выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Церковь
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир
ЖМП № 11 ноябрь 2010 /  5 июля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Преставился ко Господу Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)

После продолжительной болезни 5 июля 2014 года на 79-ом году жизни скончался Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

В память о митрополите Владимире Журнал Московской Патриархии предлагает читателям воспоминания блаженнейшего о своей жизни и служении Церкви.

 

Детство 

 Будущий митрополит родился в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области в благочестивой христианской семье Маркиана и Феодосии Сабодан четвертым сыном. Малыша крестили с именем Виктор тайно на дому в селе Головчинцы, где жил священник и несколько стареньких монахинь закрытого Головчинецкого Спасо­Преображенского монастыря.

Детство Виктора пришлось на годы гонений и войны. «Помню, как часто мать с горькими слезами на глазах вспоминала 1932–1933 годы, — рассказывает митрополит Владимир. — Тогда родился мой младший брат. На какие-то старинные серебряные ложки мама выменяла бутылку зерна. Это давало возможность спасти ребенка от голодной смерти. Но вот в дом ворвались с обыском три красноармейца. Не найдя ничего, кроме вопиющей бедности, они схватили малыша за ногу, выбросили его из колыбели и забрали зерно, которое мать прятала под головой ребенка».

Во время войны немцами в остарбайтеры были увезены два старших брата, один из которых, Михаил, погиб в угольной шахте, а другой, Алексей, чудом избежав расстрела «за вредительство», после службы в Советской армии в 1947 году вернулся в родное село.

Третий сын, Степан, на три года старше Виктора. Так сложилось, что Степан занимался дворовым хозяйством, а Виктор мыл посуду, убирал в доме, подбеливал печь, каждую субботу освежал глиняный пол. 

«Дома родители воспитывали нас в религиозном духе, мы соблюдали посты. Что очень памятно, мы все молились, когда были еще вместе», — рассказывает Блаженнейший владыка о своем детстве.

 С началом Великой Отечественной войны в селе Марковцы верующие восстановили приходской храм. «В Церкви я себя помню сознательно, — говорит митрополит Владимир, — и представляю перед глазами до сих пор картину на Благовещение — светлый и радостный праздник. Мама со мной, семилетним, пришла в церковь. В этот день заболел пономарь, и священник пригласил меня в алтарь, где рассказал, к чему я могу прикасаться, а к чему — нет, что я должен буду делать и как себя вести в алтаре. С тех пор я уже не выходил из этого святого места и за это благодарю Господа Бога.

Был и второй священник — протоиерей Давид. Образованный, прекрасный литератор, изумительно говорил, замечательно проповедовал. На второй день Великого поста, когда он читал на середине храма Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а я стоял возле него, приехала машина — “черный ворон”, как ее тогда называли. В храм вошли четыре человека в тужурках, велели священнику одеваться и уходить вместе с ними. Отец Давид успел сказать мне:  “Дочитывай, сынок, канон — будешь в Церкви большим человеком, а я уже, наверное, не вернусь”».

 В школе Виктор Сабодан был круглым отличником. Однако из-за веры его постоянно клеймили на родительских и общешкольных собраниях.

«Преподаватель русского языка и литературы, директор школы Казимир Карлович был типичный атеист и безбожник, но относился ко мне с симпатией, надеялся, что я “перерасту” веру, уеду учиться подальше от родных и близких и пойму свои “заблуждения относительно Бога”. Он старался вызывать меня на откровенные разговоры на разные темы... Я вспоминаю о нем с любовью. В школе было много талантливых, добрых людей, которые преподавали от души и со знанием дела. Всем им низкий поклон. Несмотря на то что меня считали “мракобесом”, многие педагоги меня любили, по возможности старались завести разговор о вере и Церкви».

Семинарские годы

«В Луцкой духовной семинарии мне сказали, что не прошедших армию абитуриентов не принимают. Тогда я решил поступить в Винницкий мединститут. Но пробыл там недолго — до первой встречи с мертвецом. Я понял, что это не мой путь. Несколько дней ходил под таким впечатлением, а потом поехал в Одессу...». .

