27 ноября за Божественной литургией в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Порубая) во епископа Касимовского и Сасовского.
Слово архимандрита Дионисия (Порубая) при наречении во епископа Касимовского и Сасовского
Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Преосвященные архипастыри, святители Церкви Христовой!
В этот великий и трепетный для меня день и час, когда Промысл Божий через определение Вашего Святейшества и Священного Синода повелевает мне быть епископом Христовой Церкви, без лукавства исповедую Вашей святыне свои смущение и страх перед ожидающим меня служением.
Двенадцать лет назад, решив посвятить свою жизнь Господу, в стенах древнего и славного на родной мне Рязанщине Иоанно-Богословского монастыря я был пострижен в монашество его возобновителем и старцем — архимандритом Авелем (Македоновым). Во все последующие годы я не мог и помыслить о том, чтобы покинуть родную обитель, и горячо просил Господа, как о награде, о возможности окончить в ней свой земной путь. Сейчас же в решении священноначалия о предстоящем мне послушании я со страхом Божиим и верою слышу глас Господень: Иди за Мною (Ин. 21, 19), и при всем сознании своего недостоинства понимаю, что должен идти на предлежащий мне подвиг (Евр. 12, 1) за Тем, Кто призывает меня. Утешают меня и другие слова Спасителя, обращенные в свое время к апостолам: Да не смущается сердце ваше… Не вы меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 14, 1; 15, 16).
Вспоминаю сейчас, как наш блаженнопочивший авва, отец Авель, рассказывал нам о своем друге и сомолитвеннике приснопамятном митрополите Никодиме (Ротове). Жизненный подвиг владыки, его беззаветное и героическое служение Христовой Церкви, его светлый и ясный образ уже тогда заставили меня, в то время новоначального инока, благоговеть перед святительским саном, необходимо соединяющим в себе добродетели апостолов, мучеников и преподобных.
Послушание иподиакона и келейника, которое я исполнял в течение восьми лет при Преосвященном епископе Иосифе (Македонове), наместническое и настоятельское служение под омофором Высокопреосвященного митрополита Рязанского Павла (Пономарева) позволили мне еще раз убедиться в том, что повседневная жизнь епископа — это каждодневное и зачастую неизвестное и непонятное для «внешних» подвижничество, а всякая высота в Церкви есть непременно и высота Голгофы.
Мне, хорошо узнавшему за время, проведенное в монастыре, свои немощи и недостатки и при этом по неисповедимой Божественной воле поставляемому на высоту архиерейства, остается только уповать на всесильную и благодатную помощь Пастыреначальника Христа, всегда немощное врачующую и оскудевающее восполняющую, на предстательство и покров Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы, на молитвы и заступление глубоко почитаемого мною возлюбленного ученика Христова апостола Иоанна Богослова.
Со всей возможной для себя искренностью благодарю Вас, Ваше Святейшество, за то доверие, которое Вы оказали мне, призвав к епископскому служению, и за тот высокий пример Ваших архипастырских и первосвятительских трудов на благо Святой Церкви и нашего земного Отечества, который мы все ныне имеем перед собой.
Прошу Вас, Святейший владыка, и всех вас, богомудрые святители Христовы, вознесите ваши святые молитвы о мне, немощном и грешном, чтобы Господь освятил и укрепил меня Духом Своим Святым, чтобы в своем служении не стал я соблазном и виновником гибели верных, но смог в день Судный вместе со всеми заслужившими от Бога милость преемниками апостолов — архипастырями сказать: Вот я и дети, которых ты дал мне, Господи (Евр. 2, 13).
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Дионисию, епископу Касимовскому и Сасовскому
Преосвященный епископ Дионисий!
За Божественной литургией, совершенной только что в храме Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального монастыря, ты пережил опыт личной Пятидесятницы. Подобно тому как на учеников Христовых, некогда собравшихся в Сионской горнице, снизошла благодать Всесвятого Духа, так и ты сегодня получил великий дар, облекся силою свыше, стал преемником апостольского служения.
Приветствуя тебя в сей знаменательный день и час, по древней традиции перед вручением архиерейского жезла обращаю к тебе слово назидания. В свое время каждый епископ, как и ты теперь, предстоял перед сонмом собратьев архипастырей и внимал наставлению старшего. Потщись и ты внять слову сему. Да запечатлеется в сердце твоем всё сказанное и пережитое тобою ныне как некий залог твердого и непреткновенного следования по нелегкому, но спасительному пути, на который ты призван Богом и Святой Церковью.
Первое и важнейшее дело всей твоей жизни — это благоговейное служение, принесение Богу бескровной Жертвы благодарения о всех и за вся. С горячей верой и непоколебимой надеждой усердно молись Царю царствующих и Господу господствующих. Будь защитником и поборником православия, храни верность канонам и правилам церковным, береги заповеданное единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Подобно зоркому орлу, всматривайся во все детали епархиальной жизни, стремясь своевременно исправить и на путь истины направить всякого согрешившего, заблудшего и духовно страждущего человека.
