выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
История
В одном из залов
11 ноября 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Православная Русь - 2013: царская династия в мультимедийном измерении

РАБОТА ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ПРОДЛЕНА НА ДВЕ НЕДЕЛИ

По традиции в начале ноября столичный Манеж становится главной выставочной площадкой Церкви. Имеющая за плечами уже 11-летнюю историю выставка-форум «Православная Русь» не боится расти, видоизменяться и эволюционировать. Перейдя несколько лет назад от «главной выставки епархиальных достижений» к тематическим экспозициям, на этот раз она предстала в виде насыщенного культурно-исторического «марафона».

Когда в начале «романовского» года наша редакция проводила среди специалистов-историков опрос об идеальном, на их взгляд, способе празднования юбилея государственными инстанциями, ответы в основном группировались вокруг культурно-просветительских проектов, которые бы раскрывали роль династии в отечественной истории. «Православная Русь — 2013» проводится не государственными, а церковными и общественными структурами (хотя и при участии федерального министерства культуры и столичного правительства), и как раз в этом смысле попадает в яблочко. Дистанцируясь от традиционных музейных экспозиций, выставка с программным подзаголовком «Романовы. Моя история» умещает на четырех тысячах квадратных метров 305 лет «биографии» страны и государства. Нет, даже больше: первый из двадцати одного зала внутренней застройки рассказывает о Смуте, а последний — о послереволюционным советской и постсоветской эпохах.

Из девятнадцати остальных залов тринадцать посвящены персонально самодержцам (в некоторых «поселены по два-три государя), шесть - «отраслевым» российским достижениям за время романовского правления. Демонстрируемые здесь фильмы, пожалуй, слегка выбиваются из общей экспозиционной канвы. Возможно, в качестве программ на образовательном телеканале или на зарубежном форуме соотечественников в качестве информационного фона их бы приняли «на ура». Здесь же, в полутемных мини-кинозалах посетители, создается впечатление, просто отдыхают в мягких креслах. К содержанию программ тоже, скажем осторожно, могут возникнуть вопросы. Конечно, никто не отрицает первостепенного внимания, уделявшегося при Николае II развитию авиации и самолетостроения. Но утверждать, что тогда были заложены основы королевско-гагаринского триумфа — все же, наверное, перебор.

Иное дело собственно содержательная компонента экспозиции. Неверно говорить, будто здесь совсем нет мемориальных экспонатов. Есть, и еще какие — требующие постоянного визуального контакта сразу двумя сотрудниками охраны! Это личные предметы и документы первого и последнего российских самодержцев из романовского рода: жезл Михаила Федоровича и Утвержденная грамота об избрании того на царство (из фондов Оружейной палаты и Российской государственной библиотеки соответственно), а также представленные Государственной архивом РФ оригинал дневника Николая II за 1917-1918 г.г., копии его Акта отречения от престола и Акта отречения Великого князя Михаила Александровича от прав на престол. Ну и, конечно, нельзя не сказать о принесенной на выставку величайшей святыне — покровительнице рода Романовых Феодоровской иконе Божией Матери, которой благословлялись на царство все представители династии.

Но основное пространство занято все же современными информационными носителями. Причем помимо огромных напечатанных на специальной пленке щитов-баннеров, рассказывающих об отдельных моментах царствования того или иного представителя венценосного рода, информация подается при помощи почти четырех сотен мультимедийных устройств. На плазменных панелях демонстрируются ролики о царях и императорах, на планшетных компьютерах можно поиграть в исторические викторины, у интерактивных экранов все поколения «от пионеров до пенсионеров» разыскивают интересующие их сведения. Закачанные статьи, кстати, могут претендовать на энциклопедическую полноту (вот бы издать их после выставки отдельно — пусть и на отдельном DVD-носителе!), а кое-где не лишены и легкого флера сенсационности. Автор этих строк, к примеру, выбрав наугад связанный с железнодорожной катастрофой поезда Александра III в Борках эпизод, с немалым удивлением открыл для себя, что официальным следствием, оказывается, был установлен факт покушения на императора (то есть фактически в царском составе имел место теракт, а отнюдь не традиционное российское разгильдяйство, как до сих пор думают многие).

Что показала «Православная Русь — 2013»? В первую очередь — неослабевающий интерес в народе к истории. Казалось бы, цифровой формат экспозиции ориентирован в первую очередь на молодежь, но в залах даже в будний день яблоку негде упасть. Причем среди аудитории, повторюсь, буквально все возраста. Организаторы (возможно, несколько самонадеянно) декларировали свободный вход на выставку. Но на деле «свободный» означает «бесплатный», а в длиннющем «хвосте» у противоположного конца Манежной площади приходится изрядно подождать, прежде чем охрана пропустит за оцепление. Кстати, повторяющаяся из года в год не очень удобная организация подхода к Манежу вызывает справедливые нарекания, и неплохо бы наконец-то обратить на это внимание.

Второй результат — верно угаданный акцент в цифровом изложении вех царствования того или иного Романова. На фоне редкого по красоте соседнего выставочного проекта, представившего в Кремле свыше четырех сотен связанных с коронационными торжествами и венчаниями на царство царей и императоров, любой предметный ряд смотрелся бы в Манеже блекло. А тут — полный восторг школьников, вереницы автобусов со всего города, бесплатные экскурсии для организованных групп (если с классом не приехал собственный учитель истории, в качестве гида вам предложат студента семинарии). «На уроке история... сухая, в буквах и в датах. А тут она... живая!» - выпалила корреспонденту «Церковного Вестника» семиклассница 17-я московской школы Надежда Анциферова. И это несмотря на жесткое, почти научное структурирование сведений: по каждому самодержцу предлагается краткая хроника его деяний, цитаты и нем современников, важнейшие государственные дела и «премьеры» бытовой жизни России, статистика по площади и населению страны на начало и конец правления.

Наконец, третий вывод: недели для подобных мероприятий даже в таком зале, как Манеж, мало. Кстати, работа нынешней выставки-форума официально продлена на две недели — до 19 ноября. Думаю, этот момент тоже обязательно стоит учитывать при организации следующих выставок. Безотносительно от того, какой теме они будут посвящаться и унаследуют ли от нынешней ее мультимедийный формат.

11 ноября 2013 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи