выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Церковь
Митрополит Питирим (Нечаев)
13 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Преданный служитель Церкви

Книга «Преданный служитель Церкви» посвящена памяти выдающегося архипастыря митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (+ 2003) и подготовлена к пятой годовщине со дня его кончины.

Главным делом жизни приснопоминаемого Владыки стало более чем тридцатилетнее руководство Издательским отделом Московского Патриархата, который достиг при нем выдающихся успехов и поднялся на уровень, не превзойденный и по сей день, несмотря на появление новейших издательских технологий. Владыка Питирим войдет в историю Русской Церкви как Издатель с большой буквы.

Но кроме издательского дела, к которому призвало архиерея Священно-началие, Владыка запомнился всем и как Пастырь – и также с большой буквы: он окормлял и сотрудников отдела, воспитав из них ряд священнослужителей, в том числе нескольких архиереев, и прихожан храма Воскресения словущего на Успенском Вражке, его кафедрального храма, и иноков Иосифо-Волоцкого монастыря, также находившегося под его управлением, и многих представителей творческой интеллигенции, и студентов – как церковного вуза (Московская Духовная академия), так и светского (Московский государственный университет путей сообщения – МИИТ); наконец, Владыка Питирим был среди тех церковных деятелей, которые стоят у истоков возрождения церковного окормления армии, а также духовно-патриотической работы с верующими, особенно с молодежью.

Митрополит Питирим принимал участие в многочисленных межхристианских и межрелигиозных встречах и всегда с честью и достоинством представлял на них Русскую Православную Церковь. Наконец, митрополит Питирим запомнился людям и как общественный деятель в новую эпоху России, когда Церковь заняла достойное положение в обществе.

Все перечисленные стороны деятельности митрополита Питирима на-шли в той или иной мере отражение в изданной книге, которая состоит из «Вступления» и 12-ти разделов. Во вступлении архипастырский путь Владыки представлен его начальными и конечными точками: речью будущего Владыки при наречении его во епископа и Словом Святейшего Патриарха Алексия I при вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла – и Словом Святейшего Патриарха Алексия II при отпевании митрополита Питирима и некрологом о нем в «Журнале Московской Патриархии».

Основное содержание книги – воспоминания об архипастыре, условно сгруппированные по разделам, соответствующим той или иной стороне деятельности Владыки. Условно, потому что в воспоминаниях о личности митрополита порой представлены сразу несколько ипостасей его многогранного облика, так что отнести эти воспоминания к какому-то одному разделу невозможно. Собранные вместе, они поражают разнообразием круга общения почившего митрополита, – здесь и собратья-архипастыри, и коллеги-соработники по издательскому поприщу, и общественные деятели, в том числе президент СССР М. С. Горбачев, и такие уникальные личности, как чемпионы мира по шахматам В. В. Смыслов и А. Е. Карпов... Всего в книге приняли участие свыше восьмидесяти авторов, среди которых священнослужители, писатели, художники, композиторы, ученые, генералы.

Книга включает в себя также избранные труды Владыки, в совокупности дающие представление о его творческом облике, – это 24 работы митрополита Питирима, сгруппированные по пяти различным рубрикам: «Проповедь», «Богословие и религиозная мысль», «Церковная история», «Катехизические беседы», «Культурология».

Для настоящего сборника впервые была составлена библиография тру-дов почившего архипастыря.

Книга выпущена Издательским Советом Русской Православной Церкви при содействии Фонда «Наследие митрополита Питирима». Составители - Надежда Балабанова и Евгений Полищук.

13 февраля 2009 г.
Ключевые слова: литература
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00