iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Культура
Складень трехстворчатый "Деисус с избранными святыми", Первая четверть XIX века
16 февраля 2012 г. 03:45
версия для печати версия для печати

“Романовские письма” увидели свет

 Долгое время некогда знаменитые  «романовские письма» незаслуженно избегались многими специалистами-искусствоведами, поскольку последние видели в них вырождение древних традиций иконописи.  Об уникальных творениях мастеров волжского городка Романова-Борисоглебска (Тутаева) говорили лишь в узком кругу исследователей поздней иконописи, а между тем романовские иконы не уступают знаменитым «палехским письмам» и играют значительную роль в русской иконописи Синодального периода

Иконы «романовских писем» можно увидеть в музейных собраниях, но по большей части они хранятся в частных коллекциях, что не случайно, ведь в основном их писали для домашнего обихода и по частным заказам. Несмотря на то, что с недавних пор феноменом романовской иконы активно занимаются в научном мире, до сегодняшнего дня моленные образы не были каталогизированы.

Уникальный альбом-каталог «Иконы “Романовских писем”», презентация которого состоялась в Российской академии художеств, по словам заведующей  отделом Древнерусского Искусства Ярославского историко-художественного музея-заповедника Л.Л. Полушкиной, есть «первое серьезное научное издание, рассказывающее об удивительной иконописной традиции ярославской земли, великолепной  школе XVIII-XIX столетий».  

И.Л. Хохлова, автора-составителя альбома, сообщила, что  «в каталоге представлены 30 имен  мастеров-романовцев и 106 икон, предоставленных частными коллекционерами и музеями, а также собранных нами благодаря трудоемким архивным поискам. Нельзя сказать, что романовское письмо ограничивалось лишь  одной мастерской. Уже сейчас мы знаем, что есть иконы, подписанные «село Великое», есть и «пошехонские письма»… Увы, осталось немало романовских писем без имен и имен без икон. Иногда нам известен мастер, его место жительства, как он  жил, когда и чьи заказы выполнял,  но его произведения либо не сохранились до наших дней, либо еще не найдены.  Или наоборот, у нас есть иконы, характерные для романовских писем, но автор нам неизвестен…  Мы надеемся, что изданный нами каталог будет иметь огромный общественный резонанс, и его появление наметит ряд отправных точек для дальнейшего изучения романовских икон».

В создании каталога, помимо И.Л. Хохловой, участвовало 15 авторов. По их словам, «романовцы достигли синтеза традиционного письма, барокко и классицизма».   По словам доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии РФ И.Л. Бусевой-Давыдовой, написавшей вступительное слово к каталогу, «романовские письма  сильно отличаются от традиционной иконы, скажем палехской или мстёрской.  Палишане и мстерцы словно не жили современной жизнью, и их письмо сконструировано искусственно. Некоторые школы ушли в примитив, и на их фоне полноценным благотворным триумфальным примером стали романовские письма».  Теперь, благодаря каталогу, теперь «прикоснуться» к этой неизреченной красоте смогут все желающие.

Как рассказал корреспонденту «ЦВ» руководитель издательских проектов при Комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства Общественного Совета ЦФО РФ С.И. Верхов, «романовские письма – это явление русской иконописи нового времени.  Это  труд многих поколений, исследователей, экспертов и частных коллекционеров.  Каталог уже в продаже. Читатели смогут приобрести его на подворье Троице-Сергиевой Лавры, в Сретенском монастыре, в книжном магазине Издательского совета Московской Патриархии. Ограниченный тираж (500 экземпляров –прим.ред)обусловлен тем, что сумма, которую Рыбинскому музею удалось получить для реализации проекта, была совсем невелика. И, несмотря на то, что и я вложил личные средства в этот проект, их все равно не хватало. Но дело не только в этом. Перед нами стоял вопрос: «А как воспримут нашу книгу?», ведь всем известно, что отношение к старообрядческой иконе, а именно таковой является романовская, весьма двоякое. Предвосхищая ваш вопрос»,- продолжил Верхов, - «скажу, что мы, разумеется, не могли бы выпустить альбом без привлечения церковного лица. Каталог создан по благословению, и при поддержке епископа Рыбинского Вениамина, около 30 лет прослужившего в воскресенском соборе Тутаева. Нашим консультантом выступил кандидат богословия, старший преподаватель кафедры теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского протоиерей Михаил Халюто. А уже после выхода каталога в свет, его просмотрел и одобрил заведующий иконописной школой при Московской православной духовной академии архимандрит Лука (Головков)».

Положительную оценку проекту дал и настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее протоиерей Николай Соколов, предоставивший для каталогизации икону священномученика Афиногена.

Альбом будет переиздаваться и дополняться, а в 2013 году, по словам Верхова,  издатели каталога планируют организовать выставку «романовских писем» в Москве.

 

 

 

16 февраля 2012 г. 03:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59