iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Культура
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Неизвестные шедевры иконописи

В Москве в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка икон и церковных древностей XVI–XX века из собрания известного московского хирурга Глеба Покровского. Свою коллекцию он собирал на протяжении 50 лет, она никогда не экспонировалась и не попадала в каталоги. Эти произведения, впервые за многие десятилетия увидевшие свет, стали настоящим открытием как для специалистов, так и для любителей иконописи. О собирателе и его коллекции рассказывают кураторы выставки.
 Врач и подвижник благочестия

Глеб Александрович Покровский родился 10 июля 1925 года в Москве. По линии отца он происходил из семьи потомственных священнослужителей. Его дед — иерей Феодор Покровский — был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Юшта близ города Спасска Рязанской губернии. Еще мальчиком, в 30-е годы, Глеб Покровский прислуживал в храме. Его детство и юность пришлись на годы жестоких гонений на Церковь, но, во многом благодаря семейным традициям, он остался человеком глубоко и искренне верующим, не боявшимся проявлять свои убеждения. Он никогда не был членом партии, несмотря на свои высокие должности в медицинских учреждениях.

В 1943 году, сразу после окончания средней школы, Глеб Покровский ушел на войну. Сражался на Ленинградском фронте, участвовал в тяжелых боях на Карельском перешейке, был контужен. После окончания войны и демобилизации в 1946 году поступил в Первый медицинский институт. Окончив институт и аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию, в 1956 году Глеб Покровский начал свой врачебный путь в Институте скорой помощи имени Склифосовского, где вскоре возглавил хирургическое отделение. Он был талантливым хирургом, и в 1972 году стал заместителем директора Института проктологии. Глеб Покровский стал доктором медицинских наук и профессором, лауреатом Государственной премии России. Практикующим хирургом он оставался почти до конца своей долгой жизни.
Глеб Александрович начал собирать иконы и произведения декоративно-прикладного искусства в 1958 году. Его супруга Марфа Андреевна, с которой они прожили вместе более 50 лет, с уважением относилась к увлечению мужа и старалась способствовать ему. Самая первая икона начала XVIII века была подарена Глебу Покровскому соседкой. В том же году хирург был направлен в Индию, где оперировал в течение года. Когда супруги Покровские возвратились в Россию, они потратили весь гонорар от поездки на следующую икону. Постепенно собрание расширялось.

Глеб Александрович не очень любил слово «коллекция», он подчеркивал, что был собирателем, а не коллекционером. Он не продал ни одной вещи из своего собрания. Среди его знакомых были прекрасные иконописцы-реставраторы Михаил Тюлин, Дмитрий и Евдокия Брягины, ювелир, который восстанавливал оклады. С их помощью многие иконы он приводил в порядок и бережно сохранял на протяжении более чем 40 лет.
Долгие годы дружбы связывали Глеба Александровича с известным художником и коллекционером церковных древностей Павлом Кориным, который нередко бывал в доме Покровских и помогал увлечению хозяина.

Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Глеб Покровский покупал, другие были подарены ему друзьями и благодарными пациентами. Отдельные произведения были подарены священнослужителями, с которыми у Глеба Покровского были давние и крепкие связи.
Глеб Покровский был настоящим подвижником благочестия. В тяжелые советские времена он ездил в Троице-Сергиеву лавру, где подпольно лечил монахов, рискуя своим служебным положением. Там он познакомился и подружился с архимандритом Платоном (Лобанковым), который в то время был наместником Лавры. Он подарил Глебу Александровича одну из лучших икон его собрания.

За свою жизнь Глеб Покровский был знаком с тремя Предстоятелями Русской Православной Церкви: Алексием I, Пименом и Алексием II. C последним его связывали особые отношения — Покровский спас будущего Патриарха от гангрены, когда его отказывались лечить другие врачи. Впоследствии Святейший писал хирургу: «Всегда с благодарностью вспоминаю, с какой готовностью пришли вы на помощь в трудную минуту моей жизни».
В архиве семьи Покровских сохранились письма и от других священнослужителей с благодарностью за помощь. Глеб Александрович очень много делал для репрессированных священников, тех, кто возвращался из тюрем.

Со времен гонений на веру в квартире у Покровских сохранился с виду ничем не примечательный шкаф, внутри которого находились иконы. Когда Глеб Александрович открывал дверцы этого шкафа, перед ним появлялась как бы молельная комната. Каждое утро и перед каждой операцией он молился перед этими образами.
В последние годы Глеб Покровский был прихожанином храма Святителя Николая в Ромашково, того самого, в котором прислуживал много десятилетий назад, до его закрытия. Когда там начались восстановительные работы, он пожертвовал храму антиминс, богослужебные сосуды, утварь. Он заказал иконописцам и оплатил десять икон для иконостасов двух приделов храма. По словам Марфы Андреевны, он пожертвовал на это свою Государственную премию.

Летом 1998 года, когда Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летие своего основания, он передал в дар обители икону преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей. Это тот самый образ, который находился над ракой святого в Рождественском соборе до разорения монастыря в 1919 году.
Глеб Александрович Покровский скончался 21 марта 2008 года. Менее года спустя, 19 февраля 2009 года, Марфа Андреевна Покровская передала его собрание в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Вдове Глеба Александровича было непросто принять такое решение, но она сказала: «Думаю, что государство сохранит собрание цельным».

Всего музею было пожертвовано 344 предмета — иконы, кресты-энколпионы, лампады, предметы лицевого шитья, эмали, книги. Богослужебную утварь, напрестольные и наперсные кресты-мощевики Марфа Андреевна передала в храм, прихожанином которого был ее покойный муж.

 Собрание икон и церковных древностей

Собрание Глеба Покровского очень разнообразно по своему составу. Значительную его часть (около 140) составляют иконы, отражающие русские иконописные традиции с конца XV до начала XX века. Большинство икон имеет оклады, в чем отразилось личное пристрастие собирателя.
Стилистические предпочтения Глеба Покровского отразились на подборе икон в его коллекции. Его интересует древнейший период до реформ Симона Ушакова (конец XV — XVII век), либо повторение древней стилистики уже в Новое время (XIX — начало XX века). У него довольно много старообрядческих икон или «ученой» стилизации рубежа XIX–XX века, которая возникла на волне открытия древнерусской художественной традиции. Икон «живоподобного стиля» конца XVII — XVIII веков — в собрании немного, хотя они есть.

Еще одна особенность собрания Глеба Покровского — это антикварная реставрация, подразумевающая полную реконструкцию утраченных фрагментов живописи. Глеб Александрович был человеком верующим и относился к иконе не как к музейному экспонату, а как к моленному образу. И если на иконе живопись была полностью утрачена, она восстанавливались полностью.

Одни из самых ранних икон собрания — две иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (Ярославская). Одна из них, датируемая концом XV — первой третью XVI века, связана с новгородской художественной культурой провинциального круга. Другая, созданная в первой трети XVI столетия, отражает иконописную традицию, тяготеющую к Москве.

XVI столетие представлено в собрании рядом очень интересных икон. Некоторые из них имеют выдающееся значение и принадлежат к безусловным шедеврам иконописи и декоративно-прикладного искусства. К их числу относятся икона Святителя Николая Чудотворца в серебряном сканом окладе с эмалями и украшенным крупными гранатами венцом, образ Спасителя («Спас Смоленский») времени Ивана Грозного, написанный на светло-бирюзовом фоне и украшенный в начале XX века окладом работы известного мастера Якова Мишукова.

Центральное место в экспозиции занимает уникальный серебряный кузов-складень 1590 года с Владимирской иконой Божией Матери. По-видимому, это царская вещь, выполненная в мастерских Кремля. Скорее всего, она принадлежала царю Борису Годунову. В пользу этого говорит то, что на серебряных створках кузова выгравирован целый ряд святых, соименных членам семьи Бориса Годунова.

Иконы XVII века образуют достаточно разнообразную группу, поскольку включают в себя не только столичные, но и многочисленные провинциальные памятники. Среди них очевидный и бесспорный шедевр — Владимирский образ Богородицы, украшенный серебряным окладом с эмалью по скани и драгоценными камнями. Икона и оклад выполнены в царских мастерских в 1640-х годах. С момента своего создания образ не подвергался поновлениям и дошел до наших дней в первозданной сохранности. Он демонстрирует высочайший уровень мастерства придворных иконописцев и ювелиров.

В собрании представлены иконы XIX — начала XX века, относящиеся к наиболее крупным центрам иконописания того времени. Об искусстве Палеха периода расцвета можно судить по замечательному образу «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками» первой трети XIX века. Икона обращает на себя внимание необыкновенной тонкостью и живостью миниатюрного письма, которое удачно оттеняет и дополняет строгий серебряный оклад в стиле ампир.

Ряд икон позднего времени из собрания Глеба Покровского принадлежит старообрядческой традиции. Это «Апостол Иоанн Богослов в молчании», дающий представление о поморском иконописании, двухрядная икона с избранными святыми «романовских писем», а также икона относительно редкого сюжета «Символ веры» — прекрасный образец «подстаринного» письма, которым славились иконописцы Мстеры. В собрании также представлены иконы лучших московских иконописных мастерских начала XX века. Иконную часть собрания дополняет акварель Виктора Васнецова «Святитель Алексий Московский» (1907 г.).

Особое внимание в экспозиции уделено старообрядческим крестам, иконам и складням конца XVII — начала XX века. Все они в прекрасном состоянии, некоторые украшены многоцветными эмалями и золочением. В собрании выделяется группа эмалевых икон XVIII — XIX веков из Москвы и Ростова Великого. Жемчужиной среди них является четырехстворчатый складень, исполненный в Москве в 1729 году по заказу сподвижника Петра I адмирала Ивана Головина. Он выполнен в редкой технике живописной эмали по золоту, таких произведений известны единицы. Это одна из самых ранних живописных эмалей московской работы.

Собрание дополняет небольшая, но очень интересная подборка памятников лицевого шитья XVI–XIX веков, в которой выделяется шитая пелена «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Редкостью среди этих произведений является шитая икона «Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, со сценами жития», по-видимому, происходящая из одного из женских монастырей Углича.

Собрание икон и церковных древностей Глеба Александровича, представленное в Музее имени Рублева, только недавно открыто миру. Предстоит большая работа искусствоведов и историков по его изучению. Несомненно одно: имя Глеба Покровского навсегда войдет в список наиболее значительных российских собирателей XX века, и память о нем как о благотворителе надолго сохранится в сердцах наших соотечественников.
 

Светлана Гнутова
Наталья Комашко
17 марта 2009 г.
Ключевые слова: иконопись, коллекция
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00