выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковь
Репетирует сводный хор певчих Московской городской епархии. Фото Юлии Маковейчук
ЖМП № 8 август 2017 /  24 августа 2017 г. 15:30
версия для печати версия для печати

О клиросе без фальши

О НОВОМ ВЕБ-РЕСУРСЕ ДЛЯ РЕГЕНТОВ И ПЕВЧИХ, О ТРАДИЦИЯХ И НОВАЦИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ И О ПАСТЫРСКОМ ПОПЕЧЕНИИ КЛИРОШАН

Церковь активно взялась за решение проблем современного клиросного служения и развития богослужебного пения. После прошедшего в российской столице в конце прошлого года I Международного съезда регентов и певчих, работу которого подробно освещал наш журнал (см. ЖМП. 2017. № 1), Священный Синод образовал Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения и утвердил положения о новосозданном органе и его персональный состав. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает председатель совета протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове.

— Ваше Высокопреподобие, состоявшийся впервые спустя век общецерковный форум регентов и певчих стал историей. Как вы оцениваете его итоги? Какие нотки превалируют в вашей оценке — оптимистические или не совсем?

— Итоги съезда не разочаровали. Мы усматриваем в них огромный потенциал для дальнейшего развития, причем как кадровый, так и творческий; совместно определены главные направления дальнейшей работы. В качестве официальных делегатов зарегистрировались представители большинства епархий Русской Православной Церкви. Впрочем, ответа из некоторых регионов мы так и не дождались. Но это, видимо, следствие специфических проблем, связанных с самым начальным этапом работы. Ведь оргкомитет съезда был вынужден пойти по церковно-административному пути, предприняв рассылку приглашений по епархиям, которая была адресована помощникам правящих архиереев или управляющих викариатствами. Да, во многих случаях мы натолкнулись на молчание, а потом с тех территорий от регентов пошел шквал звонков с обидами: почему, мол, их не пригласили?! Вообще-то, если начистоту, дело оргкомитета — не приглашать делегатов, а подготовить заседания самого съезда. По моему мнению, это как раз епархии должны быть заинтересованы в том, чтобы их делегаты оказались представлены на столь важном общецерковном мероприятии. Ведь мы гарантировали регистрацию и предоставление питания во время работы съезда одному-двум делегатам от каждой епархии, которая бы оплачивала им проезд и половину стоимости проживания в Москве (предполагалось, что вторую половину за проживание внесут сами участники). Был позднее и второй пик обращений с мест — уже от официальных лиц с просьбой о регистрации их представителей, когда выяснилось, что работу съезда возглавит сам Предстоятель.

Надеюсь, те ошибки, недостатки и недопонимание остались в прошлом, тем более что очень многие регенты и певчие участвовали в работе пленарных и секционных заседаний неофициально, прибыв в Москву за свой счет. Естественно, двери съезда никто перед ними не закрывал! Теперь у нас сформирована большая информационная база по всем активистам клиросного служения, на которую мы впредь и намерены опираться при всех важных информационных рассылках. Она уже сослужила добрую службу отделу молодежного служения Московской (городской) епархии: при помощи этой базы он организовал всероссийский рождественско-святочный флеш-моб «#Колядка2017».

— Но, наверное, не во флеш-мобе главный результат съезда?

— Я бы сформулировал его следующим образом: мы увидели необходимость создать постоянно действующий общецерковный орган по клиросному служению, о чем — наряду с пожеланием созывать съезды регентов и певчих не реже чем раз в три года — и записали в резолюции. Конечно, без обратной связи такой орган рискует оказаться оторванным от реальности. Поэтому сейчас группа профессиональных программистов работает над специальным веб-ресурсом, где певчие и регенты, зарегистрировавшись и создав виртуальный личный кабинет, могли бы напрямую, без посредников обмениваться профессиональным опытом.

— Разработка специализированного сайта также была одним из пунктов резолюции съезда. Когда он заработает и по какому интернет-адресу?

