выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 24 (468) декабрь 2011 /  29 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Тарасий: Страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей

17 декабря за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Владимирова) во епископа Балашовского и Ртищевского.

 

Слово архимандрита Тарасия (Владимирова) при наречении во епископа Балашовского и Ртищевского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Предстоя перед Вами, Святейший владыка, и сонмом архипастырей Святой Христовой Церкви, я всецело полагаюсь на Промысл Господень обо мне, недостойном и грешном, дерзающем ныне воспринять высочайший подвиг епископского звания и право называться вам собратом и сослужителем.

Осознавая свою немощь и сокрушаясь о ней, я смиренно благодарю Бога о свершившейся обо мне Его святой воле и, отвечая на Ваш призыв, прошу благословения и святительских молитв на предстоящие мне труды. Страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей, особенно велика ответственность за их исполнение, но все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), ибо сказано: Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь (Нав. 1, 9).

Благодаря своим родителям, бабушке, которая когда-то в детстве впервые привела меня в храм в честь Рождества Христова на праздник Преображения Господня, я обрел веру, определившую весь мой жизненный путь. И потому сегодня, сознавая многотрудность архипастырского служения, я полагаюсь не на свои слабые человеческие силы, а на помощь благодати Духа Святаго, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет.

Господь определил мне служить на Саратовской земле. Здесь начинался мой путь в Церкви уже как учащегося духовной семинарии, здесь я был призван к монашескому житию, приняв постриг от архиепископа Александра (Тимофеева) с именем Тарасий в честь святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского, здесь же был возведен в священный сан. Мое дальнейшее послушание до сего дня проходило под омофором нынешнего архипастыря земли Саратовской Высокопреосвященнейшего митрополита Лонгина, явившего мне высокий пример архиерейского служения, достойного и самоотверженного и вместе с тем вдохновляющего и направляющего к стремлению неустанно трудиться на благо Церкви.

С волнением и трепетом принимаю сегодня, Ваше Святейшество, из Ваших рук попечение о воссозданной на Саратовской земле Балашовской кафедре. И с особым чувством вспоминаю о великих пастырских трудах тех предшественников, коим по Божьему произволению была вверена эта кафедра. Их подвиг, жертвенная любовь к пастве, самоотверженное послушание и умение быть верными Богу во всем до самого смертного часа побуждают меня снова спросить себя: смогу ли и я до конца дней моих быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), чтобы, выражаясь языком апостола Павла, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Сегодня, призванный к высокому архиерейскому служению, молю Господа об укреплении сил, о возможности внести хотя бы малую часть в то дело духовного окормления паствы, ради которого жертвенно трудились священномученик Иаков (Маскаев), епископ Балашовский, и митрополит Саратовский и Балашовский Вениамин (Федченков). Их служение пришлось на страшные годы гонений Церкви Христовой. Они, жертвуя земной жизнью ради жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем, подвигом засвидетельствовали свою веру во Христа как Спасителя мира, явили высшую свободу в добровольном сораспятии Предвечному Архиерею. И не только мученичество, но и твердость, и решимость в стоянии за правду Христову в иных различных обстоятельствах указывают мне сегодня на необходимость неукоснительно следовать их примеру, идя тернистым, но единственно верным путем, дабы неосужденно предстать перед престолом Божиим.

Господь судил нам жить в иное время, когда нет видимых гонений, когда есть возможность свободно трудиться на ниве Христовой, во благо Его Церкви, и то, насколько благодарно и плодотворно воспользуемся мы этим драгоценным даром, станет истинной мерой и судом для нас. Действительно, исторические условия изменились, появились новые возможности, однако возникли и новые трудности. Сегодня вокруг нас много людей, не вошедших в ограду Церкви, а есть и такие, кто, приняв крещение, по сути отдалился от Церкви, кто живет законами мира сего, законами потребления и бездуховности, не чувствуя и не понимая того, что есть иная, истинная жизнь.

Непростительно и страшно не исполнить свершающуюся обо мне, грешном, волю Божию о неустанном служении людям, нуждающимся в любви и заботе. Выражая Вам, Ваше Святейшество, свою глубокую сыновнюю благодарность за эту великую честь послужить Церкви Христовой на многотрудном епископском поприще, я еще раз смиренно прошу Ваших молитв обо мне, чтобы по милости Божией была ниспослана мне благодать Духа Святаго и мое служение было полезно для Церкви и спасительно для моей души. Помня слова Господа нашего Иисуса Христа: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), укрепляюсь твердой верой в Его помощь. Обещаюсь, ведя стадо Христово по многотрудному и тернистому пути, строго соблюдать каноны и уставы Святой Церкви. Заверяю, что даже до последнего издыхания пребуду верным Матери-Церкви и ее Богозаповеданному единству.

Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки Ваши для восприятия преемственной благодати апостольской.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тарасию, епископу Балашовскому и Ртищевскому

Преосвященный епископ Тарасий!

Ныне, в день памяти великомученицы Варвары, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя наитием Духа Святого чрез возложение архиерейских рук ты возведен на служение Русской Православной Церкви в высшем иерархическом чине. По воле Божией, благой, угодной и совершенной (ср.: Рим. 12, 2), ты стал продолжателем апостольского служения и пастырем пастырей словесных овец.

В этот знаменательный для тебя день епископской хиротонии, совершившейся по чину церковному, соединяющему с молитвой и тайнодействием поучение, прими и сохрани в своем сердце слова напутствия на предлежащий тебе многотрудный подвиг.

Святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого почивают в этом храме, научает новопоставленного епископа идти «между страхом и радостию, как между двумя оградами от уныния и дерзости, узким, но безопасным путем» (Речь к Преосв. епископу Дмитровскому Кириллу по рукоположении его). Дабы соблюсти непорочно до конца дней своих данные тобой ныне великие обещания архиерейской присяги, пребывай непрестанно в молитве, испрашивая свыше всеукрепляющей помощи у Подателя всяческих благ, Творца неба и земли.

Более десяти лет назад по окончании духовной семинарии ты отрекся от мира, принял монашеский постриг и был посвящен в духовный сан. Долгие годы служил настоятелем в Саратове, исполняя со тщанием все возложенные на тебя послушания. Своими плодотворными трудами, милосердным отношением к ближним ты снискал искреннюю любовь клира и паствы. Решением Священного Синода ныне тебе определено иметь попечение о Балашовской и Ртищевской епархии.

Тебе потребуется большое мужество и твердая решимость, дабы в современном мире, изнемогающем под бременем проблем и внутренних противоречий, праведно и непорочно пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Как ты сам указал в своей речи при наречении, «страшна высота епископского служения и соединенных с ним обязанностей». Действительно, власть, неразрывно сопряженная с видимыми знаками силы и достоинства, способна принести немало соблазнов и искушений. Посему будь бдителен и не принимай тщеславных помыслов, пребывай в скромности и остерегайся высокомерия в отношениях с клиром и паствой, вверенных твоему попечению. Но более всего бегай корыстолюбия и привязанности к деньгам, от неистовой страсти к которым, по выражению Иоанна Златоуста, гибнет вселенная.

Пусть важной составляющей твоего служения станет творение дел любви и милосердия: заботься о больных и бездомных, опекай сирот, помогай по мере возможности всем нуждающимся и обездоленным.

В особом твоем попечении нуждается подрастающее поколение. Искренним вниманием к их проблемам, отеческой заботой и пастырской мудростью располагай их к доверительному общению. Поощряй юношество к участию в различных социально значимых проектах и начинаниях Церкви. Сегодня молодежь жаждет добрых и вдохновляющих примеров, способных дать твердые нравственные ориентиры и указать верный путь. Пусть твое спасительное свидетельство о Христе, о непреходящих евангельских истинах получит живой отклик в молодых душах.

Развивай миссионерское служение в епархии, взаимодействуя с правоохранительными органами, с системой исполнения наказаний и со структурами Вооруженных сил, поддерживая сотрудничество с местным руководством. Тебе предстоит вести диалог со светским обществом, выступать в средствах массовой информации, свидетельствуя об истине евангельской веры и о непреходящем значении православных духовных ценностей.

Всеблагой Промысл Божий даровал тебе опытного наставника — ревностного архиерея Высокопреосвященного митрополита Лонгина. Руководствуйся его советами и впредь. Постарайся стать достойным продолжателем его трудов, стремясь сохранять единство духа в союзе мира (ср.: Еф. 4, 3).

Пусть укрепляет тебя пример жертвенного исповеднического служения митрополита Вениамина (Федченкова) и епископа Вениамина (Милова), возглавлявших Саратовскую и Балашовскую епархию в непростые для Русской Православной Церкви 50-е годы ХХ века. Уповай на действенные молитвы и ходатайство ко Господу священномученика Иакова (Маскаева), твоего предшественника по Балашовской кафедре.

Помни о том, что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «ничто так не приводит на путь истины, как непорочная жизнь, потому что люди смотрят не столько на слова, сколько на дела наши» (Беседа 8-я на книгу Бытия). Стремись возрастать духовно, мужественно и неуклонно восходи по лествице добродетелей, дабы стяжать от Господа благодатный дар и способность наставлять своих ближних на стезе покаяния и спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12).

Прими ныне этот епископский жезл, знаменующий ниспосланную тебе свыше всеукрепляющую силу Божию, и преподай свое первое архипастырское благословение людям, молившимся за Литургией о предстоящем тебе служении. Аминь.

 

Биография

Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий (Сергей Николаевич Владимиров) родился 18 июля 1974 г. в с. Телешовка Рассказовского р-на Тамбовской обл.

После окончания техникума работал ветфельдшером в колхозе до призыва в 1993 г. в ряды Вооруженных сил.

В 1995–1996 гг. обучался в духовно-пастырском училище при Казанском мужском монастыре в Тамбове, в 1998–2002 гг. — в Саратовской духовной семинарии. 26 августа 2001 г. по благословению архиепископа Саратовского и Вольского Александра игуменом Мануилом (Илюшиным) пострижен в монашество с именем Тарасий в честь св. Тарасия, архиепископа Константинопольского. 12 сентября 2001 г. архиепископом Саратовским Александром рукоположен во иеродиакона, 7 февраля 2002 г. — во иеромонаха. В августе 2003 г. назначен клириком архиерейского крестового храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова. В июне 2004 г. назначен настоятелем Свято-Никольского храма, что на Елшанском кладбище, г. Саратова. В 2004–2007 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. В октябре 2004 г. назначен настоятелем храма Сретения Господня в п. Елшанка г. Саратова с сохранением обязанностей настоятеля Свято-Никольского храма. В июле 2007 г. назначен настоятелем храма Рождества Христова г. Саратова с сохранением обязанностей настоятеля храма Сретения Господня. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 136) избран епископом Балашовским и Ртищевским.

29 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00