выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  10 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялась хиротония архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла ПреосвЯщенному Геннадию, епископу Каскеленскому, викарию Астанайской епархии

Ваше Преосвященство, возлюбленный о Христе Иисусе сослужитель!
Благодатию и действием Святого Духа ты сподобился ныне приобщиться к собору архиереев Русской Православной Церкви и воспринял через возложение рук Преосвященных архипастырей благое бремя епископства, предназначенное, по слову апостола, к совершению святых, на дело служения, в созидание тела Христова (Еф. 4, 12).
Тебе предстоит совершать пастырское служение в регионе, где Святое Православие на протяжении многих веков соседствует с другими традиционными религиями. Часть населения региона, где ты будешь проходить многотрудное поприще архипастырства, и вовсе равнодушно к вопросам духовной жизни. В этой ситуации епископу, с одной стороны, надлежит проявлять мудрость, терпимость и готовность к мирному диалогу и соработничеству с носителями иных религиозных взглядов и убеждений, вносить посильный вклад в возрождение и утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе. С другой же стороны, во всем нужно подавать добрый пример того, как должно исполнять слова Священного Писания: Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15).
Ты начинаешь свое епископское служение викарием, и в этом состоит значительное преимущество твоего положения, ибо ты всегда сможешь прибегнуть к совету и помощи правящего архиерея. Но это налагает на тебя и большую ответственность: для церковных людей тебе надлежит стать образцом христианского послушания, достойным примером преданности своему делу и готовности исполнить все возложенные на тебя обязанности.

Епископ призван жить в неразрывном единстве с народом, отечески заботиться о нуждах своей паствы, радуясь с радующимися и плача с плачущими (см.: Рим. 12, 15). Начальствуя над людьми, тщись, не превозносясь ни над кем, в общении сохранять заповеданные Спасителем и апостолами евангельскую простоту и любовь. По образу кротости Господа нашего, пришедшего не для того, чтобы послужили Ему, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (см.: Мф. 20, 28), старайся и ты более служить ради любви.
Но не следует забывать и о том, что жизнь в единении с паствой делает архипастыря не только открытым для выражения теплых чувств людей, но и уязвимым для критики. Нужно помнить о том, что всегда существует опасность подвергнуться осуждению за свои поступки или неосторожные слова и стать соблазном для окружающих, ибо, как свидетельствует апостол, из-за нашего несовершенства имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24). Это означает, что тебе надлежит стать не просто тем, кто проводит жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2), но более того — образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).

Ценный административный и преподавательский опыт, приобретенный тобою за годы несения послушания ректора в Костромской духовной семинарии, надеюсь, поможет тебе и на твоем новом поприще, ведь и здесь тебе предстоит проповедью и примером воспитывать священнослужителей, наставляющих стадо Божие на путь спасения.
Твои труды на ниве церковного образования, несомненно, научили тебя тому, что богословие не есть отвлеченная наука, но живой опыт жизни в Боге, на основании которого только и возможно дать исчерпывающий ответ на самые сложные вопросы современности, обращенные к Церкви со стороны мира. Сегодня наши приходы ждут образованных пастырей, способных убедительно свидетельствовать о спасении, совершенном Христом через Крест и Воскресение.

В предстоящем тебе служении старайся подъять также и попечение о должном устроении работы с молодежью, ибо подрастающее поколение — это будущее нашей Церкви. От его благополучного духовного возрастания зависит успех христианской миссии в ближайшие десятилетия. Творчески осмысляй все возможные проекты в сфере молодежного служения, дабы не полагать претыкания делу веры, но напротив, утверждать юные души на прочном камне православных традиций.
В Казахстане, где на протяжении столетий мирно сосуществовали представители разных вероисповеданий и национальностей, государственная власть Республики прилагает немало усилий к тому, чтобы отношения, основанные на принципах мира и взаимопонимания, стали неотъемлемой частью жизни общества. Стремись же делать все от тебя зависящее, дабы этот процесс межрелигиозного взаимодействия развивался ко благу всего многонационального народа страны.

Тебе следует уделять особое внимание развитию диалога с обществом, дабы свидетельство об Истине веры было обращено ко всем социальным слоям и группам населения. Живая связь Церкви и народа требует также от архипастыря непрестанной заботы о делах милосердия. Люди ждут от нас искреннего участия в их нуждах и, прежде всего, духовной поддержки при прохождении испытаний, выпавших на их долю.
С этими пожеланиями я вручаю тебе архипастырский жезл. Прими его, не помышляя о почестях, воздаваемых начальствующим, но со смирением и твердым упованием на помощь Божию, ибо недостаточность наших сил для несения апостольского служения неизменно восполняется благодатию, подаваемой свыше. Аминь.


Геннадий, епископ Каскеленский, викарий Астанайской епархии (Гоголев Михаил Борисович) Родился 10 марта 1967 г. в Ленинграде в семье служащих.
После окончания школы обучался в московском Институте криптографии, связи и информатики. Проходил службу в рядах Советской Армии. С 1986 г. нес послушание псаломщика Косьмо-Дамиановской церкви Кирсанове Тамбовской епархии.
В 1987-1990 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии, а в 1990-1994 гг. — в Духовной академии.
21 сентября 1990 г. рукоположен в сан диакона.
18 ноября 1990 г. рукоположен в сан пресвитера архиепископом Смоленским и Калининградским (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) Кириллом.
В 1990-1994 гг. служил приходским священником в храмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с сентября 1994 г. принят в клир Костромской епархии.
1 января 1995 г. пострижен в монашество с именем Геннадий, в честь преподобного Геннадия Костромского.
В 1995-1996 гг. являлся ректором Костромского духовного училища, а в 1996-2010 гг. — духовной семинарии.
В 1995-2010 гг. нес послушание настоятеля Свято-Алексеевской церкви г. Костромы. В 1996 г. возведен в сан игумена. 1 сентября 1998 г. возведен в сан архимандрита.
С 2000 г. — заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи. С апреля 2010 г. — клирик Астанайской и Алма-Атинской епархии, настоятель Вознесенского кафедрального собора.
Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. избран викарием Астанайской епархии с титулом Каскеленский.
Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. назначен ректором Алма-Атинской духовной семинарии.

 

10 октября 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл, хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00