iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Культура
Складень трехстворчатый "Деисус с избранными святыми", Первая четверть XIX века
16 февраля 2012 г. 03:45
версия для печати версия для печати

“Романовские письма” увидели свет

 Долгое время некогда знаменитые  «романовские письма» незаслуженно избегались многими специалистами-искусствоведами, поскольку последние видели в них вырождение древних традиций иконописи.  Об уникальных творениях мастеров волжского городка Романова-Борисоглебска (Тутаева) говорили лишь в узком кругу исследователей поздней иконописи, а между тем романовские иконы не уступают знаменитым «палехским письмам» и играют значительную роль в русской иконописи Синодального периода

Иконы «романовских писем» можно увидеть в музейных собраниях, но по большей части они хранятся в частных коллекциях, что не случайно, ведь в основном их писали для домашнего обихода и по частным заказам. Несмотря на то, что с недавних пор феноменом романовской иконы активно занимаются в научном мире, до сегодняшнего дня моленные образы не были каталогизированы.

Уникальный альбом-каталог «Иконы “Романовских писем”», презентация которого состоялась в Российской академии художеств, по словам заведующей  отделом Древнерусского Искусства Ярославского историко-художественного музея-заповедника Л.Л. Полушкиной, есть «первое серьезное научное издание, рассказывающее об удивительной иконописной традиции ярославской земли, великолепной  школе XVIII-XIX столетий».  

И.Л. Хохлова, автора-составителя альбома, сообщила, что  «в каталоге представлены 30 имен  мастеров-романовцев и 106 икон, предоставленных частными коллекционерами и музеями, а также собранных нами благодаря трудоемким архивным поискам. Нельзя сказать, что романовское письмо ограничивалось лишь  одной мастерской. Уже сейчас мы знаем, что есть иконы, подписанные «село Великое», есть и «пошехонские письма»… Увы, осталось немало романовских писем без имен и имен без икон. Иногда нам известен мастер, его место жительства, как он  жил, когда и чьи заказы выполнял,  но его произведения либо не сохранились до наших дней, либо еще не найдены.  Или наоборот, у нас есть иконы, характерные для романовских писем, но автор нам неизвестен…  Мы надеемся, что изданный нами каталог будет иметь огромный общественный резонанс, и его появление наметит ряд отправных точек для дальнейшего изучения романовских икон».

В создании каталога, помимо И.Л. Хохловой, участвовало 15 авторов. По их словам, «романовцы достигли синтеза традиционного письма, барокко и классицизма».   По словам доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии РФ И.Л. Бусевой-Давыдовой, написавшей вступительное слово к каталогу, «романовские письма  сильно отличаются от традиционной иконы, скажем палехской или мстёрской.  Палишане и мстерцы словно не жили современной жизнью, и их письмо сконструировано искусственно. Некоторые школы ушли в примитив, и на их фоне полноценным благотворным триумфальным примером стали романовские письма».  Теперь, благодаря каталогу, теперь «прикоснуться» к этой неизреченной красоте смогут все желающие.

Как рассказал корреспонденту «ЦВ» руководитель издательских проектов при Комиссии по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства Общественного Совета ЦФО РФ С.И. Верхов, «романовские письма – это явление русской иконописи нового времени.  Это  труд многих поколений, исследователей, экспертов и частных коллекционеров.  Каталог уже в продаже. Читатели смогут приобрести его на подворье Троице-Сергиевой Лавры, в Сретенском монастыре, в книжном магазине Издательского совета Московской Патриархии. Ограниченный тираж (500 экземпляров –прим.ред)обусловлен тем, что сумма, которую Рыбинскому музею удалось получить для реализации проекта, была совсем невелика. И, несмотря на то, что и я вложил личные средства в этот проект, их все равно не хватало. Но дело не только в этом. Перед нами стоял вопрос: «А как воспримут нашу книгу?», ведь всем известно, что отношение к старообрядческой иконе, а именно таковой является романовская, весьма двоякое. Предвосхищая ваш вопрос»,- продолжил Верхов, - «скажу, что мы, разумеется, не могли бы выпустить альбом без привлечения церковного лица. Каталог создан по благословению, и при поддержке епископа Рыбинского Вениамина, около 30 лет прослужившего в воскресенском соборе Тутаева. Нашим консультантом выступил кандидат богословия, старший преподаватель кафедры теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского протоиерей Михаил Халюто. А уже после выхода каталога в свет, его просмотрел и одобрил заведующий иконописной школой при Московской православной духовной академии архимандрит Лука (Головков)».

Положительную оценку проекту дал и настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее протоиерей Николай Соколов, предоставивший для каталогизации икону священномученика Афиногена.

Альбом будет переиздаваться и дополняться, а в 2013 году, по словам Верхова,  издатели каталога планируют организовать выставку «романовских писем» в Москве.

 

 

 

16 февраля 2012 г. 03:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00