выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молодой настоятель
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ­ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Приводится точка зрения не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте ­служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского ­института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
1 апреля 2024 г. 16:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
Со Христом
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
7 сентября 2023 г. 16:00
Молитвенное правило священника
«Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты молитвенного правила, позволяет учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с вопросами, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Православной Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
19 июля 2023 г. 15:15
Да поживут по воле Твоей
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — предоставить ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в палитре мнений, отражающих разные аспекты темы. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
5 мая 2023 г. 14:00
Чувствуешь страх — начинай молиться
За плечами у руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского Железногорской епархии протоиерея Святослава Чурканова богатый опыт пастырского служения на передовой. Он исполнял свой священнический долг в боевых подразделениях Российской армии во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне в 1994 году, с 2016 года не раз бывал в Донецке с гуманитарной помощью, духовно поддерживая ополчение. С началом спецоперации на Украине регулярно совершает командировки в зону СВО, окормляя российских военнослужащих. Седьмого января 2023 года за мужественное несение пастырского служения в военных условиях протоиерей Святослав Чурканов был награжден медалью ордена святого благоверного князя Димитрия Донского. О служении в боевых условиях, мерах безопасности и о том, как священнику завоевать авторитет у бойцов и командования, отец Святослав рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2023 г. 16:00
Церковь
Божественная Литургия в Новоспасском монастыре
ЖМП № 2 февраль 2023 /  3 февраля 2023 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Алтарное послушание – по силам ли детям?

КАК СДЕЛАТЬ ПРЕБЫВАНИЕ БЛИЗ ПРЕСТОЛА ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ АЛТАРНИКА, ЧТОБЫ ОНО НЕ ОТВЛЕКАЛО СВЯЩЕННИКА ОТ МОЛИТВЫ И СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ

Во многих храмах к алтарному служению привлекают мальчиков. Кого из подростков стоит звать в Святая святых? Как воспитать благоговение и любовь к храму? Что делать, если юные пономари ведут себя неподобающим образом? PDF-версия.

Благословить мальчика на алтарное послушание — значит помочь ему войти в практику церковной жизни, сформировать в нем навыки служения Богу и людям. Такая точка зрения распространена в церковной среде, в том числе и среди духовенства. «Нам, священникам, проще: то возглас даешь, то каждение совершаешь, то молитву читаешь, то на исповедь идешь — все время занят. Вот и ребятам надо дать возможность активно участвовать в богослужении», — рассуждает один из читателей портала «Пастырь».

Но священники с большим опытом служения более осторожны на этот счет. По их мнению, звать в алтарь следует не всех и ни в коем случае не для того, чтобы «занять» ребят. Задача священника — воспитать из тех, кого он благословил помогать во время службы, ответственных и искренних христиан. Поэтому так важно внимательно приглядеться к кандидатам еще до того, как они перешагнут порог алтаря.

Место для тех, кто любит молитву

Приглашать в алтарь стоит только тех, кто сам желает послужить Богу, говорят опытные пастыри. Если подросток, регулярно посещающий храм, старается помогать — например, держит плат во время причащения, раздает людям стаканчики с запивкой, следит за чистотой подсвечников, — тогда священнику уместно поинтересоваться у него при случае, не желает ли он помогать в алтаре (если сам мальчик стесняется обратиться к нему с таким вопросом). А если видимого интереса подросток не проявляет, не стоит пытаться вызывать его искусственно.

Там, где речь идет о том, чтобы послужить Богу, все очень индивидуально, на первый план выходит личное расположение человека, говорит настоятель Покровского храма в подмосковном Акулове протоиерей Валериан Кречетов: «Если у ребенка есть желание, надо стараться его поддержать».

Но, кроме желания, у будущего алтарника обязательно должен иметься еще и определенный молитвенный опыт, полученный на службах, полагает иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в селе Большая Поляна Липецкой области. Дело не в том, сколько лет человек ходит в храм, а в том, умеет ли и любит ли он молиться, осознает ли, что находится в доме Божием, испытывает ли благоговение к этому месту. 

«Звать в алтарь следует тех, кто любит стоять на молитве в церкви, — соглашается протоиерей Андрей Ткачев, клирик Патриаршего подворья — храма святителя Василия Великого при одноименной православной гимназии в селе Зайцево Московской области. — Если человек с удовольствием находится в алтаре, но с неохотой стоит на службе в церкви, толку от него не будет». Таким подросткам, которые  непременно должны что-то делать, а стоять на месте и молиться не могут, противопоказано быть в алтаре. Стоит обратить внимание на тех, кто с удовольствием молится в церкви, а приглашение в алтарь принимает с сомнением: «Да как-то я недостоин…»

«Бывает, юноша не собирается становиться священником, но хотел бы послужить Богу, имеет желание жить по вере, помогать Церкви, — рассуждает епископ Зарайский Константин. — Известно много случаев, особенно такая практика была распространена до революции, когда церковные люди не становились священниками, но так и оставались всю жизнь в чине дьячков, пономарили. Это было служение всей их жизни».

В алтарь не ходят в гости

Схожим образом решается и вопрос о возрасте, начиная с которого мальчиков стоит звать в алтарь. Священнику необходимо учитывать, что за пономарями ему в любом случае предстоит приглядывать, и это точно не позволит всецело сконцентрироваться на богослужении. «С детьми служить труднее, — признается иерей Валерий Загорцев, настоятель Никольского храма в Чеховском районе Подмосковья. — Постоянно приходится им что-то напоминать, подсказывать. Когда я служу с алтарниками, то всегда настраиваюсь в случае чего все сделать сам — взять кадило, свечу, проследить за готовностью теплоты. Полностью полагаться на детей никак нельзя». Лет до одиннадцати-двенадцати в алтарь лучше никого не приглашать, даже если ребенок очень хочет, делает вывод отец Валерий: «Пусть лучше в храме поможет, на молебне подержит кадило или свечу подаст, а в алтарь пока рано».

«В алтаре не должно быть “гостей”, и особенно это относится к детям, — категоричен протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма подмосковного Красногорска. — Если ребенок находится в алтаре, то он должен не только вести себя пристойно, но и выполнять определенные действия». А значит, и приглашать туда стоит только взрослых и самостоятельных юношей, которые смогут все сделать правильно.

Воспитывать личным примером

Никто из детей заранее не обучен тому, как следует вести себя возле Престола, не знает, что в этом священном пространстве приемлемо, а что нет. Впервые переступая порог алтарной преграды, многие ребята испытывают трепет и волнение, но иногда им на смену может прийти безразличие и скука, в руках появятся телефоны... Очень многое зависит от того, чтó они увидят в алтаре, посещая его в первые несколько раз. И здесь невозможно переоценить личный пример, который подаст им священнослужитель.

По наблюдению протоиерея Андрея Ткачева, «пономарь — точная копия священника, который служит в храме». «Конечно, все подростки разные по темпераменту, по воспитанию, но, в конце концов, через год или два, они будут вести себя, как и священник, — говорит отец Андрей. — Если священник позволяет себе разговаривать в алтаре на отвлеченные темы — пономарь будет делать так же.  Молитвенный настрой священнослужителя отображается здесь в полной мере».

