iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Церковь
Митрополит Питирим (Нечаев)
13 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Преданный служитель Церкви

Книга «Преданный служитель Церкви» посвящена памяти выдающегося архипастыря митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (+ 2003) и подготовлена к пятой годовщине со дня его кончины.

Главным делом жизни приснопоминаемого Владыки стало более чем тридцатилетнее руководство Издательским отделом Московского Патриархата, который достиг при нем выдающихся успехов и поднялся на уровень, не превзойденный и по сей день, несмотря на появление новейших издательских технологий. Владыка Питирим войдет в историю Русской Церкви как Издатель с большой буквы.

Но кроме издательского дела, к которому призвало архиерея Священно-началие, Владыка запомнился всем и как Пастырь – и также с большой буквы: он окормлял и сотрудников отдела, воспитав из них ряд священнослужителей, в том числе нескольких архиереев, и прихожан храма Воскресения словущего на Успенском Вражке, его кафедрального храма, и иноков Иосифо-Волоцкого монастыря, также находившегося под его управлением, и многих представителей творческой интеллигенции, и студентов – как церковного вуза (Московская Духовная академия), так и светского (Московский государственный университет путей сообщения – МИИТ); наконец, Владыка Питирим был среди тех церковных деятелей, которые стоят у истоков возрождения церковного окормления армии, а также духовно-патриотической работы с верующими, особенно с молодежью.

Митрополит Питирим принимал участие в многочисленных межхристианских и межрелигиозных встречах и всегда с честью и достоинством представлял на них Русскую Православную Церковь. Наконец, митрополит Питирим запомнился людям и как общественный деятель в новую эпоху России, когда Церковь заняла достойное положение в обществе.

Все перечисленные стороны деятельности митрополита Питирима на-шли в той или иной мере отражение в изданной книге, которая состоит из «Вступления» и 12-ти разделов. Во вступлении архипастырский путь Владыки представлен его начальными и конечными точками: речью будущего Владыки при наречении его во епископа и Словом Святейшего Патриарха Алексия I при вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла – и Словом Святейшего Патриарха Алексия II при отпевании митрополита Питирима и некрологом о нем в «Журнале Московской Патриархии».

Основное содержание книги – воспоминания об архипастыре, условно сгруппированные по разделам, соответствующим той или иной стороне деятельности Владыки. Условно, потому что в воспоминаниях о личности митрополита порой представлены сразу несколько ипостасей его многогранного облика, так что отнести эти воспоминания к какому-то одному разделу невозможно. Собранные вместе, они поражают разнообразием круга общения почившего митрополита, – здесь и собратья-архипастыри, и коллеги-соработники по издательскому поприщу, и общественные деятели, в том числе президент СССР М. С. Горбачев, и такие уникальные личности, как чемпионы мира по шахматам В. В. Смыслов и А. Е. Карпов... Всего в книге приняли участие свыше восьмидесяти авторов, среди которых священнослужители, писатели, художники, композиторы, ученые, генералы.

Книга включает в себя также избранные труды Владыки, в совокупности дающие представление о его творческом облике, – это 24 работы митрополита Питирима, сгруппированные по пяти различным рубрикам: «Проповедь», «Богословие и религиозная мысль», «Церковная история», «Катехизические беседы», «Культурология».

Для настоящего сборника впервые была составлена библиография тру-дов почившего архипастыря.

Книга выпущена Издательским Советом Русской Православной Церкви при содействии Фонда «Наследие митрополита Питирима». Составители - Надежда Балабанова и Евгений Полищук.

13 февраля 2009 г.
Ключевые слова: литература
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00