20 февраля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением был хиротонисан архимандрит Севастиан (Осокин) во епископа Карагандинского и Шахтинского.
Слово архимандрита Севастиана (Осокина) при наречении во епископа Карагандинского и Шахтинского
Ваше Святейшество, милостивый Первосвятитель! Богомудрые и боголюбивые архипастыри!
В великом смущении и трепете предстою я ныне перед лицом Вашего Святейшества и сонмом святителей Божиих, исповедуя скудость моих духовных сил в предстоящем мне подвиге епископского служения.
Верую и исповедую, что нет на земле более высокого, священного и ответственного призвания, чем призвание к пастырству в Церкви Божией, которую Сам Пастыреначальник Христос стяжал Своею Честною Кровию (Деян. 20, 28).
По слову святого апостола Павла, епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив... но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать (Тит. 1, 7–9).
Высок и величественен идеал истинного пастырства Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир не для того, чтобы Ему служили люди, но для того, чтобы послужить людям и положить за них душу Свою.
Что же мне сказать в мое оправдание? Не искал я для себя этого высокого звания. Утешением да послужат мне слова Священного Писания: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4).
Ныне я призываюсь к делу евангельского благовестничества, ныне мне вверяется жребий епископского служения, но я уже слышу обличение святителя Иоанна Златоуста: «Неспособный управлять собою, как может подчинить законам других?»
В сознании своего несовершенства и недостоинства уповаю на изобильное богатство силы Божественной благодати, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», ибо, согласно свидетельству святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в том заключается сила Божественной любви, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас (1 Ин. 4, 10).
Покоряясь Всеблагому Божественному Промыслу, с послушанием и доверием преклоняя свою главу пред Вашей первосвятительской властью, мне остается только принять, не по заслугам, но по вере, достоинство великого служения.
Епископское служение всегда было добровольным мученичеством, раздаянием себя всем без остатка, но особенно сейчас, когда христианский мир столкнулся с морем соблазнов, которые не знала Церковь в прошлые века своей истории. Епископ должен поистине для всех сделаться всем (1 Кор. 9, 22).
Это значит, что он должен понимать духовные нужды людей и простых, и образованных, и молодых, и воспитанных в нецерковных традициях. Епископ должен с одинаковой любовью встречать людей, принявших живое церковное предание, и тех, кто сохранил его в годы лютых гонений, и людей, которые, получив имя христианское при крещении, не знают даже «Символа веры». Должен понимать он и тех, кто вовсе не слышал еще слова истины, чтобы на деле следовать за Христом.
Ваше Святейшество! Принимая от Вашей десницы благодать апостольского достоинства, я привожу себе на память слова Господа: Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе (Деян. 18, 9).
Вы, как добрый пастырь, прилагаете ныне огромное попечение, чтобы проповедь имени Христова звучала ясно, громогласно и подтверждалась жизнью проповедников. Вы обращаете свою мудрую и всегда исполненную совета речь к той части общества, которая по известным причинам наиболее нуждается во внимании, более других обделена благами воспитания, образования и дисциплины, я разумею молодое поколение. Вы, как истинный Божий врач, ищете язык, на котором можно обращаться к ним, ничего не теряя из сокровищ святоотеческого предания, но донося эти сокровища до юных сердец. И в деле этой проповеди я хотел бы следовать Вашим стопам.
В епископском служении, в евангельском свидетельстве я также почитал бы для себя высшим идеалом Ваш пастырский пример и готов следовать ему, а также Вашим мудрым советам, Вашему великодушию, Вашей ревности о славе Божией, Вашему попечению о народах, среди которых осуществляет свое служение наша Церковь.
Церковь нуждается сегодня в миссионерах, катехизаторах, благовестниках из числа священников и мирян. Дело епископов — изыскать людей, годных к этому служению, вдохновить их высоким и благодатным смыслом христианской миссии в нашем современном обновляющемся мире. Нельзя не думать и о том, что мы живем сегодня в обществе многонациональном и многоконфессиональном.
