![]()
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
Наследие Альфреда Парланда Сегодня, 16 сентября 2019 года, исполняется 100 лет со дня кончины автора петербургского храма-памятника Воскресения Христова (Спас на Крови) Альфреда Александровича Парланда (1842–1919) — выдающегося архитектора, преподавателя, мастера акварели, археолога. Парланд прожил удивительно яркую жизнь, реализовав себя в разных областях. Но, безусловно, главным делом его жизни была архитектура. По проектам зодчего были построены десятки зданий по всей Российской империи — в основном церкви в русском стиле, в которых он продолжил дело своего любимого учителя Давида Ивановича Гримма, основоположника этого направления в архитектуре. PDF-версия
16 сентября 2019 г. 14:59
|
![]()
ЦВ № 5 (402) март 2009 /
17 марта 2009 г.
Неизвестные шедевры иконописиВ Москве в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка икон и церковных древностей XVI–XX века из собрания известного московского хирурга Глеба Покровского. Свою коллекцию он собирал на протяжении 50 лет, она никогда не экспонировалась и не попадала в каталоги. Эти произведения, впервые за многие десятилетия увидевшие свет, стали настоящим открытием как для специалистов, так и для любителей иконописи. О собирателе и его коллекции рассказывают кураторы выставки. Глеб Александрович Покровский родился 10 июля 1925 года в Москве. По линии отца он происходил из семьи потомственных священнослужителей. Его дед — иерей Феодор Покровский — был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Юшта близ города Спасска Рязанской губернии. Еще мальчиком, в 30-е годы, Глеб Покровский прислуживал в храме. Его детство и юность пришлись на годы жестоких гонений на Церковь, но, во многом благодаря семейным традициям, он остался человеком глубоко и искренне верующим, не боявшимся проявлять свои убеждения. Он никогда не был членом партии, несмотря на свои высокие должности в медицинских учреждениях. В 1943 году, сразу после окончания средней школы, Глеб Покровский ушел на войну. Сражался на Ленинградском фронте, участвовал в тяжелых боях на Карельском перешейке, был контужен. После окончания войны и демобилизации в 1946 году поступил в Первый медицинский институт. Окончив институт и аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию, в 1956 году Глеб Покровский начал свой врачебный путь в Институте скорой помощи имени Склифосовского, где вскоре возглавил хирургическое отделение. Он был талантливым хирургом, и в 1972 году стал заместителем директора Института проктологии. Глеб Покровский стал доктором медицинских наук и профессором, лауреатом Государственной премии России. Практикующим хирургом он оставался почти до конца своей долгой жизни. Глеб Александрович не очень любил слово «коллекция», он подчеркивал, что был собирателем, а не коллекционером. Он не продал ни одной вещи из своего собрания. Среди его знакомых были прекрасные иконописцы-реставраторы Михаил Тюлин, Дмитрий и Евдокия Брягины, ювелир, который восстанавливал оклады. С их помощью многие иконы он приводил в порядок и бережно сохранял на протяжении более чем 40 лет. Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Глеб Покровский покупал, другие были подарены ему друзьями и благодарными пациентами. Отдельные произведения были подарены священнослужителями, с которыми у Глеба Покровского были давние и крепкие связи. За свою жизнь Глеб Покровский был знаком с тремя Предстоятелями Русской Православной Церкви: Алексием I, Пименом и Алексием II. C последним его связывали особые отношения — Покровский спас будущего Патриарха от гангрены, когда его отказывались лечить другие врачи. Впоследствии Святейший писал хирургу: «Всегда с благодарностью вспоминаю, с какой готовностью пришли вы на помощь в трудную минуту моей жизни». Со времен гонений на веру в квартире у Покровских сохранился с виду ничем не примечательный шкаф, внутри которого находились иконы. Когда Глеб Александрович открывал дверцы этого шкафа, перед ним появлялась как бы молельная комната. Каждое утро и перед каждой операцией он молился перед этими образами. Летом 1998 года, когда Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летие своего основания, он передал в дар обители икону преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей. Это тот самый образ, который находился над ракой святого в Рождественском соборе до разорения монастыря в 1919 году. Всего музею было пожертвовано 344 предмета — иконы, кресты-энколпионы, лампады, предметы лицевого шитья, эмали, книги. Богослужебную утварь, напрестольные и наперсные кресты-мощевики Марфа Андреевна передала в храм, прихожанином которого был ее покойный муж. Собрание икон и церковных древностей Собрание Глеба Покровского очень разнообразно по своему составу. Значительную его часть (около 140) составляют иконы, отражающие русские иконописные традиции с конца XV до начала XX века. Большинство икон имеет оклады, в чем отразилось личное пристрастие собирателя. Еще одна особенность собрания Глеба Покровского — это антикварная реставрация, подразумевающая полную реконструкцию