![]()
Алтарь Победы нашей В подмосковной Кубинке завершились работы по убранству главного храма Вооруженных Сил — Патриаршего собора Воскресения Христова. Чин Великого освящения собора, запланированный на начало мая, по известным причинам перенесен. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» тщательно изучил новостройку и выделил 12 ее главных особенностей. PDF-версия
3 июня 2020 г. 17:00
Сказание о Курбе О происхождении топонима «Курба» до сих пор ведутся жаркие споры. Версия о нахождении здесь главной княжеской резиденции Андрея Курбского – одного из самых известных политических оппонентов Ивана Грозного – четких подтверждений не находит. Впрочем, нет оснований сомневаться в том, что эта местность издавна входила в его вотчину. Более вероятным современным ученым представляется наименование села по гидрониму Курбица – речке, до сих пор разрезающей населенный пункт надвое. Но прославилась Курба благодаря уникальному Казанскому храму. В советские годы он был превращен в машинно-тракторную станцию, а теперь неравнодушная общественность пытается его спасти от окончательной гибели.
1 июня 2020 г. 17:00
Великая Отечественная война и «новая религиозная политика» Торжества, посвященные Великой Отечественной войне, 75 лет победоносного завершения которой отмечается в нынешнем году, в связи с известными событиями перенесены на конец июня. А это значит, публикации на эту тему по прежнему сохраняют свою актуальность. Наши авторы продолжают не только вспоминать о величии подвига тех, кто приближал разгром фашистской Германии и ее сателлитов. Но также вновь и вновь задумываться над вопросом, почему в последние десятилетия получают широкое распространение, популяризируются всевозможные мифы о войне, Сталине, его церковном «обращении» к вере и «возрождении» им Русской Православной Церкви. PDF-версия.
27 мая 2020 г. 16:45
Храмы у Дороги жизни Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — это труд тех, кто стремился спасти людей от гибели в блокадном Ленинграде. Среди них не только те, кто доставлял в осажденный город грузы и вывозил блокадников на Большую землю, защищал небо от вражеской авиации, но и те, кто работал в мастерских по ремонту автотранспорта и авиационных двигателей, спасал в эвакуационных пунктах обессиленных от голода ленинградцев. Однако мало кто знает, что этими мастерскими и госпиталями на другом берегу Ладоги стали храмы, закрытые в 1930-х годах. Четыре из них оказались в непосредственной близости от линии Волховского и в зоне действия Ленинградского фронтов и сегодня находятся в Тихвинской епархии. PDF-версия
8 мая 2020 г. 10:57
Сим победиши В издательстве «Познание» вышла в свет новая книга историка М. В. Шкаровского о Великой Отечественной войне «Господь дарует нам Победу». Автор в беспристрастной форме, опираясь только на факты, анализирует роль Церкви в победе над немецким нацизмом. Почему только война, поставившая советское государство на край катастрофы, заставила руководство страны несколько смягчить политику в отношении Церкви? Какой на самом деле была религиозная политика нацистов и почему стало возможным возрождение Православия на оккупированных территориях? Об этом в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук Михаил Шкаровский. PDF-версия
30 апреля 2020 г. 15:04
Часовня появилась на месте нацистского концлагеря под Симферополем Сегодня, 8 мая, в с. Мирное Симферопольского района открыта первая очередь мемориального комплекса на месте бывшего концлагеря «Красный» - крупнейшего в Крыму из действовавших во время оккупации полуострова гитлеровскими войсками. В его составе возведен храм-часовня. На месте колодцев, куда каратели заживо бросали мирных местных жителей, установлены памятные знаки.
8 мая 2015 г. 12:50
Святейший Патриарх Кирилл призвал защитить День Победы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вчера возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Предстоятель и духовенство Русской Православной Церкви возгласили «Вечную память» «вождем и воинам, жизни свои на поле брани за Отечество наше положившим», и пропели Пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых».
9 мая 2013 г.