— Сайт создается серьезной командой разработчиков на средства Фонда по развитию Синодального хора (его регент Алексей Пузаков — мой заместитель в совете). Его платформа уже готова, но ее необходимо наполнить весомым материалом, чтобы сайт не выглядел пустышкой. Там будут и медиараздел, и нотные библиотеки, и видеофайлы с мастер-классами, и пособия по церковному пению и гласовой традиции. Пользуясь случаем, хочу сказать, что сейчас наш совет активно готовит материалы к большому круглому столу по древнерусскому богослужебному пению. Эта тема оказалась за бортом съезда просто потому, что его заседания нельзя было сделать «резиновыми». Но она сейчас крайне актуальна, поэтому для ее экспертного обсуждения мы решили не ждать два с половиной года до следующего съезда (где мы, к слову, постараемся сделать отдельную секцию по знаменному пению). Круглый стол проведем уже в этом году. Также до начала следующего года заработает и специализированный сайт, а его интернет-адрес всем заинтересованным лицам мы обязательно сообщим. Еще одна важная задача, над которой мы сейчас работаем при помощи информационных рассылок с использованием упомянутой базы данных, — это выработка повестки первого заседания совета.

— А когда оно состоится?

— Зависит от Святейшего Пат­риарха Кирилла, который в своей резолюции на решение этого органа выразил желание возглавить первое заседание лично. Я же как председатель совета буду решать задачу полного представительства на этом заседании всех территорий Русской Православной Церкви — как епархий в Отечестве, так и за рубежом.

— Совет будет собираться ежегодно?

— Нет, чаще. Мы бы хотели устра­ивать совместные заседания минимум дважды в год.

— Несмотря на то что повестка еще не выработана, у вас как у председателя, наверное, есть представление о безотлагательных задачах, которые хотелось бы обсудить, тем более на возглавляемом Патриархом заседании совета!

— Конечно. Благословение Святейшего Патриарха в первую очередь хотелось бы получить на решение следующего круга проблем: развитие церковного пения на зарубежных приходах; организация региональных и епархиальных программ по церковному пению; социальная защищенность регентов и певчих.

— В своем первосвятительском слове на съезде Святейший Патриарх Кирилл подробно высказался о необходимости охранения традиции синодального обихода: «Если он совершенно исчезнет, если у нас забудут синодальное осмогласие, это будет очень плохо. Я болезненно воспринимаю фантазии на тему восьми гласов. Этого делать нельзя». Но отнюдь не все догадываются, что сегодня, буквально на наших глазах, видоизменяется сама традиция! Я имею в виду канонический восьмой стихирный глас, в котором нижний (в смешанном хоре басовый) голос во втором колене традиционно начинал фигуру опевания тоники с седьмой ступени минорного лада. И вдруг несколько лет назад на московских приходах возникло мощное движение, в рамках которого регенты меняют эту ноту на третью ступень. Вроде бы непосвященным не заметно: подумаешь, было опевание снизу, а теперь сверху. Но меняется мотив в одной партии, а значит, меняются и созвучия во всем хоре, и неумолимо видоизменяется восприятие целой мелодии...

— Мне известны подобные примеры. Действительно, сегодня их много и настала пора вплотную ими заняться. Помимо того что их сложно воспринимать молящимся, они доставляют неудобство и самим музыкантам. В небольшом составе опытный певчий быстро переучится, но вы попробуйте справиться с такими разночтениями в большом сводном коллективе, когда нужно готовиться к общецерковному торжеству! В сводном детском хоре Московской городской епархии под управлением Варвары Волковой, уже успевшем прекрасно зарекомендовать себя на клиросах нашего собора и кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, нам пришлось «бороться» с различной трактовкой напевов обиходных гласов методом волевого диктата. С самого начала мы взяли за основу принятый в Школе духовного пения при университетском храме мученицы Татианы мелодическо-ритмический рисунок. — «А как же остальные?» — сразу же услышал немного нервные вопросы. «А остальным придется переучиться!» — твердо ответил я, и два месяца спустя регент уже смогла работать с большим детским хором в 200 голосов. Мы немного затрагивали эту тему в ответах на вопросы из зала в ходе заседания одной из секций съезда, и я понял так, что представители каждой школы трепетно охраняют собственные, характерные для них традиции. Певчие молодого поколения поют уже совсем иначе по сравнению с воспитанниками клиросов советских времен. Да, сегодня это проблема, и о ней надо говорить во весь голос.