утраченных фрагментов живописи. Глеб Александрович был человеком верующим и относился к иконе не как к музейному экспонату, а как к моленному образу. И если на иконе живопись была полностью утрачена, она восстанавливались полностью. Одни из самых ранних икон собрания — две иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (Ярославская). Одна из них, датируемая концом XV — первой третью XVI века, связана с новгородской художественной культурой провинциального круга. Другая, созданная в первой трети XVI столетия, отражает иконописную традицию, тяготеющую к Москве. XVI столетие представлено в собрании рядом очень интересных икон. Некоторые из них имеют выдающееся значение и принадлежат к безусловным шедеврам иконописи и декоративно-прикладного искусства. К их числу относятся икона Святителя Николая Чудотворца в серебряном сканом окладе с эмалями и украшенным крупными гранатами венцом, образ Спасителя («Спас Смоленский») времени Ивана Грозного, написанный на светло-бирюзовом фоне и украшенный в начале XX века окладом работы известного мастера Якова Мишукова. Центральное место в экспозиции занимает уникальный серебряный кузов-складень 1590 года с Владимирской иконой Божией Матери. По-видимому, это царская вещь, выполненная в мастерских Кремля. Скорее всего, она принадлежала царю Борису Годунову. В пользу этого говорит то, что на серебряных створках кузова выгравирован целый ряд святых, соименных членам семьи Бориса Годунова. Иконы XVII века образуют достаточно разнообразную группу, поскольку включают в себя не только столичные, но и многочисленные провинциальные памятники. Среди них очевидный и бесспорный шедевр — Владимирский образ Богородицы, украшенный серебряным окладом с эмалью по скани и драгоценными камнями. Икона и оклад выполнены в царских мастерских в 1640-х годах. С момента своего создания образ не подвергался поновлениям и дошел до наших дней в первозданной сохранности. Он демонстрирует высочайший уровень мастерства придворных иконописцев и ювелиров. В собрании представлены иконы XIX — начала XX века, относящиеся к наиболее крупным центрам иконописания того времени. Об искусстве Палеха периода расцвета можно судить по замечательному образу «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками» первой трети XIX века. Икона обращает на себя внимание необыкновенной тонкостью и живостью миниатюрного письма, которое удачно оттеняет и дополняет строгий серебряный оклад в стиле ампир. Ряд икон позднего времени из собрания Глеба Покровского принадлежит старообрядческой традиции. Это «Апостол Иоанн Богослов в молчании», дающий представление о поморском иконописании, двухрядная икона с избранными святыми «романовских писем», а также икона относительно редкого сюжета «Символ веры» — прекрасный образец «подстаринного» письма, которым славились иконописцы Мстеры. В собрании также представлены иконы лучших московских иконописных мастерских начала XX века. Иконную часть собрания дополняет акварель Виктора Васнецова «Святитель Алексий Московский» (1907 г.). Особое внимание в экспозиции уделено старообрядческим крестам, иконам и складням конца XVII — начала XX века. Все они в прекрасном состоянии, некоторые украшены многоцветными эмалями и золочением. В собрании выделяется группа эмалевых икон XVIII — XIX веков из Москвы и Ростова Великого. Жемчужиной среди них является четырехстворчатый складень, исполненный в Москве в 1729 году по заказу сподвижника Петра I адмирала Ивана Головина. Он выполнен в редкой технике живописной эмали по золоту, таких произведений известны единицы. Это одна из самых ранних живописных эмалей московской работы. Собрание дополняет небольшая, но очень интересная подборка памятников лицевого шитья XVI–XIX веков, в которой выделяется шитая пелена «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Редкостью среди этих произведений является шитая икона «Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, со сценами жития», по-видимому, происходящая из одного из женских монастырей Углича. Собрание икон и церковных древностей Глеба Александровича, представленное в Музее имени Рублева, только недавно открыто миру. Предстоит большая работа искусствоведов и историков по его изучению. Несомненно одно: имя Глеба Покровского навсегда войдет в список наиболее значительных российских собирателей XX века, и память о нем как о благотворителе надолго сохранится в сердцах наших соотечественников.
17 марта 2009 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней Блаженной памяти Святейшего Патриарха Сербского Иринея 1930 – 2020
21 января 2021 г. 14:00
В Тронхейме состоялось освящение вод Норвежского моря и реки Нидельвы В канун праздника Крещения Господня, 18 января 2021 года, в Тронхейме состоялось ежегодное освящение вод Норвежского моря.
21 января 2021 г. 13:20
Митрополит Волоколамский Иларион: «Господь нам вверил Церковь, которая существует более тысячи лет» Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата греческой газете «Катимерини». PDF-версия.
20 января 2021 г. 14:30
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
|