Сталин на автобусе: консолидация общества или его раздробление? Тиражируя на общественном транспорте портреты тирана, радетели "исторической достоверности" рискуют добиться прямо противоположного эффекта
2 мая 2012 г. 15:06
"О его удивительной жизни хотелось слушать снова и снова". Памяти прот. Василия Брылева 18 июля отошел ко Господу клирик Московской епархии, ветеран Великой Отечественной войны, участник боев под Ржевом и на Курской дуге протоиерей Василий Брылев. Священник, прослуживший больше 60 лет Богу и Церкви. "...Я все время молился. Постоянно. И утром, и днем. Читал все молитвы, которые знал", - вспоминал отец Василий о боях на Курской дуге
12 октября 2011 г.
|
![]()
13 февраля 2013 г. 14:00
Великая Победа и великий тиран: отношение россиян к 9 Мая и к Иосифу Сталину через 70 лет после Сталинградской битвы«Церковный Вестник» ранее писал о проведенном Фондом «Русское православие» и Журналом Московской Патриархии социологическом исследовании «Место образов советского наследия в представлениях об идеальном обществе: взгляд сквозь призму религиозного мировоззрения»1. Рассказываем подробнее о результатах этой работы, предметом которой стало отношение соотечественников к победе в Великой Отечественной войне и к возглавлявшему в то время Советский Союз Иосифу Сталину. День Победы — наше все «В качестве главного вывода я бы отметил такой факт. Победа в Великой Отечественной войне и праздник 9 Мая прочно заняли в общественном сознании место символов-доминант, — говорит руководитель исследования заместитель декана социологического факультета МГУ Алексей Синяков. — Они твердо „прописались“ в исторической памяти и отражают отличительные черты советского времени и государства, вызывающие у граждан по отношению к прошлому чувства любви и гордости. Посудите сами: подавляющее большинство опрошенных относится к победе как к памятному моменту, достойному уважения. Полностью это мнение поддерживают 84% респондентов, а с некоторыми оговорками — еще 14%. Причем позитивное восприятие россиянами этого события советской истории не зависит от вероисповедания, церковности людей или степени их воцерковленности, оставаясь стабильно высоким во всех социальных слоях и возрастных когортах». Практически все опрошенные солидарны и в восприятии Дня Победы как самого торжественного праздника: количество думающих иначе не выходит за пределы статистической погрешности. Не мешает данной оценке и видение войны как одной из самых трагических страниц в советской и российской истории. Как считают наши современники, врага мы задавили в основном «пушечным мясом»: около 78% опрошенных в целом согласны с тем, что победа была достигнута путем огромного количества неоправданных жертв. «Однако воспринимать Победу из-за этого как повод для национального позора жители России совершенно не готовы, — добавляет Алексей Синяков. — В нашем исследовании мы просили респондентов также согласиться или не согласиться с утверждением „Цена победы в Великой Отечественной войне в 1945 году — это черная страница нашей истории“. Так вот, полностью опровергают его две трети опрошенных».
Великий гений... Далеко не так однозначно коллективное сознание воспринимает Сталина. Точнее будет выразиться следующим образом: в оценках этой исторической фигуры устойчивое отражение находят два на первый взгляд взаимоисключающих тренда. В первом лице государства той эпохи люди одновременно видят как величайшего тирана, так и персону, вокруг которой в годы страшных испытаний народу удалось сплотиться. «Вторая точка зрения собирает даже несколько больше оценок, — отмечает Алексей Синяков. — Но гораздо интереснее, на мой взгляд, что особой поддержкой Иосиф Сталин пользуется у представителей старшего поколения и у лиц с неоконченным образованием. Так, в возрастной когорте от 55 лет свое полное согласие с формулировкой „Сталин — личность, которая сделала нашу страну сильной, он оставил после себя великую сверхдержаву“ демонстрирует почти 32% опрошенных — на треть больше, чем в среднем по стране. А у россиян с неполным средним образованием соответствующий показатель и вовсе достигает 44%, почти в 2,5 раза превышая аналогичное значение в выборке обладателей вузовских дипломов! Ветераны в Сталине видят подлинного, без кавычек, отца народа, ради которого они шли в бой. В глубинном интервью, ставшем частью нашего исследования, эта персона часто предстает как олицетворение единства в борьбе с захватчиками, олицетворение самой Родины: „Многие отдавали за него жизни. Он как-то сумел сплотить вокруг себя людей. Может, люди верили, что это что-то доброе и чистое“. Отмечу также, что вероисповедание и уровень религиозности, судя по нашим данным, не оказывают критичного влияния на распространенность подобных настроений в обществе. Хотя в среде мусульман с объединяющей и сплачивающей ролью Сталина в целом соглашаются 79% опрошенных, а в среде атеистов — лишь около 60%». ...