iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Культура
Архидиакон Стефан. Иван Андреев Поляк. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1680 г. Дерево, левкас, темпера. Девять мучеников кизических и избранные святые. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. 1732 г. Дерево, левкас, темпера.
ЖМП № 9 сентябрь 2019 /  11 октября 2019 г. 09:59
версия для печати версия для печати

Студенты раскрывают шедевры

РЕСТАВРАЦИЯ ДВУХ ИКОН ДИПЛОМНИКАМИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИВЕЛА К НАУЧНЫМ ОТКРЫТИЯМ

Кафедра реставрации темперной живописи факультета церковных художеств ПСТГУ давно и плодотворно сотрудничает с Московским государственным объединенным музеем-заповедником (МГОМЗ). Уже несколько лет самые талантливые студенты-старшекурсники выполняют здесь свои дипломные работы (подробно о некоторых из них мы рассказывали в материале «Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками», см.: ЖМП. 2013. № 9). Два года назад МГОМЗ решил доверить начинающим специалистам пять икон из своей коллекции. И реставрация двух из них привела к подлинным сенсациям. PDF-версия

К этим двум памятникам в МГОМЗ мечтали подступиться давно. В середине 1980-х годов по инициативе московских властей проводилась опись икон в действова­вших столичных храмах. К этой работе привлекли Ольгу Полякову, сегодня главного хранителя МГОМЗ, а тогда хранителя коллекции икон музея «Коломенское». «Однажды в храме Иоанна Воина на Якиманке (в те времена носившей имя Димитрова) под конец рабочего дня староста обмолвилась о двух старинных иконах, хранившихся на чердаке. Мне принесли их в темный неотапливаемый сарай, — вспоминает Ольга Полякова. — Несмотря на то что на черных поверхностях икон почти ничего невозможно было разглядеть, мы с моей напарницей Галиной Клоковой сразу поняли: это ценные памятники, заслуживающие музейного хранения. Причт храма с радостью передал их нам, что было официально зафиксировано актом исполкома Октябрьского района. Время создания икон я поставила под вопросом как рубеж XVII–XVIII столетий, а по поводу образа архидиакона Стефана — также под вопросом — отметила, что он написан в Оружейной палате».

Из-за критического состояния обеих икон реставраторам МГОМЗ несколько раз приходилось выполнять консервационные мероприятия, укрепляя грунт и красочный слой. Но до полной научной реставрации руки дошли только осенью 2017 года.

Образ христианского первомученика архидиакона Стефана достался дипломнице кафедры реставрации темперной живописи Анастасии Веренчиковой. «Икона была в аварийном состоянии: древесина в нижней части изъедена точильщиком, — вспоминает Анастасия. — Два месяца ушло только на восстановление древесины.Под верхним слоем записи в правой нижней части иконы я увидела просвечивающее поле и подумала, что это может быть авторская подпись».

Это и в самом деле оказались сведения об авторе и дата создания иконы — но только дублирующие (во время первого поновления) первозданный автограф мастера, обнаруженный, в свою очередь, под нижним слоем записи.

«7188 (1680) августа месяца 10 день писал сей образ Поляк Иван Андреев сын купчинин», — гласила расшифрованная надпись. Образ с подобным автографом обещает стать громким открытием в истории русского иконописания. Ведь живописных произведений Поляка прежде известно не было: в Государственном историческом музее (ГИМ) хранятся лишь два рисунка этого мастера на бумажной кальке — прориси Словенской иконы Божией Матери и образа святителя Московского Филиппа. Да и вообще об этом человеке мы знаем немного: известно лишь, что он обучался в мастерских Оружейной палаты, а прозвище «Поляк» получил, скорее всего, по происхождению — как выходец из Польши или Малороссии.

Игорю Ляпокину тоже пришлось основательно потрудиться. «Доски основы разошлись по стыкам. Внизу по стыку был констатирован разрыв левкаса с паволокой. Но вверху его не наблюдалось, что дополнительно осложнило реставрацию», — замечает дипломированный реставратор, ныне сотрудник ГИМ. Оказалось, что это памятник редкой иконографии — икона Девяти мучеников кизических с исходящими от парящего в облаке Спасителя венцами. Образ дополнен шестью избранными святыми: преподобными Лазарем Галисийским и Антонием Великим, царевичем Димитрием Угличским, великомучеником Артемием Антиохийским, преподобным Мароном Пустынником и мученицей Вассой. «1732 году ноемврия в... день писал сей образ иконописец д[иа]кон Иоан Федоров Рожнов» — прочитали исследователи в нижнем поле иконы. И это тоже оказалось сюрпризом-открытием.

Наследие замечательного царского изографа Федора Никитина Рожнова знатокам древнерусского искусства хорошо известно. А подписных работ его сына, трудившегося в Оружейной палате в поздний период ее существования в основном над росписью знамен, до сих пор знали только две: икону Божией Матери «Одигитрия» из частного собрания и прорись Донской иконы Божией Матери из коллекции ГИМ. «Техника диакона Иоанна Рожнова в целом напоминает отцовскую, — уточняет Ляпокин. — Но лики преподобного Лазаря и мученицы Вассы дописаны в самый последний момент. В утратах красочного слоя под ними прослеживается колер ­фона — в отличие от других фигур, написанных прямо по белому левкасу и в несколько иной манере. Так, смотрят они на Спасителя, а два названных выше святых — прямо на зрителя. Вероятно, их дописывал ученик или подмастерье». Ляпокин считает, что говорить о добавлении ликов при позднейшем поновлении тут вряд ли справедливо. Ведь надписи имен всех святых над нимбами выполнены единообразно по авторскому красочному слою, без промежуточного покрытия. То есть делались они прямо в финале работы над иконой, а не спустя какой-то значительный промежуток времени.

Об истории бытования обоих иконописных памятников можно лишь строить догадки. Вряд ли они все время находились на Большой Якиманке. Как известно, в советское время спасенные из закрытых церквей святыни десятками свозились в продолжавшие действовать храмы. Достаточно редкая иконография иконы Девяти мучеников кизических с большой уверен­ностью позволяет предположить: в числе избранных святых там изображены небесные угодники, соименные заказчикам произведения. При этом храмовая икона в московской церкви Девяти мучеников кизических, продолжает Игорь Ляпокин, ни по размеру, ни по композиции практически не отличается от отреставрированного им памятника — с той лишь разницей, что избранных святых там нет. «Сама святыня в церкви в Большом Девятинском переулке, правда, в аварийном состоянии и под записью, но местные клирики ведут ее историю от момента основания храма», — подчеркивает молодой реставратор.

Мало что конкретного можно сказать и о происхождении иконы кисти Ивана Поляка. Разве что она, скорее всего, располагалась на северной двери алтарной преграды, ведущей в диаконник. А вот увидеть обе свежеотреставрированные святыни все желающие могут в экспозиции Дворца Алексея Михайловича в Коломенском.

Выставка «Неизвестные шедевры царских мастеров» открыта в Столовой палате Дворца царя Алексея Михайловича до 27 октября. Адрес: Мос­ква, пр-т Андропова, 39, стр. 69.

11 октября 2019 г. 09:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи