![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
|
![]()
ЦВ № 5 (402) март 2009 /
17 марта 2009 г.
Неизвестные шедевры иконописиВ Москве в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка икон и церковных древностей XVI–XX века из собрания известного московского хирурга Глеба Покровского. Свою коллекцию он собирал на протяжении 50 лет, она никогда не экспонировалась и не попадала в каталоги. Эти произведения, впервые за многие десятилетия увидевшие свет, стали настоящим открытием как для специалистов, так и для любителей иконописи. О собирателе и его коллекции рассказывают кураторы выставки. Глеб Александрович Покровский родился 10 июля 1925 года в Москве. По линии отца он происходил из семьи потомственных священнослужителей. Его дед — иерей Феодор Покровский — был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Юшта близ города Спасска Рязанской губернии. Еще мальчиком, в 30-е годы, Глеб Покровский прислуживал в храме. Его детство и юность пришлись на годы жестоких гонений на Церковь, но, во многом благодаря семейным традициям, он остался человеком глубоко и искренне верующим, не боявшимся проявлять свои убеждения. Он никогда не был членом партии, несмотря на свои высокие должности в медицинских учреждениях. В 1943 году, сразу после окончания средней школы, Глеб Покровский ушел на войну. Сражался на Ленинградском фронте, участвовал в тяжелых боях на Карельском перешейке, был контужен. После окончания войны и демобилизации в 1946 году поступил в Первый медицинский институт. Окончив институт и аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию, в 1956 году Глеб Покровский начал свой врачебный путь в Институте скорой помощи имени Склифосовского, где вскоре возглавил хирургическое отделение. Он был талантливым хирургом, и в 1972 году стал заместителем директора Института проктологии. Глеб Покровский стал доктором медицинских наук и профессором, лауреатом Государственной премии России. Практикующим хирургом он оставался почти до конца своей долгой жизни. Глеб Александрович не очень любил слово «коллекция», он подчеркивал, что был собирателем, а не коллекционером. Он не продал ни одной вещи из своего собрания. Среди его знакомых были прекрасные иконописцы-реставраторы Михаил Тюлин, Дмитрий и Евдокия Брягины, ювелир, который восстанавливал оклады. С их помощью многие иконы он приводил в порядок и бережно сохранял на протяжении более чем 40 лет. Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Глеб Покровский покупал, другие были подарены ему друзьями и благодарными пациентами. Отдельные произведения были подарены священнослужителями, с которыми у Глеба Покровского были давние и крепкие связи. За свою жизнь Глеб Покровский был знаком с тремя Предстоятелями Русской Православной Церкви: Алексием I, Пименом и Алексием II. C последним его связывали особые отношения — Покровский спас будущего Патриарха от гангрены, когда его отказывались лечить другие врачи. Впоследствии Святейший писал хирургу: «Всегда с благодарностью вспоминаю, с какой готовностью пришли вы на помощь в трудную минуту моей жизни». Со времен гонений на веру в квартире у Покровских сохранился с виду ничем не примечательный шкаф, внутри которого находились иконы. Когда Глеб Александрович открывал дверцы этого шкафа, перед ним появлялась как бы молельная комната. Каждое утро и перед каждой операцией он молился перед этими образами. Летом 1998 года, когда Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летие своего основания, он передал в дар обители икону преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей. Это тот самый образ, который находился над ракой святого в Рождественском соборе до разорения монастыря в 1919 году. Всего музею было пожертвовано 344 предмета — иконы, кресты-энколпионы, лампады, предметы лицевого шитья, эмали, книги. Богослужебную утварь, напрестольные и наперсные кресты-мощевики Марфа Андреевна передала в храм, прихожанином которого был ее покойный муж. Собрание икон и церковных древностей Собрание Глеба Покровского очень разнообразно по своему составу. Значительную его часть (около 140) составляют иконы, отражающие русские иконописные традиции с конца XV до начала XX века. Большинство икон имеет оклады, в чем отразилось личное пристрастие собирателя. Еще одна особенность собрания Глеба Покровского — это антикварная реставрация, подразумевающая полную реконструкцию утраченных фрагментов живописи. Глеб Александрович