«Я был зачислен воспитанником духовной школы, и почти сразу меня поставили библиотекарем. Мне приходилось работать и днем, и ночью — в буквальном смысле. В свободное время мы посещали музеи, театры, выставки, это входило в программу»..

 В 1956 году Херсонскую и Одесскую кафедру возглавил митрополит Борис (Вик). «Как-то однажды во время занятий пришел митрополит в нашу аудиторию и сел на свободное место рядом со мной. Поприсутствовав немного на лекции, владыка сказал мне зайти в епархиальное управление. Я впервые переступил порог кабинета митрополита Бориса. “Будешь иподиаконствовать у меня, прислуживать при архиерейских богослужениях! — произнес владыка. — Устав Церковный немножко знаешь?”. Я ответил, что знаю, и научили меня этому на родном сельском приходе. В конце нашего краткого разговора архиерей добавил: “Великолепно, вижу, из тебя будет толк!”. Владыка Борис прививал нам, молодым людям — своим иподиаконам, такое важное и необходимое качество, как любовь к богослужению. Всегда говорил: “Так надо молиться, чтобы не только Господь слышал, но и люди зажигались молитвою, обращаясь к Богу”. Полюбили мы праздники, особенно двунадесятые. С первых дней Страстной седмицы он постоянно присутствовал в храме, распределял чтение между иподиаконами и каждый момент богослужения старался нам объяснить».

 Академия

 Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) присутствовал на 12­м выпуске Одесской духовной семинарии. После официальной части началась праздничная трапеза. «За отдельным столом сидит Патриарх и архиереи, а мы студенты­выпускники обслуживаем праздничных гостей, — вспоминает Блаженнейший. — Слышу, Патриарх Алексий, кивнув головой в мою сторону, спрашивает митрополита Бориса: “Этот юноша откуда?”. Я стою сзади за Патриархом и говорю: “Из деревни, Ваше Святейшество!” — “А тебя кто спрашивает? Почему ты вмешиваешься в чужие разговоры?”, — с умеренной строгостью произнес Патриарх. — “Простите! Благословите!”, — тихим тоном отвечаю я. — “Ты в Академию пойдешь? В какую? Конечно, не в Ленинградскую, а в Московскую”, — отвечает на свой же вопрос Святейший. Но я все же поступил в Ленинградскую».

«Каждый год на первой неделе Великого поста, — рассказывает Блаженнейший владыка, — нас, группу студентов из Академии, отпускали в Псково­Печерский монастырь. Во время постовых богослужений мы пели, вычитывали продолжительные молитвы покаянного характера, участвовали в других работах и послушаниях. Помню, как в субботу на первой неделе Великого поста приехал Псковский митрополит. “Заходите ребята! Пойдем к старцам исповедоваться!”, — предложил нам владыка. Мы увидели дивных псково­печерских подвижников: сгорбленного старца Луку; монаха Николая, светлого, как ангел, но  совсем слепого; иеромонаха Михаила, у которого только один глаз немножко видел, но как он принимал исповедь! На каждый грех давал комментарии. Мы признавались ему во всем, как на духу. Этот священник все нам объяснял, потом наставлял со своей точки зрения как подвижник веры и благочестия нашего Отечества...»

Вспоминает владыка Владимир эпизод, случившийся с ним в Псково­Печерской обители: «Митрополит Псковский Иоанн (Разумов) предложил исповедаться у старцев. Мы, студенты, с трепетом и благоговением переступили порог келии, где жил слепой Николай. Ему тогда было 89 лет. Его лицо имело ангельский вид, без единой морщины. В белом подряснике, сам весь белый, словно прозрачный, сидел старец на кровати. Сотворив молитву, митрополит зашел первым, но старец сказал ему: “Владыка, пропустите сначала владыку, который за вами стоит”. Когда я подошел к нему, сложив руки для принятия благословения, он сказал: “Будешь архиереем!”».

Священство, монашество, учительство

После получения диплома об окончании академии кандидат богословия вернулся в Одессу. 14 июня 1962 года в канун праздника Святой Троицы, митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик) рукоположил Виктора в диаконский сан. А уже на следующий день — в сан священника.

