выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Культура
Христос и самарянка. 1750-е гг. Собрание Государственной Третьяковской галереи
ЖМП № 7 июль 2025 /  22 июля 2025 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Открытие иконы «галантного века»

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Икона "галантного века". Произведения XVIII века из музейных и частных собраний». Посетители могут увидеть образцы русской иконописи времени правления Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. PDF-версия.

Историки искусства подчеркивают, что XVIII век — самое малоизученное и недооцененное столетие в истории русской иконописи. На долгие десятилетия в официальной советской историографии воцарилось представление, что с появлением в России в Новое время светского искусства икона утратила всякое культурное значение и стала уделом ремесленников. Таким образом, для Нового времени именно светское, европеизированное искусство стало считаться единственным достойным предметом изучения.

— Проблема была не только в «недостоинстве» иконописи Нового времени, — рассказывает Дионисий Денисов, один из кураторов выставки, заведующий сектором научно-методической работы Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. — Икону как явление, чуждое атеистической идеологии советского государства, оставили в истории русского искусства только тех периодов, когда другой изобразительной традиции просто не было, и с легкостью вычеркнули из истории искусства Нового времени, которое позволяло ограничиться исключительно произведениями светских жанров.

Современные исследователи пытаются эту лакуну заполнить. Институт искусствознания сейчас готовит многотомную историю русского искусства. И главный научный сотрудник Научно-­исследовательского отдела нашего музея, основной вдохновитель и куратор этой выставки Наталья Игнатьевна Комашко, написала для этого издания материал про иконы XVIII века. Открывшуюся выставку тоже можно рассматривать как попытку восстановить справедливость. 

Как известно, в Петровскую эпоху русское искусство развивалось под большим влиянием искусства западноевропейского, и иконопись в том числе. Наталья Комашко уточняет, что в первые десятилетия XVIII века русская икона еще продолжала держаться художественного направления, разработанного в иконописной мастерской при Оружейной палате знаменитым изографом Симоном Ушаковым. В нем европейское влияние проявилось в основном на иконографическом уровне вследствие заимствования русскими мастерами композиций западных гравюр. С 1720-х годов формально-­стилистический язык русской иконы стал меняться более радикально, на протяжении последующих десятилетий она последовательно адаптировала художественные особенности барокко, рококо и раннего классицизма. 

Что же отличает иконы «галантного века», какие у них характерные черты? 

— Композиция начинает быть подвижнее, — отмечает Дионисий Денисов. — Появляется световоздушная перспектива, которая дает возможность создать не только прямую оптическую перспективу внутри иконы, но и сложное световое отношение, когда появляется несколько планов. У святых чаще всего не привычные статуарные позы, а более эмоциональные, с жестикуляцией. Они как будто обращаются друг к другу. Стиль «живоподобия», который предшествовал барочной эпохе, ввел более живые лики. Отсюда и возникло само понятие. Как сформулировал главный идеолог «живоподобия» царский изограф Симон Ушаков, — чтобы было «пенно и румяно». Но лик еще остается, как и в древней иконе, бесстрастным. А в иконе эпохи барокко в ликах появляются выражения, в них начинают отражаться эмоции. 

Дионисий Денисов также обращает внимание на то, что в иконах эпохи барокко меняется цвет. Если в стилях икон конца XVII века доминировали зеленые и красные цвета, то в барокко начинает доминировать синий. Это отражается в том числе и в изображении небес, в создании световоздушной перспективы, когда небо в своей основе темно-синее, а ближе к горизонту оно розовеет или белеет. В рококо стиль сдвигается в более легкую составляющую. Появляются лиловые оттенки и светлые тона. 

— Одним из основных элементов иконы становятся картуши. Они могут иметь как реальные резные формы, которые венчали иконостас, киоты или составляли конструкцию иконостаса, так и изображенные на самой иконе. Меняется форма доски иконы, или, при сохранении четырехугольной формы доски, внутри нее изображается рамка — овальная, круглая, граненая. Это еще предвестники барокко. А потом рамки могут быть рокайльными, то есть более вычурными. Рамки создают структуру на иконе, и каждая из них заполняется своим клеймом. То есть в какой-то момент икона отходит от традиционного житийного изображения, когда вокруг прямоугольного или квадратного средника расположены прямоугольные клейма. Один из признаков стиля рококо — каждое изображение имеет свою рамку. На выставке представлена икона «Распятие со страстями», где каждое клеймо заключено в восьмигранную рамку. И рядом висит восьмигранная икона «Беседа Христа с Лукой и Клеопой». 

Классицизм сменил стиль барокко и рококо. Это уже более спокойный стиль. На смену подвижности и эмоциональности приходят строгость и упорядоченность. Как будто идет возвращение к более ранним образам, но с сохранением живописности. Цветовая палитра становится более спокойной. Нет вычурных поз, отсутствует цветовоздушная глубинная перспектива. 

В конце XVII века в России появляется живописная икона, выполненная в масляной технике. Ее образцы также можно увидеть на выставке.

