iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Культура
на церемонии открытия музея церковного искусства
ЦВ № 5 (450) март 2011 /  11 марта 2011 г. 10:02
версия для печати версия для печати

Частная коллекция государственного масштаба

В начале года в столице состоялось открытие нового музея церковного искусства. Владелец коллекции, известный предприниматель Михаил Абрамов, увлекся русской иконописью шесть лет назад. Теперь в его собрании более четырех тысяч предметов, среди которых не только русские, но и византийские иконы, а также уникальная коллекция древнего христианского искусства Эфиопии.

Масштаб коллекции, которая разместилась в двух специально реконструированных под нее особняках на Гончарной улице, позволяет говорить о том, что музей готов занять особое место на культурной карте Москвы. Экспозиция оборудована по последнему слову техники и организована с помощью ведущих искусствоведов и реставраторов страны. Так, например, научным консультантом музея стала Ирина Шалина, специалист в области древнерусского искусства из Русского музея.

«Главная задача нашей экспозиции — показать весь спектр древнерусской иконописи с византийского времени до сегодняшнего дня. При этом музей наш не должен был стать неким хранилищем, он общедоступен, посещение его бесплатно», — рассказал «Церковному вестнику» Михаил Абрамов. «Реставраторам и искусствоведам было очень интересно работать с коллекцией. Это новые для публики, не изученные еще памятники», — добавил он.

Впрочем, подобная новизна не единственный принцип формирования коллекции. Значительную часть в музее занимают иконы, которые когда-то были вывезены из России. «Самая известная наша история, конечно, — это запрестольный деревянный крест XVI века, похищенный из музея-заповедника "Ростовский кремль". Он был украден в 1995 году и увезен из России, и когда мы выяснили, что купленный нами крест — это именно тот самый памятник, то сразу же вернули его в Ростов. Это была сенсационная находка», — поведал Михаил Абрамов.

Иконы передаются не только известным музеям, но и храмам. «Если мы выясняем, что этот храм существует до сих пор и есть возможность установить образ на место, то, конечно же, наша святая обязанность икону этому храму подарить, как бы ни была она нам дорога и сколько бы денег ни пришлось за нее отдать. Например, Савино-Сторожевскому монастырю мы подарили три иконы, которых не хватало в иконостасе и которые были нами найдены», — рассказал Михаил Абрамов.

Еще одна задача экспозиции — просвещение. Так, в одном из залов действует мастерская, где профессиональный иконописец может подробно рассказать и показать любому посетителю, как пишется икона.

Помимо пополнения коллекции музея в планах Михаила Абрамова есть смелые проекты по «легализации» значимых частных соб-раний. «Частные коллекционеры пока опасаются рейдерства со стороны государства, поэтому именно оно должно сделать первый шаг навстречу — одобрить инициативу создания таких экспозиций, найти соответствующее здание. Тогда в таком большом музее можно было бы устроить зал Абрамова, зал Елизаветина, зал Воробьева и других коллекционеров. Естественно, это должна быть статичная, постоянная галерея, а не салон, где что-то продается», — заключил Михаил Абрамов.

11 марта 2011 г. 10:02
Ключевые слова: иконопись, коллекция
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59