Однако перед молодым пастырем еще стоял вопрос о принятии монашества. «Всякий молодой человек, — говорит митрополит Владимир, — чему-то симпатизирует, против  чего-то восстает. Я не восставал против монашества, но был уверен, что это не моя дорога и не мой подвиг. Но так сложились обстоятельства, что пришлось мне принять монашество. И слава Богу за все: и за то, что было, и за то что есть, и за то что будет!»

Постригал иерея Виктора Сабодана митрополит Борис (Вик) в одесском патриаршем Свято­Успенском мужском монастыре. Восприемником постригаемого был ныне причисленный к лику святых преподобный отец Кукша, бывший в то время духовником монастыря.

«Меня, как это бывает при монашеском постриге, вручили подвижнику, — вспоминает Блаженнейший Владимир. — Преподобный говорил мне: “Ты будь посмелее, и пока есть с кем говорить — говори. Заходи днем и ночью, я тебе нового ничего не открою, но напомню суть и азы, без которых нет монашеской жизни”».

В сентябре 1962 года иеромонах Владимир был зачислен в преподавательскую корпорацию Одесской духовной семинарии с назначением на должность преподавателя и помощника инспектора.

Святейший Патриарх Алексий I в последние годы жизни подолгу задерживался в Одессе, где чувствовал себя хорошо и уютно. «Очень часто, прогуливаясь по берегу Черного моря, мы рассуждали о преподавании в семинарии. Помню, был такой разговор. Патриарх Алексий спрашивает меня: “А что ты думаешь о катехизисе?”. — “Митрополит Филарет написал его давно, — отвечаю, — он очень детальный, но трудный. Надо бы его как-то осовременить”. — “Ты еще не знаешь, что это такое. Осовременивать можно что угодно, но что касается основ веры православной, то катехизис митрополита Филарета стал символической книгой нашей Церкви. Потом, со временем, окунувшись с головой в преподавательскую и административную работу, я понял, что Святейший был прав».

«Однажды в Одессе меня пригласили к Патриарху на беседу, касающуюся предмета ректорства в семинарии. Первым делом Святейший спросил, сколько мне лет. Я ответил, что двадцать шесть. Святейший сказал, что в двадцать шесть он был инспектором Новгородской духовной семинарии. А я ему в ответ спокойно говорю: “Ваше Святейшество! Так я могу быть и ректором ОДС, если благословите!”. — “Ох, чего захотел! Смелый, однако!” В окончание нашей беседы Патриарх Алексий поинтересовался, отдаю ли я себе отчет, что это за должность в наше время».

  Русская духовная миссия в Иерусалиме

 В 1966 году архимандрит Владимир (Сабодан) впервые совершил паломничество в Святую Землю. Группа паломников была приглашена на ужин к хранителю Гроба Господня греческому епископу Германосу. Когда подошло время десерта, всем гостям был предложен торт, в который по местной традиции запекалась золотая монетка. Считалось знаком благословения свыше найти в своем куске эту монетку. Отец Владимир подумал, если ему попадется монета, он приедет на послушание в Святую Землю. Осталось два куска, сам владыка Германос любезно предложил торт архимандриту Владимиру. Тот отрезал маленький кусочек, чтобы не обижать хозяина. И именно в нем оказалась золотая монета!

 В январе 1966 года ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Владимир (Сабодан) назначается заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1966 году на 4­й седмице Великого поста архимандрит Владимир прибыл в Амман — столицу Иордании. .

Но через пять месяцев из­за ухудшения политической обстановки в Секторе Газа архимандрит был вынужден возвратиться в Москву. «Я очень рад, что каждую ночь мог участвовать в Литургии на Гробе Господнем, знакомиться с историей Святой Земли, ее святынями, обителями. Кроме того, встречался с государственными деятелями, в частности трижды с королем Иордании».

 Архипастырство

 8 июля 1966 года в Троице-Сергиевой лавре была совершена архиерейская хиротония архимандрита Владимира (Сабодана) во епископа Звенигородского с назначением викарием Московской епархии. .

 Интересно, что епископская хиротония владыки совершилась в день  праздника Тихвинской иконы Божией Матери — его семейной иконы..