— Не могу не коснуться темы отдельного пастырского попечения о клиросе. Немного упрощая, парадигму духовного роста и воцерковления клирошан можно сформулировать в следующей дихотомии: либо на приходе ведется систематическая работа по воцерковлению певчих — профессиональных музыкантов, либо мы ставим на клирос умеющих различать ноты искренне верующих православных и в течение многих лет постепенно формируем из них качественно звучащий хор. Какой путь лично вам кажется продуктивнее?

— Христос приходил проповедовать всем и каждому. В правом хоре нашего собора сейчас нет неверу­ющих певчих, но есть ­невоцерковленные. Однако за ­четыре года моего настоятельства гораздо больше певчих стало исповедоваться и причащаться, подходить на всенощном бдении на елеопомазание, а по совершении Божественной литургии — ко кресту. Сейчас мы решаем задачу закрепления за клиросом отдельного штатного священника, который проводил бы с ними евангельские беседы, катехизировал бы невоцерковленных, разъяснял бы им основы вероучения. Конечно, я не могу обязать всех певчих причащаться ежемесячно. Но приведу один из последних примеров. На клирос пришла работать солистка, знакомая мне еще по совместной музыкальной деятельности в Центральном симфоническом оркестре Министерства обороны. Сначала она исключительно как профессиональная певица хотела познакомиться с обиходом осмогласия, с церковными певческими традици­ями. Теперь уже регулярно исповедуется и причащается. Отвечая на ваш вопрос о двух условных путях, скажу, что мне ближе всё же первый. И не только в силу более качественного звучания музыкантов-профессионалов. Как я замечаю по современным приходам, многие выпускники воскресных школ либо приходских детских хоровых школ воспринимают пение на клиросе как... стояние у станка: отработал смену — получил деньги, до завтра свободен. Напротив, честный, творчески ищущий музыкант не имеет права относиться к исполняемому сочинению теплохладно, ведь он прекрасно понимает: ничего путного в таком случае просто-напросто не выйдет! Потому искренне, позитивно настроенный профессиональный певчий, пусть и рассматривающий первоначально клирос исключительно как площадку для укрепления семейного бюджета (равно как и музыкально грамотный любитель с немалым опытом пения в светском хоре), может оказаться восприимчив для проповеди.

— На многих приходах сегодня развивают народное пение. Может ли, на ваш взгляд, придать новый импульс этой деятельности Русское православное хоровое общество (РПХО)?

— Только если оно станет подлинной площадкой для взаимного обмена идеями и опытом в этой сфере, чего пока мы, к сожалению, не наблюдаем. Ведь надо понимать простую, пусть и горькую, истину: массовая певческая культура в России утеряна. Нет традиции пения в семье, в школе, в вузе, в отличие, к примеру, от Китая, где подобные инициативы поддерживаются на общегосударственном уровне. Возрожденное Всероссийское хоровое общество пока лишь сотрясает воздух, и в таких условиях добиться чего-то РПХО будет очень трудно. Ведь наши прихожане большей частью не знают ни гласов, ни нотной грамоты. И ожидать от них слаженного звучания наивно. Это работа для настоящих подвижников, которые суть товар штучный.

— В обсуждении насущных проблем на съезде звучали голоса о необходимости собственного периодического печатного органа для регентов и певчих. Подобные издания выходили на рубеже прошлого и нынешнего веков — «На клиросе», «Регентское дело». Как вам кажется, может подобное начинание оказаться актуальным сегодня, в эпоху интернета?

— Наверное, может, если, конечно, выпускать его не в виде ежемесячного журнала, а ежеквартального или полугодового альманаха. Только прежде надо определиться с финансированием проекта.

