Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Антиминс под открытым небом В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Патриарх Алексий II, посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». PDF-версия.
11 января 2024 г. 13:00
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие» В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.
2 августа 2023 г. 16:00
Созидая храмы во славу Божию В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин). PDF-версия.
28 июля 2023 г. 16:00
Носите тяготы друг друга Двадцать второго июня 1923 года отошел ко Господу святой праведный Алексий Мечёв, известный московский протоиерей начала ХХ века, настоятель Никольского храма в Кленниках, прославленный в лике святых Русской Православной Церкви в 2000 году. PDF-версия.
22 июня 2023 г. 13:30
Начало поражения обновленцев было положено в Москве В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.
27 апреля 2023 г. 14:30
Игумен Филипп (Перцев): «Каждый день их был полностью посвящен Богу» Тридцать лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители — иеромонах Василий (Росляков) и иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Эта трагедия стала потрясением для всей страны, где только началось возрождение церковной жизни. Восемнадцатого апреля в Оптиной пустыни особо торжественный день, который собирает множество людей почтить память убиенных братий. Над местом их погребения на монастырском кладбище установлена часовня. О том, какими были эти монахи, чем они запомнились братии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал игумен Филипп (Перцев). PDF-версия.
18 апреля 2023 г. 15:00
|
ЦВ № 20 (321) октябрь 2005 /
23 октября 2005 г.
Погребение совершилось. Произойдет ли примирение?«Не плачь о нас, святая Русь, С 28 сентября по 3 октября проходило глубоко символическое для всех русских людей событие — из США, Швейцарии и Франции на Родину для перезахоронения были перенесены останки бывшего командующего Белой армией генерала А.И. Деникина и известного философа И.А. Ильина, а также их супруг. Это событие происходило по инициативе Российского фонда культуры и получило благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и одобрение Президента России В.В. Путина. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Лавром благословил Синодальную делегацию принять участие во всех намеченных мероприятиях. 2 октября специальным авиарейсом останки были доставлены из Парижа в Москву. Много слов было сказано о значении в высшей степени выдающегося события в жизни современной России - погребение честных останков бывшего командующего вооруженными силами Юга России, генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина, его супруги Ксении Васильевны, философа и правоведа Ивана Александровича Ильина и его супруги Натальи Николаевны. Однако не только жизненный путь, который прошли в трагической истории России XX века два этих великих русских патриота, но и некрополь Донского монастыря, где их земной путь нашел свое глубоко символичное завершение, побуждают вновь задуматься о смысле жизненного подвига и посмертной участи русского генерала и русского философа. Группа участников Поместного Собора отправилась на Дон, еще не зная, что четырехтысячная Добровольческая армия, вынужденная оставить Область Войска Донского, начала свой крестный путь, выступив в героический первый кубанский «Ледяной» поход. Генерал-лейтенант А.И. Деникин, начавший этот поход в должности заместителя командующего Добровольческой армией, через 40 дней завершил его в качестве командующего, заняв этот пост после гибели своего командира и сподвижника генерала Л.Г. Корнилова. Так начался первый этап борьбы за православную национальную Россию, которую философ И.А. Ильин впоследствии исчерпывающе определит формулой «сопротивление злу силою». Белой борьбе на юге России под предводительством генерала А.И. Деникина суждено было продолжаться более двух лет. Итогом этой героической и неравной борьбы стала потрясшая генерала А.И. Деникина «новороссийская катастрофа», после которой он передал командование армией генерал-лейтенанту барону П.Н. Врангелю и отправился в изгнание. Покинув горячо любимую Россию, которой он самоотверженно и бескорыстно служил 30 лет своим беспримерным солдатским мужеством и выдающимся полководческим талантом, своим безупречным человеческим авторитетом и ярким публицистическим творчеством, генерал А.И. Деникин продолжил борьбу за Россию, написав «Очерки русской смуты», которые до сего времени остаются самым глубоким военно-историческим исследованием о Гражданской войне. В этой книге А.И. Деникин с подлинным смирением и аскетизмом православного христианина и с жесткой категоричностью и прямотой русского солдата подвел духовно-исторический итог потерпевшей военное поражение, но одержавшей нравственную победу Белой борьбе на юге России: «Если бы в этот трагический момент нашей истории не нашлось среди русского народа людей, готовых восстать против безумия и преступлений советской власти и принести свою кровь и жизнь за разрушаемую Родину, — это был бы не народ, а навоз для удобрения беспредельных полей Старого Континента, обреченных на колонизацию пришельцев с Запада и Востока. К счастью, мы принадлежим к замученному, но Великому Русскому Народу». * * * Однако именно в те осенние дни 1922 года, когда, разделяя участь лучших сынов России, И.А. Ильин отправлялся на чужбину, в стенах Донского монастыря уже несколько месяцев под домашним арестом находился святой Патриарх Тихон. Около года длилось его заключение, во время которого не только Москва, но и вся Россия — уже запуганная ужасами красного террора, уже развращенная призрачным благополучием НЭПа, уже раздираемая обновленческим расколом, — не дерзнула восстать в защиту своего плененного Первосвятителя. Ибо те немногие русские патриоты, кто мужеством своего воинского служения, подобно генералу А.И. Деникину, или, подобно И.А. Ильину, силой своего обличительного слова, могли выступить в защиту Русской Православной Церкви, были либо убиты, либо пленены, либо изгнаны. Желая сохранить полноту благодатной церковной жизни для будущих поколений русских христиан, святой Патриарх Тихон, со словами: «Пусть имя мое погибнет для истории, лишь бы Церковь была жива», пошел на мучительные уступки большевикам, позволившие ему вновь возглавить церковную иерархию и нанести поражение раскольникам-обновленцам, которых чекисты вели к высшей церковной власти. Получив от большевистских палачей «свободу», святой Патриарх Тихон до последних месяцев своего земного бытия оставался в своей недавней темнице — келье Донского монастыря, как будто подчеркивая, что с этого времени его служение Церкви станет служением заточенного в узы Патриарха, возглавляющего Православную Церковь в заточенной в богоборческие узы России. Именно здесь осенью 1924 года он чуть было не стал жертвой покушения, в результате которого погиб дорогой его сердцу келейник Яков Полозов. Больших трудов стоило Первосвятителю добиться от властей согласия на захоронение погибшего на территории Донского монастыря. Именно здесь, под сводами храма, после своей зловеще загадочной смерти в больнице в праздник Благовещения 1925 года, довелось упокоиться и самому Патриарху Тихону. Могилы святого Патриарха Тихона и его верного келейника Я.Полозова открыли историю еще одного массового захоронения жертв коммунистических репрессий, которому суждено было появиться в 1930—1940-е годы в стенах Донского монастыря. Носящее сейчас по-своему выразительное название — «могилы невостребованных прахов», это захоронение в монастырской земле заключает в себе прах сожженных в крематории почти 10 тысяч жертв коммунистического режима. Среди этих жертв покоятся сражавшиеся вместе с генералом А.И. Деникиным на полях Гражданской войны генералы П.Н. Краснов, А.Г. Шкуро, С. Гирей-Клыч и пытавшиеся продолжить борьбу с большевиками во время Второй мировой войны генералы А.А. Власов, Ф.А. Трухин, М.А. Миандров. В отличие от большинства представителей русской военной эмиграции А.И. Деникин во время Второй мировой войны категорически исключал возможность какого-либо участия в боевых действиях на стороне Германии. Он надеялся, что, разгромив нацистский режим в Германии, Красная армия повернет свои штыки против Сталина и освободит Россию от коммунистического режима. Обманувшись в своих надеждах, он сразу же после войны призвал русскую эмиграцию и весь цивилизованный мир активно противостоять агрессивной политике СССР. Об этом он заявил, в частности, в своем «Обращении», опубликованном в феврале 1946 года в парижском издании «Свободный голос». Глубоко символично, что именно в некрополе Донского монастыря, а не на Красной площади, нашли свое упокоение два великих русских патриота — генерал А.И. Деникин и философ И.А. Ильин. Александр Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций РФ: Никита Михалков, председатель правления Российского фонда культуры: Из обращения генерала Деникина ...