iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура
Фото posadfm.ru
5 октября 2015 г. 15:09
версия для печати версия для печати

В Сергиево-Посаде проходит выставка, посвященная 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии

В Сергиево-Посаде, в государственном историко-художественном музее проходит выставка «Наследники традиции», приуроченная к 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии.

На выставке представлены работы из собраний Московской духовной академии, Троице-Сергиевой лавры, Сергиево-Посадского музея-заповедника, частных собраний. Экспозиция разделена на две части — историческую и современную. История Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре начинается с иконописного класса, открытого в 1746 году. В историческом зале в частности представлены работы известного художника XIX века И. М. Малышева, фотографии, документы и рисунки из архива семьи Малышевых, из собрания музея священника Павла Флоренского 1930 года представлен  «Тюремный иконостас. 13 таблеток» архиепископа Сергия Голубцова (фанера, карандаш). А также иконы и рисунки известного иконописца монахини Иулиании (Соколовой).

Как рассказал ЦВ заведующий иконописной школы МДА архимандрит Лука (Головков), сегодня в «основе программы обучения в Иконописной школе лежит тот бесценный опыт обучения иконописанию и творческой традиции, который за 23 года руководства лаврским иконописным кружком удалось наработать матушке Иуалиании. Эту традицию, вплоть до нюансов ее характера, настроя, мать Иулиания восприняла от потомственных иконописцев. И это внимательное отношение к древней иконе, глубокое ее понимание для нас очень важно и всегда было ориентиром».

Второй зал выставки — это работы, выполненные студентами и выпускниками иконописной школы начиная с 1990 года. Иконописец, преподаватель школы и выпускник 1994 года Александр Солдатов рассказал, что в первые годы учащиеся сами активно участвовали в написании программы школы: «В школе я обрел круг единомышленников, она приобщила меня к церковному искусству и помогала погрузиться в этот огромный мир, который мне очень нравится. Основной принцип обучения у нас — это работа с образцами, изучение древней иконы, копирование, глубокое изучения языка древней русской живописи, иконы в первую очередь, а также монументального искусства. Главная задача — увидеть красоту древнего искусства, сделать его язык хоть сколько-нибудь родным. И когда это происходит, художнику открываются безграничные просторы для творчества».  

В прошлом году в свет вышла книга преподавателя иконописной школы Людмилы Армеевой «Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре. История и современность», в основу которой легла одноименная диссертация автора. «Сегодня наши студенты уже на втором-третьем курсах решают задачи, к которым мы подходили на дипломе, - рассказала ЦВ Людмила Армеева. - Выполняя итоговую работу, берутся за сложные житийные образы, разрабатывают новую иконографию. А мы в первые годы существования школы с головой погрузились в изучение техники и технологии, общались с реставраторами, химиками, геологами, восстанавливали старинные рецепты. Мы очень много тогда времени проводили в мастерской, чувствуя себя первопроходцами. Писать дипломные работы — большие иконы для иконостаса Покровского храма Хотьковского монастыря — нам было очень интересно и очень трудно. Негде было посмотреть, как пишутся иконы больших размеров, как золотятся такие поверхности».

По словам Деницы Гачевой (Болгария, выпуск 2011 года) в школе создана творчески благотворная среда, которая позволяет раскрыться каждому: «Я это вижу на примере своих однокурсников, а также тех, кто кончил учебу до и позже меня. Это люди духовно устойчивые и в то же время хорошие иконописцы. Школа пользуется авторитетом в православном мире».

Кроме иконописных работ, выполненных темперой, на выставке можно увидеть фреску, миниатюру, золотное шитье. На выставке представлено более 100 работ, она продлится до 15 ноября 2015 года.

5 октября 2015 г. 15:09
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00