— В итоговом документе съезда отмечено, что будет правильно посвящать каждый будущий съезд определенной доминирующей теме. Как вам кажется, дискуссия по каким из затронутых нами в ходе интервью вопросов могла бы стать лейтмотивом следующего, второго съезда регентов и певчих?

— Да практически по всем. Другое дело, ее надо готовить. Но, как я уже постарался объяснить, допущенных ошибок мы постараемся не повторять.

 

Из Соборной палаты — на Соборную площадь: сводный хор московских певчих под управлением Алексея Пузакова дебютирует на богослужении в Кремле

Первым практическим делом Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси стало создание сводного хора певчих Московской (городской) епархии. Этому коллективу под управлением главного дирижера Московского синодального хора Алексея Пузакова предстоит дебютировать в праздник Успения Пресвятой Богородицы на юбилейном патриаршем богослужении в Успенском соборе Московского Кремля в день 100-летия открытия Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов.

Формирование большого сводного общеепархиального хора — в репетициях принимают участие свыше двух сотен человек — беспрецедентная задача. Тем более в условиях цейтнота: оргкомитет юбилейных торжеств выдвинул соответствующее предложение в середине весны, а первая репетиция хора состоялась в конце мая. Кстати, символично, что Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет любезно предоставил певчим для занятий помещение Соборной палаты Московского епархиального дома, где, как известно, век назад и проходили пленарные соборные заседания.

Чтобы вписаться в жесткие временные рамки, Церковно-общественному совету пришлось прибегнуть к помощи аппаратов московских викариатств. Там циркулярные письма на имя настоятелей с просьбой выделить певчего того или иного голоса поручили составить благочинным всех церковных округов российской столицы. Это был эксперимент в чистом виде. Регент с помощниками не только не представляли себе, певчих какого уровня согласятся «откомандировать» наверх настоятели с регентами (ведь на каждом приходе, в каждом монастыре тоже готовятся встречать двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы), но и не ведали, какие голоса из какого храма конкретно прибудут. Заранее рассчитывался лишь общий, обычный для большого смешанного хора, баланс голосов.

«Тем не менее такой весьма рискованный опыт удался, — радуется регент Алексей Пузаков. — Практически сразу я убедился: к работе приступили квалифицированные, знающие собственное дело певчие, от всего сердца следующие своему призванию».

Никто не ставил себе задачу удивить необычным подбором репертуара как самих музыкантов, так и тех, кто впоследствии будет молиться под их пение. Большинство отобранных для праздничного богослужения песнопений (переплетенные в альбомную «книжку», предваряемую текстом постановления Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года о созыве Поместного Собора, они займут достойное место в нотной библиотеке каждого участника хора) опытным певчим известно. В основном здесь представлены композиторы — корифеи отечественной духовной музыки: Павел Чесноков, Александр Кастальский, Дмитрий Бортнянский, Петр Турчанинов. Прозвучат великая и сугубая ектении Смоленского, просительная ектения Чайковского, «Милость мира и Тебе поем» Калинникова, духовные концерты «Под Твою милость» Чмелева и «В молитвах неусыпающую Богородицу» Рахманинова. Современная музыка представлена произведениями митрополита Волоколамского Илариона.

«Подбирая репертуар, я стремился подчеркнуть торжественность и значимость события, обыгрывая при этом красоту Соборной площади, — продолжает Алексей Пузаков. — Ориентировался на традиции дореволюционного Синодального хора, и в основном выбранные мною авторы представляют Синодальную московскую школу духовной музыки. Я старался представить, как то или иное песнопение будет звучать под колокольней Ивана Великого, выстраивая аллюзии с самими кампанами Московского Кремля. Надеюсь, что и кремлевские звонари порадуют нас на богослужении своим искусством. Вообще считаю, что главная задача Церковно-общественного совета по развитию церковного пения — пробуждать интерес к церковному пению, выносить его в народ, знакомить с ним нецерковную часть аудитории, в том числе посредством таких проектов. Поэтому первый опыт создания епархиального хора бесценен, и надеюсь, со временем его в той или иной мере смогут использовать и на других территориях Церкви Русской».

24 августа 2017 г. 15:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи