iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Культура
Песнопения Русского Зарубежья. Борис Ледковский "Великий Пост и Пасха". Диск 4.
ЦВ № 7 (404) апрель 2009 /  10 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Борис Ледковский в серии «Песнопения русского зарубежья»

В 2009 году отмечаются две памятные даты, связанные с именами выдающихся деятелей русской культуры и знатоков церковного пения Русского Зарубежья — 25-летие кончины Ивана Алексеевича Гарднера и 115 лет со дня рождения Бориса Михайловича Ледковского.

Ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» протоиерей Петр Перекрестов (Сан-Франциско) считает символичным, что эти памятные даты совпадают: «Профессиональное сотрудничество и творческая дружба Гарднера и Ледковского начались в 40-х годах ХХ века. Их изысканный вкус и стремление к возврату исконно русского православного пения имели свои корни в московской традиции, с которой они познакомились в молодости в древней столице России. В течение всей своей научной деятельности Гарднер исследовал теоретические основы ранних церковных распевов; его перу принадлежат многочисленные работы об их происхождении, развитии и применении. Если Гарднера следует считать теоретиком русского православного богослужебного пения, то Ледковского можно считать практическим исполнителем многих из Гарднеровских идей. Ледковский, воодушевленный трудами Гарднера, положил в основу своего практического применения литургического круга гарднеровские научные открытия и оставил будущим поколениям существенное наследие».

 К 115-летию со дня рождения Бориса Ледковского выходит в свет третий диск в серии записей духовных произведений композиторов русской эмиграции, представляющий творчество одного из выдающихся знатоков церковного пения Бориса Ледковского. На диске записаны традиционные распевы Русской Православной Церкви. Все песнопения, за исключением «Свете Тихий», взяты из составленного Б.Ледковским «Обихода церковного песнопения — Всенощное бдение», который был издан Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле (США) в 1959 году.

 Серия «Песнопения русского зарубежья» будет продолжена диском Бориса Ледковского «Великий пост и Пасха». «Всенощное бдение» звучит в исполнении хора минского собора св. апостолов Петра и Павла под управлением Ирины Денисовой. Запись произведена в храме «Державной» иконы Божией Матери Елизаветинского монастыря г. Минска.

 

10 апреля 2009 г.
Ключевые слова: музыка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи