выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Документы
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  26 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского

25 декабря 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Никодима (Вулпе), благочинного церквей Оргеевского благочиния Кишиневской митрополии, во епископа Единецкого и Бричанского.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Кишиневский и всея Молдавии Владимир; Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископы Тираспольский и Дубоссарский Савва; Кагульский и Комратский Анатолий; Унгенский и Ниспоренский Петр; Бельцкий и Фэлештский Маркелл.

 

Из Слова архимандрита Никодима (Вулпе) при наречении во епископа Единецского и Бричанского

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри, святители Божии!
Представ пред вами, как пред судом любвеобильного, но требовательного Бога, обычаем и сердцем я понуждаюсь вознести свой глас пред вашей святыней. Из всех предметов, о которых стоит говорить в храме пред лицом Освященного Собора, наименее достойным я вижу свою жизнь. Но о силе Божией, совершающейся даже в моей немощи, не постыжусь сказать ныне.

В годы, когда так много людей по воле безбожной власти, яко овцы погибшия, рассеяны были по горам и долам многомятежного мира, Господь дал мне пастыря, на плечах которого я нашел спасение. Приснопамятный митрополит Никодим, для многих ставший тем искренним и истинным пастухом, за которым в полной безопасности идут овцы, стал и для меня первым учителем и наставником, от которого были услышаны словеса Господня, словеса чиста (Пс. 11, 7).

Та духовная зрелость, которая не в числе лет исчитается (Прем. 4, 8), была для меня, студента, показана жизнью нашего Преосвященного ректора архиепископа Выборгского Кирилла. Перед ним, уже украшающим кафедру Московских святителей, я, как и много лет назад, сдаю экзамен, самый важный в моей жизни.

В страхе и трепете взираю я на свою душу, которую должен буду открыть навстречу живому дыханию Всесовершенного и Божественного Духа. Вижу худость и недостаточность моих человеческих сил. Не жалею немощных моих усилий, чтобы подражать тем великим примерам церковного служения, которые являли блаженнопочившие митрополит Никодим (Ротов) и митрополит Серапион (Фадеев).

Начиная священническое служение в Молдавии, я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего (Пс. 151, 1), но Господь послал вестника Своего и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего (Пс. 151, 4). Этим вестником в моей жизни стал владыка Серапион.

Благодарю я и Высокопреосвященнейшего Митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира, под чьим омофором протекало мое окончательное становление.

Теперь же я перешел середину жизни, отмеренной, по свидетельству царя Давида, человеку. Поставляя себя перед ревностью служения почивших святителей, обличаемый апостольским подвигом и здравствующих архипастырей, понимаю, что жить, «никакоже постыждая о себе избрание» (Архиер. чиновник), я смогу только подкрепляемый молитвами своих наставников — как предстоящих у Престола Божия в Церкви Торжествующей, так и совершающих свое архипастырское служение в Церкви Странствующей.

Прошу молитв Ваших, Ваше Святейшество, как и я всегда искренне поминаю Вашу любовь ко мне недостойному. Эта молитва о Вашем долгоденствии и непоколебимости Вашего Престола всегда будет возноситься в моем сердце, станет жизнью и в той епархии, в которой Дух Святой позволит мне быть епископом.
У вас, предстоящих архипастырей, прошу молитв, дабы Божественная благодать, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи» (Архиер. чиновник), помогла моему смирению не бросить тень на ваш доблестный строй, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27).

Как и всякое служение епископа, и мое избрание не сулит легкого пути. Трудно изнемогать за всех, кто изнемогает, иногда невыносимо трудно сохранить чистоту души при многоразличных искушениях, ожидающих епископа: в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. 6, 8), влекущих пастыря то в огонь гордости, то в воду отчаяния.
Но сердце мое одновременно чает утешения от того служения любви, которое хочу принести своему благочестивому народу. Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей (2 Кор. 7, 4).

Мои мысли обращены к моей прекрасной родине, без малого 200 лет спасающейся вместе со множеством народов, составляющих собой ту Святую Русь, которой нет на карте, но гражданство которой мы с гордостью носим. На это прекрасное единство покушается отец всякого разделения и лжи, враг рода человеческого, который хочет вовлечь в пропасть раздора и саму Церковь.

С чувством священного трепета продолжая служение церковному единству, находя в столь ответственный для меня час успокоение во всецелой преданности Божественной воле, я недоумеваю, откуда мне взять мудрости для сего превосходящего мои силы подвига? Нахожу же ответ в Священном Писании, через которое Дух Святый вещает: Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7).

Надеясь на благословения Вашего Святейшества, мудрость собора епископов, составляющего красоту нашего Патриархата, с трепетом ожидаю пришествия моей Пятидесятницы и говорю с Псалмопевцем:
Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю…
Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс. 100, 2–5, 7).

В чем да поможет мне Пастыреначальник Христос и благожелательные молитвы Освященного Собора.

26 декабря 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00