Если подросток не чувствует, что в алтаре он находится перед Самим Богом, то его нужно навсегда из алтаря выводить, считает настоятель Свято-Успенского собора города Екатеринбурга протоиерей Евгений Попиченко. «С потерей благоговения заканчивается любое религиозное воспитание: где нет страха Божия, там уже ничего не сделать, — уверен отец Евгений. — А отвечает за это воспитание именно священник. Есть вещи, которые подросток или молодой человек моментально схватывает — хотя бы то, как мы заходим в храм: ступив на порог, остановимся, помолимся, приложимся к иконам, благоговейно благословим прихожан. Как можно требовать от других благоговения, если его нет в тебе самом — священнослужителе, учителе, наставнике? Бесполезно что-то спрашивать с пономарей, если мы позволяем себе перед престолом какие-то шуточки рассказывать, Служебник на престол кладем, облачение оставляем где попало…»

Отец Евгений вспоминает, как скромно и просто держал себя в повседневной жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Келейница батюшки Татьяна Сергеевна Смирнова рассказывала, что отец Иоанн даже в бытовых мелочах всегда был безупречен. Такой пример, по словам протоиерея Евгения Попиченко, должен подавать пастырь: быть безукоризненным во всем, чтобы «и в словах, и в жестах, и в походке, и в наклоне головы, и в поклонах, и в крестном знамении ощущалось благоговение перед Богом. Тогда и все вокруг проникнутся духом присутствия Божия». 

И все же как настоятелю контролировать поведение молодых людей в алтаре? Даже если сам он старается вести себя благоговейно и подавать добрый пример, это еще не гарантирует, что все будут делать так же. Бывает, придется и замечание кому-то из юных помощников сделать, и поторопить, и дважды объяснить что-то.

Хорошо бы поставить дело так, чтобы молодой человек воспринимал возможность послужить в алтаре как награду, говорит протоиерей Олег Безруких, настоятель Никольского храма в селе Каменка Липецкой области. «Если пономарей несколько, то полезно установить для них очередность пребывания в алтаре, чтобы каждый знал свою чреду, ждал ее, готовился. Это поможет им преодолеть искушение привыкания к святыне».

Эту мысль поддерживает протоиерей Андрей Ткачев. По его мнению, священнику следует доступ в алтарь для пономарей ограничивать и обязательно следить за тем, чтобы они входили туда со страхом Божиим: «Непременно клали поклон земной, не болтали, не шумели, не крутились, не привыкали к запивке и просфорам; чтобы пребывание в Святая святых почитали за великую святыню».

Очень хорошо, если настоятель будет воспитывать в пономарях привычку приходить в храм пораньше, чтобы в спокойствии и тишине приготовить все необходимое для службы, зажечь лампады, заложить нужные страницы в богослужебных книгах; а уходить, наоборот, последними, все убрав, разложив по местам и приготовив на утро. Через это в них зародится и любовь к храму Божию, и желание ухаживать за ним, говорит отец Андрей.

«Я очень внимательно отношусь к пребыванию молодых людей в алтаре, — признается епископ Волгодонский и Сальский Антоний. — Никто не должен входить в алтарь без благословения. Юноши должны приходить определенным образом одетые, чтобы внешний вид соответствовал святости места».

В конечном счете пономари  должны помогать священнику, чтобы тот мог молиться и совершать таинство Евхаристии, напоминает иерей Евгений Осипов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Липецке. А часто получается наоборот, алтарники отвлекают священника: вместо того чтобы сконцентрироваться на молитве, пастырь должен контролировать их и ожидать, «подаст он кадило или нет». 

Выход видится отцу Евгению в том, чтобы оставлять в алтаре только несколько помощников, «наиболее благочестивых и смышленых, чтобы священник не отвлекался от молитвы». Ведь «если ребят много и они не справляются со своими задачами, промолчать невозможно — приходится их воспитывать, увещевать, и это может занимать слишком много времени».

Детей и подростков, находящихся в алтаре, священнику необходимо брать под особый пастырский надзор, резюмирует владыка Антоний. Но этот надзор не должен превращаться в основное содержание его служения, внимание пастыря не может отвлекаться от главного — молитвы и совершения таинства. Поэтому, если священник видит, что пребывание близ престола становится неполезным для юноши, лучше предложить ему на время оставить алтарь и помолиться в храме, советует архипастырь. 

Материал подготовлен на основе публикации портала «Пастырь»

 

 

 

 

3 февраля 2023 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00