— Эта икона появляется с приходом к нам иностранцев, в том числе Богдана Салтанова. В золотописной мастерской Посольского приказа работал иконописец Карп Золотарев, который активно пользовался этой новой живописной техникой. Иконы стали походить на парсуны, то есть портреты.

Это направление в основном было популярно у высокопоставленных дворян, приближенных к царскому дому. Такие иконы мы видим, к примеру, в имениях Шереметевых. Храм Покрова в Филях украшен благодаря стараниям Лопухиных иконами, написанными в стиле классицизма. Со временем живописность становится востребованной и у широкой публики. К нам приезжают мастера из южнорусских земель, которые были присоединены к России в 1654 году. Там сложилась самостоятельная школа живописи, сформировавшаяся под польским влиянием. 

Меняется не только техника с темперной на масляную живопись, но и основа икон: деревянные доски иногда заменяются на металлические, и на них тоже пишут маслом иконы. В отличие от темперной, масляная краска более эффектно создает световоздушное состояние прозрачных живописных слоев или сложных тканей, занавесов. 

Из живописных икон, выполненных в масляной технике, самым ярким экспонатом выставки можно назвать комплекс екатерининского времени из пяти икон с изображением святых покровителей императорской семьи, происходящий из Архангельского собора Московского Кремля и хранящийся в частном собрании.

Большая часть экспонатов выставки — это подписные произведения наиболее ярких столичных и региональных иконописцев и живописцев XVIII столетия: Ивана Рожнова, Егора Иванова Грека и его сына Ивана Грекова, Василия Василевского, Михаила Фунтусова, Федота Колокольникова, Алексея Антропова, Василия и Ивана Колмогоровых. 

В XVIII веке иконопись во многом перестала быть анонимной. Если в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича иконописцы только начинают подписывать свои произведения, то позднее это становится массовым явлением. Происходило освидетельствование иконописцев. Этим занимался Иван Зарудный, известный в XVIII веке архитектор, скульптор и живописец. Он смотрел на произведения мастеров и давал им оценку, чтобы они могли работать дальше. В противном случае им просто запрещалось работать в этой области. То есть художник отвечал за свое произведение. И сегодня специалисты смотрят на подписанные произведения мастеров того времени и свидетельствуют, что их работы высокого уровня.

Впервые широкий зритель увидит домашние иконы семьи графов Шереметевых, представленные из двух усадебных дворцов, хранящиеся в Государственном дворцово-парковом музее-­заповеднике «Останкино и Кусково».

— Эти усадьбы известны в основном как дворцово-парковые музеи, и многие посетители туда ходят восхищаться архитектурой, бытом их владельцев, прекрасными регулярными парками, а иконные собрания практически неизвестны. На выставке представлены произведения Михаила Фунтусова, популярного в семье Шереметевых иконописца. Иконы небольшого размера. Можно предположить, что они находились в графских молельнях и об их существовании знал только узкий круг. А теперь все посетители выставки смогут их внимательно рассмотреть. 

В XVIII веке появляются образы очень редких святых — небесных покровителей заказчиков или тех, с чьим днем памяти у заказчиков были связаны важные воспоминания. Так, на выставке представлена икона святителя Вуколы Смирнского, написанная по обету Василия Головина, владельца подмосковной усадьбы Новоспасское, в благодарность окончания его опалы. Освобождение из тюрьмы Головина пришлось на день памяти святителя Вуколы. Таким образом, икона может рассматриваться и как исторический документ. 

 

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва, Андроньевская пл., 10. Выставка «Икона "галантного века". Произведения XVIII века из музейных и частных собраний» продлится до 25 августа 2025 года.

 

 

 

22 июля 2025 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крестный путь Патриарха Тихона
В год 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открыл портал «Крестный путь Патриарха Тихона». Этот уникальный проект в документах и фотографиях отражает 2698 дней патриаршего служения Первосвятителя, начиная с момента избрания митрополита Тихона (Беллавина) Патриархом Московским и всея России на Поместном Соборе 5 (18) ноября 1917 года до момента его упокоения 25 марта (7 апреля) 1925 года. О том, как возникла идея портала и как он устроен, рассказывает руководитель проекта Дмитрий Павлов, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ и председатель правления Научно-просветительского фонда имени святого Патриарха Тихона. PDF-версия.    
14 октября 2025 г. 15:30
Блаженнейший Тихон, Митрополит всей Америки и Канады: «Святитель Тихон укрепляет веру и помогает держаться пути спасения»
В 2025 году православные всего мира отмечают 100-летие блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона и 160-летие со дня его рождения. Телекомпания «Союз» подготовила к юбилейной дате документальный историко-биографический фильм «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский», который отмечен дипломами Международного кинофорума «Золотой Витязь». Автор фильма Николай Васильев, главный редактор студии «Лики Руси» телеканала «Союз», работая над изучением биографии Патриарха Тихона, посетил Соединенные Штаты, увидел и показал зрителям, как сегодняшние американцы почитают святителя Тихона. В монастыре святителя Тихона Задонского, основанном в 1905 году в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) по благословению архиепископа Тихона (Беллавина), бывшего в то время главой православной епархии Северной Америки, режиссер взял интервью у Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. PDF-версия.  
9 октября 2025 г. 14:30