 Первым послушанием епископа  Владимира в архиерейском сане стало представительство Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха при Всемирном Совете Церквей  в Женеве (Швейцария). Одновременно он был назначен настоятелем храма Рождества Божией Матери в Женеве. К конференциям, форумам, конгрессам и ассамблеям присоединялись частые встречи с иностранными  государственными и религиозными  деятелями. Вспоминая годы своего церковно­ го послушания при Всемирном Совете Церквей, владыка Владимир рассказывает: «Вся сложность этой организации состояла в том, что невозможным было ни теоретическое,  ни практическое объединение представленных в ней Церквей. Каждый  жил своей жизнью, поэтому мы работали только в сфере социального служения, что было очень важным в то  время...»

 «Я всегда дорожил и дорожу дружбой и доверием людей. Среди мо­ их друзей — прихожане храма Рождества Богородицы в Женеве. В Женеве сегодня живет в доме для одиноких Ольга Васильевна Татаринова.  Она была прихожанкой моего храма.  Мы переписываемся. Я с радостью читаю ее письма, мне всегда интересны  рассуждения этого высокообразованного культурного человека, умного и  благородного. Она меня наставляла:  “Владыка, хотя Вы и молоды, ревностны, но не жгите свечу "о двух концах",  берегите собственное здоровье. Это  требуется для Церкви и для людей, которые Вас любят и уважают”». «Помню, нас с митрополитом Никодимом, — рассказывает митрополит Владимир, — принимала королева Англии Елизавета. Она спросила даже, как Церковь относится к домашним животным, в частности к собакам. Дело в том, что у нее были две  собачки — неотъемлемый атрибут  королевы в коронном зале. Мы ответили, что к собакам наша Церковь  рекомендует относиться как к Божией твари, но без чрезмерного увлечения».

 В очередной заграничной командировке епископ Владимир получил  срочную телеграмму из Московской  Патриархии, которая обязывала его  в кратчайшие сроки прибыть в Советский Союз. Это сообщение очень на­ сторожило владыку: в то время возможны были разные варианты развития событий.  

После усердной вечерней молитвы  владыка увидел во сне святителя Феодосия Черниговского, тот сказал: «Не  волнуйся! Вскоре ты будешь у меня».  Позже епископ Владимир был назначен на древнюю Черниговскую кафедру. Но этому предшествовало еще  одно назначение: 28 ноября 1968 года епископу Владимиру Звенигородскому определено было быть епископом Переяслав­Хмельницким, викарием Киевской епархии. Однако уже  18 февраля 1969 года епископ Владимир вступает во временное управление Черниговской епархией.

 Чернигов

Накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, 5 апреля, епископ  Владимир прибыл в черниговский кафедральный Воскресенский собор.  Это была маленькая церквушка на  рынке.

 В те годы в Чернигове за священниками велась тотальная слежка. Старосты храмов назначались советской  властью, они всем и командовали.

 Пасхальное богослужение 1970 го­ да. Внезапно в церковь ворвались громогласные толпы юных безбожников­ атеистов. Богохульники выкрикивали оскорбительные слова, бросали бутылки в молившихся, свистели, играли на гитарах. Богослужения не было слышно. Наступил момент чтения  огласительного слова Иоанна Златоуста. Владыка Владимир произнес его  с таким усердием, что безбожная толпа будто онемела. И вдруг прозвучал  голос: «Если я еще раз услышу этого  попа, то стану верующим!».

 «Труднее всего было удержаться,  не сорваться, когда уполномоченный  вызывал “поговорить”, — рассказывает владыка. — Он садился в конце стола, доставал толстый “талмуд”, красный карандаш, который грыз с одного  конца, а другим записывал, и начинал  разговор: что и как? Странный человек: неужели не понимал, что никто  из духовенства ничего “лишнего” не скажет. Мы знали, что придется вступать в подобные поединки, и готовились к ним. Собственно, были готовы  к “исповедям” в любое время суток». 8 декабря 1970 года Преосвященнейший Владимир, епископ Черниговский и Нежинский, был назначен на должность редактора журнала «Православний вісник». «Меня после каждой статьи вызывали в Совет  по делам религий, — вспоминает митрополит Владимир, — и говорили:  “Вот из этой статьи надо убрать слово "Бог". Ну, зачем оно здесь нужно?”.  Или: “Зачем пугать народ. Какой "сатана" в наше время!? Что вы себе придумываете?”. Я отвечал: “И Бога упоминать нельзя, и сатану тоже. Что ж нам,  перепечатывать статьи из светских газет?”».

