. Самое непосредственное и активное участие в строи­тельстве принимал отец Михаил. Ракетчики, которые занимались возведением храма, вспоминают, как священник с утра до вечера наравне с ними трудился на стройке, вникая во все возникающие проблемы. В итоге храм появился в рекордные сроки — через 9 месяцев. Это был не единственный храм, который построил Васильев. Многим известен Благовещенский храм в московском районе Сокольники — главный храм ВДВ. Он также был возрожден благодаря усилиям отца Михаила. Его настоятель прото­иерей Александр Солдатенков вспоминает:

— К концу 1990-х годов храм, построенный в начале XX века военнослужащими 6-й Саперной бригады, пребывал в аварийном состоянии. Купола и колокольня снесены. Внутри сохранившегося здания черные закопченные стены и такой же потолок, поскольку здесь топили углем (чугунную печку установили прямо в алтаре). Отец Михаил, работая в штабе ВДВ помощником командующего, ходил мимо этого здания, зная, что это была когда-то церковь. Помню, он мне часто говорил: «Отец, поехали храм посмотрим». У него была цель возродить здесь церковную жизнь, и он вел переговоры с командованием ВДВ. В итоге в 2009 году недавно назначенный командующим ВДВ генерал-­полковник Владимир Шаманов распорядился здание освободить и передать под храм. Патриарх Алексий II благословил возродить этот храм собором Воздушно-десантных войск. Настоятелем стал отец Михаил Васильев, и на его плечи легло восстановление храма.

Мало того, что отреставрировали основное здание, возведя мраморный иконостас, — была заново построена снесенная когда-то 32-метровая колокольня и появился нижний крестильный храм, освященный в 2015 году в честь великомученика Никиты Воина.

Отец Александр Солдатенков является также настоятелем храма иконы Божией Матери «Благодатное Небо» — воинского храма, расположенного на территории 45-го полка специального назначения ВДВ в Кубинке, который также был построен при непосредственном участии отца Михаила Васильева.

— Храм начал свое существование во вторую чеченскую кампанию, когда полк выезжал в бое­вые командировки в Чечню; и там, высоко в горах, где стояли наши десантники, у нас был обустроен храм в брезентовой воинской палатке, в котором мы служили с отцом Михаилом. На счету отца Михаила также храм преподобномученицы Елисаветы, построенный им на территории 25-го клинического госпиталя Ракетных войск, где он был настоятелем.

Отец Александр Солдатенков долгие годы был помощником отца Михаила Васильева и его ближайшим другом.

— Мы познакомились в 1999 году в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами. Я тогда был клириком Тульской епархии. К нам в епархию поступил запрос на священника, который поедет в Косово. Помню, тяжело было видеть, как бомбили наш братский народ, православных христиан. И когда меня спросили: «Отец, ты поедешь?» — я ответил, что да, хотя у меня уже было двое маленьких детей. Я приехал в Москву, и мы встретились с отцом Михаилом. Он дал мне очень много информации по Косово, где бывал неоднократно, контакты офицеров, которые мне помогут на месте.

Меня тогда поразила его энергия. Он был таким мощным локомотивом правильных мыслей и идей. Я ему даже частенько говорил: «Постой, отец, не торопись».

В итоге я два раза по полгода был в Косове, а затем в одиннадцати командировках в Чечне. Сначала ездили с отцом Михаилом, потом он меня старшим посылал. Звонит: «Отец, завтра борт, в Чечню летишь». Я ему в ответ: «Есть». Рюкзак у меня всегда был собран. Даро­хранительница при мне. Собрался, полетел. Или: «Завтра в Кострому надо ехать, в 8 утра начало первенства по армейской борьбе в честь святого преподобного Илии Муромца». Взял с собой большую икону преподобного, повесил ее в зале. Многие из военных удивлялись, что Илья Муромец — реальный человек, думали, что он сказочный персонаж.

Главным делом его жизни было воспитание военных священников. Они ведь не сидят на приходе, чтобы к ним шел народ, наоборот, они сами идут к военным — в казармы, на плац, в клубы, в окопы. Так поступал отец Михаил и своим примером учил других иереев. Он любил повторять: «Не делай, как я сказал, а делай как я». Сегодня в зоне проведения спецоперации на Украине больше всего находится священников ВДВ, и собрал их отец Михаил.

Будем продолжать его дело, ничего не оставим. Это уже наше, родное. Я больше двадцати лет служу в войсках. Поначалу тяжело было. Помню, началась вторая чеченская кампания, и священники уже официально туда поехали; а военным на передовой все это было еще в диковинку: какой-то поп ходит, зачем он нужен? Внимания не обращали, ругались матом, на замечания не реагировали. Три недели отслужишь и, насмотревшись на все это, счастливый возвращаешься домой и думаешь, что больше никогда не поедешь. А дома спустя несколько недель уже начинаешь скучать по своим солдатикам. Ты ведь отправляешься туда ради тех ребят, которые приходили к тебе на службу, причащались, которых ты крестил. За эти двадцать с лишним лет отношения военных и священства кардинально поменялись. Когда священник постоянно находится при части, при солдатах, это совсем другое положение дел. Сегодня приезжаешь к военным, и командир тебе: «Батюшка, благословите!» А это даже не твое подразделение. И ты понимаешь, что большой путь пройден.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении гражданского долга, Михаил Васильев был удостоен звания Героя России посмертно. За жертвенное служение Церкви и Отечеству протоиерей Михаил Васильев был удостоен ордена Русской Православной Церкви Славы и чести (I степени) посмертно. О нем будут помнить не только военные, которых он окормлял больше четверти века, не только миряне, но и все, кому не безразлична судьба России.

26 января 2023 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00