Условия твоего служения будут значительно отличаться от тех, которые были, казалось бы, еще совсем недавно, в годы, когда Церковь наша была загнана в социальное гетто и дни ее, как мнилось некоторым, были сочтены. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Идея строительства рая на земле без Бога оказалась нежизнеспособна, а основанная Христом Спасителем Церковь жива и действенна. Не было и нет на земле силы, могущей поколебать Церковь, ибо Камень, на котором Она утверждена, — Сам Господь. Сегодня ты призываешься стать соработником Домостроителя нашего спасения. Тебе вверяется забота о душах человеческих, которые Христос приобрел для Царства Небесного Своей Кровью. Тебе надлежит иметь неустанное попечение о клире и пастве новоучрежденной Касимовско-Сасовской епархии. Это твой удел, за него тебе предстоит держать ответ перед Богом и священноначалием.
Апостольское преемство означает готовность свидетельствовать о правде Божией, а это налагает огромную ответственность. Нужно быть мужественным, способным принять любой удар за эту правду и одновременно действовать мудро, чтобы не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12) — тем, кто стремится возвести обвинения на Церковь, пользуясь человеческим несовершенством ее членов. Именно поэтому тебе необходимо являть пример благочестивой личной жизни, заниматься самообразованием, развивать способность ясно и убедительно доносить до людей слово Божие.
Проповедуя Евангелие Христово, наставляя и увещевая с долготерпением, не забывай вместе с тем заботиться и о насущных потребностях наших современников. Святитель Московский Филарет говорит: «Кто творит то, чему поучает, у того дело его и малому слову сообщает великую силу». Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных проблем, помочь ободряющим словом и добрым делом — всё это важнейшие направления деятельности Церкви. Посему ты должен вместе с пастырями, монашествующими, активными прихожанами неленостно трудиться над совершением церковной миссии, дабы слово Божие росло и распространялось (Деян. 12, 24).
Это соборное делание исключительно важно в условиях, когда современный мир тщится навязать людям стереотипы секулярного, а порой и безбожного поведения, увлечь соблазнами цивилизации потребления.
Только созидая свою жизнь на прочном основании веры, мы можем дать внятный и осмысленный ответ на все вызовы и вопрошания века сего. Одной из постоянных забот для тебя должна стать церковная проповедь, особенно та, что адресована молодому поколению. Искреннее и понятное слово веры, обращенное к юному сердцу, способно вызвать живой отклик в душе молодого человека. Помни: этой работе всегда следует уделять пристальное внимание как на епархиальном, так и на приходском уровне. Сегодня нужно идти навстречу людям и создавать условия для полноценного воцерковления тех, кто внемлет спасительному гласу Церкви.
Христианское просвещение не может быть ограничено только возвещением с амвона слова истины. Оно требует развития образовательных проектов. Важно сделать всё для того, чтобы современный человек имел возможность приобретать опыт духовной жизни, приобщаясь к многовековой традиции православия.
Не только назиданием и проповедью, но и личным примером надлежит побуждать клир и паству к делам милосердия и благотворительности, дабы духовенство и прихожане, не ограничиваясь только заботой о членах прихода, оказывали поддержку страждущим и обездоленным, скорбящим и одиноким.
Вместе с тем следует помнить, что всякие труды окажутся малоуспешными, если они не будут согреты жертвенной христианской любовью, ибо без нее даже самая активная и разнообразная деятельность может стать, по слову апостола Павла, лишь медью звенящей или кимвалом звучащим (ср.: 1 Кор. 13, 1).
В завершение твоего восхождения на высшую иерархическую ступень прими сей жезл как символ епископской власти и, твердо держа его в руке своей, преподай благословение народу Божию, с усердием молившемуся о тебе в день архиерейской хиротонии. Аминь.
Биография
Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий (Петр Николаевич Порубай) родился 1 октября 1975 г. в Рязани в семье служащих. В 1997 г. окончил Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина. В 1998 г. поступил в Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь Рязанской епархии и на заочное отделение духовного училища. 27 марта 1999 г. епископом Шацким Иосифом рукоположен во диакона. 28 августа 2000 г. наместником Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем (Македоновым) пострижен в мантию с именем Дионисий в честь священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского. В 2002–2009 гг. обучался на заочном отделении Московской духовной академии. С апреля 2004 г. — личный секретарь настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Шацкого Иосифа. Затем благочинный Иоанно-Богословского монастыря. Преподавал в Рязанском гос-университете епархиальной духовной семинарии. 4 ноября 2006 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во иеромонаха. В 2007 г. решением Священного Синода назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря. 21 мая 2009 г. архиепископом Рязанским Павлом возведен в сан игумена. В 2011 г. назначен секретарем церковного суда Рязанской епархии.
Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Касимовским и Сасовским.