 В период служения на Черниговской кафедре по благословению Святейшего Патриарха и Священного  Синода Русской Православной Церкви владыка Владимир сопровождал   иностранные делегации во время их  пребывания в Советском Союзе, не­ однократно ездил в командировки за  границу. Он посетил Австралию, Новую Зеландию, Индию, Сингапур, Канаду, Японию.  18 апреля 1973 года епископ Владимир был назначен епископом Дмитровским, ректором Московских духовных академии и семинарии.  

Ректорство

 В Московской духовной академии  епископ Владимир с головой погрузился в преподавательскую, научно­ис следовательскую, литургическую, административно­хозяйственную и представительскую деятельность.  Он возглавлял ученую кафедру  Священного Писания Нового Завета,  преподавал катехизис, гомилетику,  догматическое и нравственное богословие. Владыка имел обычай за короткое время урока опросить всех студентов, задавая краткие вопросы, и толь­ ко после этого начинал читать лекцию.  

«У властей было такое отношение:  раз человек поступает в семинарию,  значит, он психически больной... Существовало негласное распоряжение:  делать облавы на абитуриентов, создавать им всякие проблемы, препятствующие поступлению и обучению в  стенах духовной семинарии или академии. Однако желающие поступали  и учились. Были определенные трудности с рукоположением на местах,  поэтому в диаконов и священников  хиротонисали в Загорске».

 В Совете по делам религий обвиняли ректора в том, что он не отчисляет неугодных им студентов, что самоуправно принимает ненужных абитуриентов, в проповедях, произнесенных в духовных школах и опубликованных в «Журнале Московской  Патриархии», допускает серьезные  промахи и ошибки с точки зрения политических оценок.

Ростовская кафедра

 16 июля 1982 года, после десяти  лет ректорского служения, Священный Синод переводит архиепископа  Дмитровского Владимира, викария  Московской епархии, на Ростовскую  кафедру с возведением в сан митрополита и освобождает от должности рек­ тора МДАиС.

«Трудная была епархия, — рассказывает митрополит Владимир, —  сложными поначалу были отношения  с властью и даже с духовенством».  

О Божием содействии новопоставленному архиерею свидетельствует интересный случай. В год празднования 60­летия СССР, 30 декабря 1982 года владыка встречался с  председателем облисполкома. Одна женщина, в прошлом ответственная за идеологию при обкоме партии, с насмешкой сказала: «Я бы хотела, чтобы вы вошли в контакт с небес­ ной канцелярией. Для вас же это ни­ чего не стоит? Нам бы завтра, к Новому году, снежку подбросить да морозцу». (Погода в эти дни была ужасная:  туман и грязь). Митрополит ответил:  «Пожалуйста. Будет вам по вашей за­ явке и снег, и мороз». Ночью действительно, что необычно для Ростова, выпал обильный снег и ударил сильный  мороз. Снегу было столько, что ветки деревьев ломались под его тяжестью».

 23 ноября 1985 года митрополит  Владимир праздновал 50­летие. Местные власти долго размышляли и решили наградить его медалью Советского  комитета защиты мира. При этом один  из заместителей председателя Совета  по делам религий заметил: «Упрямому  хохлу и медали будет много!».

 С годами возрастающее доверие  Святейшего Патриарха Пимена и священноначалия Русской Православной  Церкви в адрес митрополита Владимира определило новое послушание  Матери­Церкви: Патриарший Экзарх  Западной Европы. А постановлением  Святейшего Патриарха и Священно­ го Синода от 30 декабря 1987 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, Патриарший Экзарх  Западной Европы, назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

Киевская митрополия

В связи с уходом в раскол бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко) старейший по хиротонии иерарх Украинской Православной Церкви, митрополит Харьковский  и Богодуховский Никодим (Руснак),  27 мая 1992 года, на основании определения Священного Синода от 21 мая  того же года, собрал и возглавил Собор  Украинской Православной Церкви.