был человеком верующим и относился к иконе не как к музейному экспонату, а как к моленному образу. И если на иконе живопись была полностью утрачена, она восстанавливались полностью. Одни из самых ранних икон собрания — две иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (Ярославская). Одна из них, датируемая концом XV — первой третью XVI века, связана с новгородской художественной культурой провинциального круга. Другая, созданная в первой трети XVI столетия, отражает иконописную традицию, тяготеющую к Москве. XVI столетие представлено в собрании рядом очень интересных икон. Некоторые из них имеют выдающееся значение и принадлежат к безусловным шедеврам иконописи и декоративно-прикладного искусства. К их числу относятся икона Святителя Николая Чудотворца в серебряном сканом окладе с эмалями и украшенным крупными гранатами венцом, образ Спасителя («Спас Смоленский») времени Ивана Грозного, написанный на светло-бирюзовом фоне и украшенный в начале XX века окладом работы известного мастера Якова Мишукова. Центральное место в экспозиции занимает уникальный серебряный кузов-складень 1590 года с Владимирской иконой Божией Матери. По-видимому, это царская вещь, выполненная в мастерских Кремля. Скорее всего, она принадлежала царю Борису Годунову. В пользу этого говорит то, что на серебряных створках кузова выгравирован целый ряд святых, соименных членам семьи Бориса Годунова. Иконы XVII века образуют достаточно разнообразную группу, поскольку включают в себя не только столичные, но и многочисленные провинциальные памятники. Среди них очевидный и бесспорный шедевр — Владимирский образ Богородицы, украшенный серебряным окладом с эмалью по скани и драгоценными камнями. Икона и оклад выполнены в царских мастерских в 1640-х годах. С момента своего создания образ не подвергался поновлениям и дошел до наших дней в первозданной сохранности. Он демонстрирует высочайший уровень мастерства придворных иконописцев и ювелиров. В собрании представлены иконы XIX — начала XX века, относящиеся к наиболее крупным центрам иконописания того времени. Об искусстве Палеха периода расцвета можно судить по замечательному образу «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками» первой трети XIX века. Икона обращает на себя внимание необыкновенной тонкостью и живостью миниатюрного письма, которое удачно оттеняет и дополняет строгий серебряный оклад в стиле ампир. Ряд икон позднего времени из собрания Глеба Покровского принадлежит старообрядческой традиции. Это «Апостол Иоанн Богослов в молчании», дающий представление о поморском иконописании, двухрядная икона с избранными святыми «романовских писем», а также икона относительно редкого сюжета «Символ веры» — прекрасный образец «подстаринного» письма, которым славились иконописцы Мстеры. В собрании также представлены иконы лучших московских иконописных мастерских начала XX века. Иконную часть собрания дополняет акварель Виктора Васнецова «Святитель Алексий Московский» (1907 г.). Особое внимание в экспозиции уделено старообрядческим крестам, иконам и складням конца XVII — начала XX века. Все они в прекрасном состоянии, некоторые украшены многоцветными эмалями и золочением. В собрании выделяется группа эмалевых икон XVIII — XIX веков из Москвы и Ростова Великого. Жемчужиной среди них является четырехстворчатый складень, исполненный в Москве в 1729 году по заказу сподвижника Петра I адмирала Ивана Головина. Он выполнен в редкой технике живописной эмали по золоту, таких произведений известны единицы. Это одна из самых ранних живописных эмалей московской работы. Собрание дополняет небольшая, но очень интересная подборка памятников лицевого шитья XVI–XIX веков, в которой выделяется шитая пелена «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Редкостью среди этих произведений является шитая икона «Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, со сценами жития», по-видимому, происходящая из одного из женских монастырей Углича. Собрание икон и церковных древностей Глеба Александровича, представленное в Музее имени Рублева, только недавно открыто миру. Предстоит большая работа искусствоведов и историков по его изучению. Несомненно одно: имя Глеба Покровского навсегда войдет в список наиболее значительных российских собирателей XX века, и память о нем как о благотворителе надолго сохранится в сердцах наших соотечественников.
17 марта 2009 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|