iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Культура
Древняя икона из собрания известного московского хирурга Глеба Покровского
ЦВ № 3-4 (449) февраль 2011 /  2 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Традиция и новаторство

Существует ли конфликт между иконописным каноном и свободой творчества? В чем секрет гармонии архитектуры и живописи? Эти вопросы оказались в центре внимания участников круглого стола «Проблема профессионализма в церковном монументальном искусстве», состоявшегося в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств.

То, что церковная живопись является состоявшимся фактом современного искусства, продемонстрировала выставка «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий». Организованная факультетом церковных художеств ПСТГУ экспозиция собрала лучшие работы преподавателей и выпускников университета. Представленные на ней репродукции фресок, мозаичных изображений, фрагменты монументальной живописи дали повод для рефлексии на темы, связанные с современным состоянием и перспективами церковного искусства. В итоге в центре внимания состоявшегося в рамках выставки круглого стола оказались вопросы о соотношении канона и творческих возможностей современного церковного художника, а также взаимодействии архитектуры храмового здания и пространства живописи.

То, что церковная живопись не может развиваться по тем же законам, что и светское художественное искусство, очевидно. Человек, переступающий порог православного храма, всегда имеет определенные эстетические ожидания. Образы святых или сюжеты священной истории, выполненные в авангардном стиле, скорее вызовут у него внутренний протест, чем удовлетворение. Сакральное пространство всегда традиционно. Оно не должно поражать, но, напротив, предполагает эффект узнавания. Оказываясь в храме, христианин ищет знакомые канонические формы, которые являются своего рода указующими знаками, настраивают на молитву, облегчают общение с Богом.

Канон и свобода
Значит ли это, что церковный живописец должен слепо копировать образцы мастеров прошлого? И если да, то каких именно? «Проблема в том, что сегодня мы слишком много знаем, — заметил выступавший на круглом столе народный художник России Николай Мухин, — в XV веке всё было однозначно». И при этом мы можем говорить о непохожести живописной манеры средневековых иконописцев. Живописцы писали, ориентируясь на существовавший иконописный канон, и... создавали уникальные произведения, в которых одновременно отражались и Божественная бесконечность, и собственное мироощущение автора. А из этого следует, что канон не ограничивает свободу творчества. Более того, по убеждению доктора искусствоведения Анны Рындиной, живописный канон при имеющемся культурном наследии предлагает живописцу практически безграничную свободу. Важно правильно ей распорядиться. А для этого художник должен понимать, зачем он использует тот или иной прием, опираться на исторические знания, знать богословское и литургическое обоснование канона. Как отметил Николай Мухин, в основе любого иконописного изображения должно лежать триединство «богослов — ученый-историк — художник». Только если в работе живописца присутствуют все указанные звенья, его работа будет удачной.

О необходимости богословской и культурной подготовки церковного художника говорил и декан факультета церковных художеств протоиерей Александр Салтыков. Священник подчеркнул, что канон, то есть определенные законы жанра, существует в любой культуре. Канон присущ каждой эпохе, каждому виду искусства. В церковном искусстве канон тесно связан с богословием и богослужебным строем Церкви. Поэтому иконописец должен обладать глубокими богословскими познаниями и одновременно быть специалистом в области прекрасного. По словам докладчика, прекрасное в христианстве имеет личную устремленность, и подлинные смыслы любого иконографического образа не могут быть переданы без обращения к личности Творца.

Естественно, что церковный живописец должен владеть и соответствующим художественным мастерством, основанным на академической традиции. Об этом, в частности, говорил профессор МГХАИ им. Сурикова Сергей Гавриляченко.

Художник и храмоздатель
Однако в современных условиях художник, даже отвечающий всем отмеченным выше условиям, принимаясь за роспись храмового интерьера, порой сталкивается с трудностями. Причем, как ни парадоксально, их источником является сам храм, а точнее, организация внутрихрамового пространства. «Сегодня редко попадается храм, формы которого были бы удобны для живописца», — так выразил суть проблемы заведующий иконописной школой МДА игумен Лука (Головков). Художник всегда является заложником архитектурного замысла. Его задача — вписать в монументальные формы смысловое живописное наполнение. И в том случае, если архитектор и художник по-разному понимают стоящие перед ними творческие задачи, возникает конфликт формы и содержания. В качестве примера на круглом столе было продемонстрировано внутреннее пространство одного из новопостроенных храмов, в интерьер которого был вынесен конструктивный элемент в виде перекрестных балок. Художнику пришлось порядком поломать голову, чтобы вписать эту архитектурную деталь в общий живописный замысел.

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что в диссонансе между экстерьером и интерьером не всегда виноват архитектор. Бывает, что художник сам не улавливает традицию, в которой построен храм, и начинает писать, абсолютно не принимая ее во внимание. В результате роспись, выполненная вроде бы в соответствии с канонами, входит в конфликт с безупречно каноничной архитектурой и разрушает храмовое пространство. В данном случае налицо ошибка живописца, принесшего гармонию в жертву своим личным амбициям.

Сегодня церковное искусство при всем своем многообразии переживает начальный этап своего развития. Впереди — заманчивые перспективы. В какой мере они будут реализованы, зависит от того, смогут ли следующие поколения живописцев правильно ответить на вызовы современной им реальности.

2 марта 2011 г.
Ключевые слова: иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00