выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История
Самый древний покров на раку преп. Сергия
13 марта 2014 г. 16:50
версия для печати версия для печати

Готовится к изданию книга о новых фактах в иконографии преподобного Сергия Радонежского

К юбилею преподобного Сергия Радонежского в издательстве Троице-Сергиевой Лавры готовится книга, посвященная иконографии святого. О малоизвестных фактах иконографического изображения преп. Сергия рассказал ЦВ автор книги, заместитель  руководителя иконописной школы при МДА иерей Сергий Чураков.

Если внимательно посмотреть на образ, изображенный на самом древнем покрове на раку преподобного Сергия, то можно заметить, что вышит он насколько подробно, что имеет смысл говорить о почти портретном сходстве. Хотя все последующие покровы уже идеализируют его образ и более каноничны. Чем это объяснить?

«По многим признакам можно предположить, что и самая древняя икона преп.Сергия и первый покров на его раку создавались в стенах Троице-Сергиевой Лавры, - считает отец Сергий. - Об этом свидетельствует особая тщательность подхода, какую не встретишь на «заказных» покровах, когда иконописец выполнял, например, княжеский заказ. В житиях преподобного также говорится, что при обретении мощей, когда открыли гроб, преподобный Сергий предстал перед всеми как живой. При этом сохранилась и его одежда. Именно таким он и изображен на первом покрове. В этом образе чувствуется трепет ученика перед своим учителем, которого он помнил и знал. На своем первом покрове преподобный Сергий изображается в мантии, со сложенными на груди руками и одна рука держит свиток, который по всей вероятности является разрешительной молитвой. То есть этот покров своего рода «фотография» нетленного образа преп.Сергия, фактическая фиксация. Об этом говорит и прическа преподобного, ведь когда человек лежит, у него волосы слегка поднимаются с затылка. И по моему мнению — эта «фотографичность»- желание запечатлеть явленное чудо при обретении мощей. И если сравнить этот покров с другими, более поздними, что они более канонические и более отстраненные от реальности. Это может свидетельствовать, что создававшие их люди не помнили, каким святой был в жизни».

Еще один интересный факт — это существование прижизненного изображения преподобного, написанное иконописцем и племянником преп.Сергия святителем Федором Ростовским. Об этом, в частности есть упоминание в так называемом Клинцовском подлинике (древняя рукопись, владельцем которой был граф Строганов). Цитату из этого источника приводит в своей книге, посвященной Сергию Радонежскому церковный историк Евгений Голубинский: «Святый Феодор, архиепископ Ростовский, сродник сый святаго Сергия, писаше святыя иконы; той, егда бысть архимандритом в Симоновском монастыре на Москве, написал образ дяди своего, святаго Сергия чудотворца, зело чудно».Другое свидетельство об этом есть и в сказании о св. Ионе Новгородском, который очень почитал преп.Сергия. В 1461 году он привез в Вел.Новгород  икону преп.Сергия и построил на митрополичьем дворе храм в честь святого. Однако никаких следов этого портрета не сохранилось.

В своей книге отец Сергий пишет также, как по составу клейм легко определить к какому веку относится житийная икона преп. Сергия (большинство древних икон святого написано именно с житием), почему у св.Андрея Рублева нет ни одной иконы, посвященной преп.Сергию и почему русскую армию и ее полководцев в боевых походах — Польском,  Русско-щведской войне, войне 1812 года, Крымской войне и Русско-японской войне  вдохновлял именно образ явления Божией Матери преп. Сергию. Подробнее об всем читайте в ближайших номерах Журнала Московской Патриархии.

13 марта 2014 г. 16:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00