Ничто не изменилось в основных чертах психологии большевиков и в практике управления ими страной. А между тем в психологии русской эмиграции за последнее время произошли сдвиги неожиданные и весьма крутые, от неосуждения большевизма, до безоговорочного его приятия... К глубочайшему сожалению, по такому опасному пути пошла и наша эмигрантская церковь, под водительством митрополита Евлогия, осенившая сменовеховство духовным авторитетом... Первый период войны... Защита Отечества. Блистательные победы армии. Возросший престиж нашей Родины... Героический эпос русского народа. И в душах наших не было тогда сомнений. В помыслах своих, в чувствах мы были едины с народом. С народом, но не с властью. На этой струнке играют и «советские патриоты», и сменовеховцы, дружным хором прославляя советскую власть, которая-де «подготовила и организовала победу» и потому «должна быть признана национальной властью...» Но ведь советское правительство ставило себе целью не благо России, а мировую революцию, внося даже соответственное положение в устав красной армии... Советы, так же как и Гитлер, собирались «взрывать мир» и для этого именно создавали такие колоссальные вооружения. Между тем, при наличии России национальной, с честной политикой и прочными союзами, не могло бы быть «гитлеровской опасности», не было бы и самой Второй мировой войны... Но вот, когда красная армия вышла за пределы российских земель, большевицкий Янус повернулся к миру своим подлинным лицом. И тогда началось раздвоение в эмигрантской психологии. Ибо, по мере того, как советская стратегия на штыках российских несла народам освобождение, советская политика претворяла его в порабощение. Нелепо применять такие термины, как «историческая задача России», «славянофильство», «объединение славян», к кабальным договорам, заключенным Советами с коммунистическими или коммунизанствующими правительствами, ими насильно поставленными, под глухой ропот народов. Наоборот, советская оккупация дискредитирует идею славянского единения, возбуждая горечь, разочарование, даже враждебность против СССР, увы, отождествляемого с Россией. Наконец, третий этап: война окончена, идет борьба за мир. Вместо этого Советы ведут вызывающую политику, грозящую восстановить против них внешний мир, грозящую нашей родине новыми неисчислимыми бедствиями третьей мировой войны, с небывалыми еще ужасами. Все более нарастает приглушенная пока, ненависть к СССР... И вот эти-то именно эксцессы советской политики в убогом сознании «советских патриотов» вызывают особенно бурный прилив ксенофобии и показной, аффектированной «национальной гордости». ...Советские патриоты» и сменовеховцы подходят к вопросу еще и с другой стороны: они представляют советскую политику неумеренных требований и злостного вмешательства во внутреннюю жизнь чужих народов — как необходимую самооборону против предполагаемого нападения с Запада. В сущности — против англосаксов, ибо в данное время только эти державы могли бы организовать и противопоставить надлежащую силу большевицкому напору. Но тогда к чему же все пустословие в Сан-Франциско? Из Москвы идут бурные протесты против Западного блока, еще не существующего, когда под эгидой советского правительства лихорадочно создается Восточный блок. ...В самом деле, что могло бы ныне угрожать России — действительно миролюбивой, когда весь мир устал от войны, расстроен, погряз в своих собственных нестроениях и опасностях... Когда Тегеран, Ялта, Потсдам, Сан-Франциско были рядом уступок и «отступлений» западных демократий... Когда радио и пресса свободных стран в большинстве случаев стараются избегать всего, что могло бы раздражать могущественного союзника, а правители расточают льстивые похвалы «отцу народов»... Когда народы и правительства испытывают явный страх перед колоссальной потенциальной силой восточной державы, перед неуязвимостью ее безграничных просторов и перед... аморальностью правящей в ней власти. Во всяком случае, можно сказать с уверенностью, что жизненные интересы России не потерпят ущерба и что ни англосаксы, ни кто-либо другой не выступит против России, если только большевизм тем или иным путем не схватит их за горло. В предвидении такой возможности необычайно важно, чтобы мир не отождествлял советскую власть с народом российским. Недопустимо поэтому замалчивать зло, ею творимое, воздерживаться от осуждения и, тем более, оправдывать — из опасения, якобы «повредить России». Ничто так повредить России не может, как оправдание большевицкого режима и большевицкой агрессивности. Надо правду называть правдой, ложь — ложью и преступление — преступлением.
23 октября 2005 г.
Ключевые слова:
перезахоронение
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|