Потому особенно важен для меня, направляемого Вами в Карагандинскую епархию, диалог с людьми других культурных и религиозных традиций во имя достижения мира, согласия и взаимопонимания.
Вы, Ваше Святейшество, подаете пример такого диалога, способного вести к взаимному обогащению, диалога, наполненного проявлением великодушия и любви ко всем людям доброй воли. Только так можно открыть людям красоту любви Христовой. К сожалению, религиозность не всегда означает подлинную духовность. И, к сожалению, Карагандинская земля стала местом не только сохранения православных традиций, но и появления религиозных течений самых разных толков. Часто адептами их становятся люди, крещенные в православии, но не знакомые с ним. Возвращение этих людей в лоно Церкви должно стать одной из первоочередных задач миссии.
Ваше Святейшество! Со смирением принимаю я сие высокое назначение, отправляясь в Карагандинскую землю, политую кровью мучеников, слезами исповедников и кротких пастырей Церкви Христовой.
При постриге Вы благословили носить мне имя Севастиан, в честь новопрославленного святого Казахстанской земли, келейника оптинских старцев Иосифа и Нектария, преподобного Севастиана Карагандинского. Этот чудный святой, без страха прошедший лагеря и тюрьмы, многих наставил в вере Христовой своей простотой, незлобием, готовностью терпеть, сострадать и помогать в трудное для Церкви время. На этой святой земле я всегда буду возносить сыновние молитвы за Вас как за Первосвятителя и отца, снова возродившего меня во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 15), за моего духовного наставника и ходатая, главу митрополичьего округа в Республике Казахстан Высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Астанайского и Казахстанского, за весь народ Божий.
И теперь я прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, достойные святители Церкви, помолитесь о мне, грешном и недостойном, да подаст мне Милостивый и Всещедрый Господь всякое даяние доброе и всякий дар совершен (Иак. 1, 17), потребный для прохождения трудного и ответственного поприща, которое ныне предлежит мне по всеблагому и спасительному смотрению Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Аминь.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Севастиану, епископу Карагандинскому и Шахтинскому
Преосвященный епископ Севастиан!
Ныне Всещедрый Бог благоизволил собору епископов возложением рук на твою главу, по действию Святого Духа Утешителя, низвести на тебя дар, подобный огненным языкам, почившим на каждом апостоле в день Пятидесятницы (ср.: Деян. 2, 3).
Благодать дарована тебе, дабы ты стал преемником посланников Господних, которым Бог дал способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа (2 Кор. 3, 6).
В течение двух десятков лет ты с усердием нес различные послушания в пределах Алма-Атинской епархии. Отныне тебе надлежит совершать свое архипастырское служение в митрополичьем округе в Республике Казахстан — в новообразованной Карагандинской епархии. Учреждение здесь новой кафедры свидетельствует о том, что церковная жизнь в Казахстане активно развивается: растет количество приходов, строятся храмы и монашеские обители, ведется просветительская работа среди молодежи. Всё это и многое другое говорит о происходящем духовном преображении народа, духовном возрождении страны. Тебе надлежит войти в труды (ср.: Ин. 4, 38) твоих предшественников и приумножить плоды их деятельности.
Неся бремя епископства, не забывай и о том, что православие исторически сосуществует в Казахстане с другими традиционными для данного региона вероисповеданиями. Поэтому, возглавляя вверенную твоему попечению епархию, будь не только мудрым и чутким пастырем, но и добрым исполнителем заповеди, призывающей: Будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18), проявляй, где нужно, терпимость и сдержанность, а где требуется — решительность и настойчивость. Во всем соизмеряй свои поступки со словами апостола: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), дабы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12). Выстраивая конструктивный диалог с представителями иных религиозных взглядов и убеждений, а также со светской властью, помни о том, что ваше соработничество направлено в первую очередь на утверждение традиционных духовных ценностей в жизни народа и на созидание нравственно здорового общества.