Или великий злодей? Заметно рельефнее разброс мнений по отношению к генералиссимусу Сталину при анализе поддержки или отрицания следующего утверждения: «Это палач, преступник, уничтоживший значительную часть российского населения, выдающихся людей». Прежде всего, здесь находит продолжение тезис о повышенной лояльности к Сталину мало образованных людей. Если среди россиян с неполным средним образованием с указанной формулировкой в целом согласны 46%, то у людей с вузовским дипломом аналогичный показатель достигает 60%. В остальном умеренные разновидности ответов (скорее согласен/скорее не согласен) представлены более-менее равномерно во всех выборках исследования. Частота первой из них практически повсюду колеблется около двух пятых, а второй — около одной шестой. Единственное заметное отклонение — мусульмане, видимо, демонстрирующие повышенное преклонение перед образом Верховного Главнокомандующего. Они в целом поддерживают приведенную формулировку всего лишь на 30%, а на 62% с ней не согласны. Напротив, в группе воцерковленных православных максимальна доля полностью согласившихся с процитированным утверждением (28%) и минимальна доля полностью не согласных с ним (9%)2. Стоит сказать еще об одной группе, сильно сомневающейся в справедливости предложенного респондентам изречения. Это юные россияне в возрасте до 24 лет включительно. Здесь всего около 9% опрошенных полностью согласились с тем, что Сталин был величайшим палачом. Из-за этого общая распространенность данного мнения в «молодой» возрастной когорте не дотянула до половины. «Такая противоречивость имеет разумное объяснение, — подводит итог Алексей Синяков. — Помимо интенсивной мифологизации, фигура Сталина к тому же предстает и как символ исторического процесса. А восприятие таких символов традиционно основано на диалектике достижений и пользы для страны с одной стороны и жертв, которые пришлось принести ради этого — с другой». Взгляд общества на историю достаточно трезвый Комментарий протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Публикация этих данных очень актуальна. В целом они меня порадовали — с учетом сложности российской истории ХХ века с одной стороны и относительно низкого уровня исторических знаний большей части общества с другой (и особенно на фоне странной дискуссии о возвращении имени «вождя народов» городу на Волге, нередко переходящей в истерику и принимающей провокационный характер). Цифры свидетельствуют о достаточно трезвом взгляде на историю прошедшего столетия: при высокой оценке значения Великой Отечественной войны люди понимают, какой ценой была достигнута Победа. Очень важно, что большая часть наших современников убеждена: верховный главнокомандующий был палачом и преступником. Также понятно и более кричное отношение к нему православных, ведь из всех общественных институтов именно Православная Церковь подверглась с его стороны самым жестким гонениям и террору. Сталин как миф заслоняет Сталина живого Комментарий кандидата социологических наук Леонтия Бызова, старшего научный сотрудник Института социологии Российской академии наук. Как видно из опроса, 9 мая, в отличие от «революционных» дат 7 ноября или 12 июня, объединяет все общество, всю нацию. Вокруг фигуры Сталина, как и вокруг всей советской политической истории, ожесточенные баталии ведутся вот уже почти 60 лет. Сегодня, казалось бы, мы знаем все, поименно названы все жертвы репрессий, отслежена их судьба. И все равно однозначных оценок нет и, наверное, не будет. Все попытки представить Сталина однозначным преступником, палачом, равно как и однозначным героем, вождем, не удались, и видимо, такого общего знаменателя никогда не найти. Этот человек был и остается фигурой огромной исторической значимости, как бы к нему ни относиться. Его невозможно отделить от эпохи, в которой он жил, а эта эпоха сама по себе весьма противоречива. Сталин уже превратился в мифологический персонаж, продукт народного творчества, который прочно заслонил Сталина живого, реального. Сейчас то время быстро отдаляется от нас. Как показало исследование, новые поколения россиян, выросшие уже после краха советской власти, меньше интересуются Сталиным, относятся к нему без тех эмоций, которые характерны для среднего и старшего поколения. Новому времени нужны новые герои, созвучные современным настроениям. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Репрезентативный опрос 1700 россиян проведен в сентябре 2012г. во всех федеральных округах в соответствии с половозрастной структурой населения страны и в соответствии с долями городского и сельского населения. Максимальная погрешность результатов не превосходит 2,5%. 2 В исследовании выделялись и отдельно рассматривались следующие группы: «воцерковленные православные», «православные с нерегулярной практикой», «христиане без религиозной практики», «мусульмане», «представители других религий» и «атеисты». Доли их выборок в процентах составили соответственно 7,7; 33,8; 29,3; 6,8; 2,2 и 20,2%.
13 февраля 2013 г. 14:00
Ключевые слова:
Бутовский полигон, Великая Отечественная война, День Победы, ЖМП, история, статистика
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|