 Митрополит Владимир большинством голосов был избран митрополитом Киевским и всея Украины, главой  Украинской Православной Церкви.

Новоизбранного Киевского митрополита православная паства Украины  встречала 20 июня 1992 года, в день  отдания праздника Пятидесятницы.

В заключение хочется вспомнить  еще одну историю из жизни Блаженнейшего митрополита Владимира.  Она очень символична. Случилось  это в 70­х годах. Полет пассажирского самолета приближался к концу, но  оказалось, что не выпускаются шасси. Среди пассажиров началась паника. Именно в это время в салоне самолета во весь рост встал человек в рясе. Убедительным и спокойным голосом призвал всех к порядку, выдержке и вере в благополучное приземление самолета. Тем временем самолет  направился на запасные посадочные  полосы. У самой земли шасси вышли  из своих гнезд, и самолет благополучно приземлился. Пассажиры покидали самолет с чувством глубокого уважения и признательности к человеку в рясе. Это был будущий Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший митрополит Владимир.  

Последние годы владыка Владимир тяжело болел.  24 февраля 2014 года в связи с тяжелым состоянием митрополита Владимира Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры назначен митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий.

5 июля 2014 года на 79-ом году жизни Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир скончался.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  выразил свои соболезнования в связи с кончиной митрополита Киевского Владимира:   «Трудно выразить словами величину утраты, которую понесла сегодня вся наша Церковь. Испытываю скорбь вместе со всеми, кто любил и почитал новопреставленного святителя. На протяжении 49 лет меня связывали с ним добрые, сердечные отношения. Всегда помнил и высоко ценил то, что в день моей архиерейской хиротонии на мою главу была возложена, среди других, и десница Владыки Владимира. Наше тесное общение продолжалось и в бытность нашу ректорами Московских и Санкт-Петербургских духовных школ, и в ту пору, когда митрополит Владимир занимал должность Управляющего делами Московской Патриархии, и особенно в годы его святительства на кафедре матери градов русских, древнего Киева.

Блаженнейший митрополит Владимир был выдающимся иерархом Русской Православной Церкви, горячо любимым и почитаемым многомиллионной украинской паствой. Сам Господь Духом Святым и избранием архиереев на Харьковском Соборе Украинской Православной Церкви 1992 года даровал ей в лице Его Блаженства великого первосвятителя и пастыря, возложив на его рамена тяжкий крест ответственности за судьбу Православия на Украине. Владыка Владимир со смирением принял этот крест и нес его в течение 22 лет безропотно и мужественно в труднейших условиях становления украинского государства. Многократно вихри и треволнения мира сего восставали на Украинскую Церковь, грозя потопить корабль церковный, но твердая рука кормчего всякий раз удерживала ее на спасительном пути, позволяя оставаться непреоборимой и единой. Сохранение церковного единства — одна из главных заслуг почившего. Многими трудами, мудростью и терпением он созидал Украинскую Церковь, оберегал ее от раскола, сплачивал епископат, духовенство и верующих.

Блаженнейший митрополит Владимир обрел поистине заслуженный высочайший авторитет в украинском обществе. Даже те, кто не разделял его убеждений, не могли не относиться к нему с личным уважением. Это способствовало сохранению достойных, конструктивных отношений Украинской Православной Церкви с государством, успешному диалогу во имя блага народа с политическими деятелями вне зависимости от их взглядов. По слову апостола, он для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22).

Огромный вклад внес почивший в жизнь всей нашей Церкви, близко к сердцу принимая все ее скорби и радости. Особенно хотел бы отметить его роль в консолидации архиереев Московского Патриархата на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 2009 году, после кончины приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II.

Блаженнейший митрополит Владимир пользовался уважением всего православного мира. Предстоятели и иерархи всех Поместных Православных Церквей высоко почитали его подвиг стояния за церковное единство, за каноническую правду. Теперь же, когда время отшествия его настало, итог жизненного пути Его Блаженства можно подвести словами святого апостола Павла: подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст …Господь, праведный Судья (2 Тим. 4:7-8).».

 При подготовке материала использована

книга протоиерея Владимира Коцабы

«Право правящий слово  Истины».

 

5 июля 2014 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00