Веками непоколебимые традиционные нравственные ориентиры сегодня под напором цивилизации потребления расшатываются и вытесняются из сознания наших современников. Человек, позабыв печальный опыт предшествующих десятилетий, вновь склонен игнорировать нормы Божественных установлений. Но вне закона Божия не может существовать род человеческий. Что же может Церковь противопоставить этим опасным веяниям эпохи? Проповедь Евангелия и жизнь по Евангелию. Слово Божие, которое сильно восставить падшего (ср.: Рим. 14, 4), утешить заблудшего, и доброе дело — свидетельство нашей веры (ср.: Иак. 2, 26), способны противостоять стихиям мира сего (ср.: Кол. 2, 8). Именно поэтому первостепенную важность обретает работа с молодым поколением, ибо за ним — будущее нашей Церкви. Пришло время развивать катехизацию, расширять спектр деятельности воскресных школ и вовлекать в их работу не только детей, но и людей более зрелых. Наставляй пасомых с кротостью в здравом учении (ср.: Тит. 1, 9), увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2), как учит апостол, просвещай их светом Христовой истины, воспитывая в духе любви к ближнему, к родной земле, к Богу.
Имея попечение о вверенных тебе клире и пастве, особую заботу проявляй по отношению к тем, кто, подобно блудному сыну, еще пребывает в стране далекой, расточая свое имение: дарованные от Бога здоровье, способности и таланты, кто духовно голоден и растерян (ср.: Лк. 15, 11–32). К ним должно быть обращено спасающее и утешающее слово правды Божией, ибо и они дети Отца Небесного, Который любит и ждет возвращения в Отчий дом каждого заблудившегося и от грехов страдающего человека.
Помни о том, что земля, на которой тебе предстоит совершать епископское служение, — особая, ибо она освящена подвигами новомучеников и исповедников, в годину лютых испытаний пострадавших за Христа. Знаменательно, что в монашестве ты был наречен в честь преподобноисповедника Севастиана, старца Карагандинского. Пример его веры, благочестия и стойкости духа да послужит тебе назиданием, а его молитвенное предстательство да сопутствует тебе в предстоящих трудах на ниве Божией.
Да запечатлеются в сердце твоем слова нынешнего апостольского чтения: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 19–20).
Прими же сей жезл, видимое свидетельство епископской власти, и от полноты дарованной тебе благодати преподай первое благословение всем предстоящим людям Божиим, молитвенно соучаствовавшим в твоей архиерейской хиротонии.
Господь да будет тебе Помощником и Покровителем в великом и ответственном служении, на которое ныне ты призван. Аминь.
Епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан (Осокин Александр Валентинович) родился 23 ноября 1961 г. в Перми. В 1979 г. после окончания средней школы поступил в Пермский политехнический институт. В 1981 г., в связи с переменой места жительства, перевелся во Владимирский политехнический институт, который окончил в 1984 г. по специальности «промышленное и гражданское строительство». После службы в армии в 1986–1989 гг. нес послушание алтарника в Свято-Покровском храме города Алма-Аты. 26 марта 1989 г. епископом Алма-Атинским и Казахстанским Евсевием (ныне митрополит Псковский и Великолукский) рукоположен
во диакона (целибат), а 7 апреля того же года — во пресвитера. Назначен клириком храма архангела Михаила г. Кокчетава. 18 ноября 1989 г. определен священником собора архангела Михаила г. Караганды, 1 февраля 1991 г. — клириком Свято-Никольского кафедрального собора г. Алма-Аты. 16 марта 1993 г. назначен настоятелем храма Рождества Христова в поселке Акбулак Алма-Атинской области (ныне храм Христа Спасителя г. Алма-Аты).В 1995–1997 гг. обучался в Алма-Атинском духовном училище, в 1998–2003 гг. учился заочно в Московской духовной семинарии. В 2009 г. окончил Московскую духовную академию.
Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 года (журнал № 121) избран епископом Карагандинским и Шахтинским.