iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Документы
2 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Из архива ЖМП, 1946 г.: "Наши задачи в священном труде реставрации храма и создании нового в иконописи"

ЖМП, № 12, 1946

К счастью, минуло тяжелое время, когда враг человечества пытался столкнуть в могилу то, чему от создания мира предопределено быть бессмертным, погасить свет, который не может померкнуть, даже если бы и солнце померкло, — свет Правды Божией. «Вси языцы» с помощью Божией, силой братского единения, столкнули в могилу того, кто рыл ее для других, для носителей этой Правды. Но какие жертвы были принесены для этого человечеством! Сколько здоровья, жизней и времени, сколько средств и сил было затрачено для этого подвига! Праведный Господь Бог не взыщет за то, что, держа меч защиты святыни, мы не могли в тяжкий час смертельной борьбы восстановить разрушенные или поруганные врагом наши храмы. Только теперь, под небом, не омраченным сатанинскими налетами, сеявшими смерть и слезы, только теперь, вложивши меч в ножны, мы с той же Божией помощью можем спокойно отдаться труду по восстановлению храмов Господних.

Реставрация, восстановление Дома Божия в подобающем его назначению, в достойном его служению виде — задача ответственная и большая для каждого верующего. Она близка, родственна его душе, полной любви сына к Дому Отца. Эта любовь рождена беспредельной любовью к Тому, Кто Сам, возлюбив человека, послал на землю Сына Своего Единородного пострадать и умереть ради спасения человека, ради избавления его от смерти во имя славного Воскресения. Слабые наши силы тщатся неудержимо выявить свою веру и благодарность в непрестанном славословий Божественной Троицы и Приснодевы Марии, в благоговейном поклонении тем, кто своей жизнию во Христе удостоен быть в светлом сонме посредников и ходатаев между греховной землей и Пресветлым Престолом. Это славословие выражается во всех, приличествующих предмету деяниях, куда можно и должно отнести и область иконописания, в основу которого положено явление Нерукотворенного Спаса.

Отсюда ясны задачи наши в священном труде реставрации храма и создании нового в иконописи.

Если мы обратимся к нашим историческим образцам, к иконам и церковным настенным картинам, созданным великими, прославленными мастерами — от Рублева до В. Васнецова и других, то мы не преминем согласиться с преданием о том, что эти славные создания явились результатом не только богодарованного таланта, но священного восторга, просветленного истинной верой в Великого Творца всех дарований в процессе самой работы.

Предание утверждает, что великий смиренный инок Рублев, перед тем как приняться за выполнение возникшей в разуме и в сердце иконы, простаивал ночи коленопреклоненным в молитве, как бы поведая прежде всего Господу свои планы, прося Его милосердного разрешения на исполнение задуманного, и, только прияв благословение на это Отца Небесного, принимался за покорное сыновнее выполнение священной, достойной его веры работы. Иконопись Рублева была его подвигом, радостно принятым на укрепленные Богом слабые человеческие рамена.

Вот отчего, созерцая работу Рублева, его ученики и братья по обители говорили: «Истинно — сам ангел пишет его рукой!».

И правда — откуда явилась в древние времена, когда у нас на Руси не было ни школ, ни теперешних студий, откуда эта изысканность, грация линий, переливы сверкающих красок, нетускнеющих сотни лет, чему дивятся до сих пор все знатоки живописного дела, и наши отечественные и зарубежные, ставя работы Рублева выше известнейших музейных образцов?

И много таких поражающих явлений иконописного гения и в станковой и в настенной церковной живописи: Софийский собор в Киеве, Успенский собор в московском Кремле являют богатство таких непревзойденных художественных творений.

А ряд церквей областных городов? А затерявшиеся часто в глухих уголках необъятной Руси «церковки», сплошь и рядом неожиданно удивляющие и радующие такими великолепными изображениями, написанными неизвестно когда и неизвестно какими, из смиренной скромности не назвавшими себя мастерами? Смотришь, и сила всепобеждающей радости веры вливается в душу освежающей струей благодати, которая, несомненно, веяла и в творившей тогда душе мастера, через разум и сердце управляя рукой иконописца, вверившего все свое дарование, как и собственное свое имя, своему Единому Творцу — Создателю мира.

Знаменитый Виктор Васнецов высказал такую мысль: «Написать образ, олицетворяющий идею веры, неизмеримо труднее» чем написать обыкновенный портрет. В последнем — художник имеет дело с человеком, т. е. с тем же самим собой, только в несущественных деталях несовпадающим с ним. В образе человека доминирует ваше человеческое, в той или иной степени одухотворенное известным настроением этого человека. В образе же, где превалирует божественное начало, а телесная оболочка является лишь исключительно служебной стороной, всецело подчиненной духу, — художнику-иконописцу нужно развоплотиться», проникнуться идеей лицезрения красоты Веры, Надежды и Любви, в чистом их христианском понимании. А для этого сам художник должен всецело проникнуться истинной верой».

Вот немного слов, определивших всю работу великого нашего мастера над воплощением надалтарного образа Богоматери, так неотразимо приковывающего к себе душу каждого, кто переступит порог прекрасного Владимирского собора... Вывод из всего сказанного таков:

— Вдохновение художника при работе по реставрации пусть питается Божией силой, таящейся в великих написанных образцах, чтоб светлой радостью неба сверкали краски в гармонии линий, как это созерцаем мы в гармонии вселенной — создании Великого Творца-Художника.

Д. СВЕТОЗАРОВ

2 сентября 2011 г.
Ключевые слова: иконопись, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00