iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История
Крестный ход на Смядыни. Фото Алексея Реутского
6 августа 2018 г. 08:15
версия для печати версия для печати

На Смядыни молитвенно помянули святых князей Бориса и Глеба

На окраине Смоленска, на Смядыне, в канун праздника святых князей мучеников -страстотерпцев Бориса и Глеба состоялись торжественное богослужение и крестный ход, которые возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Обращаясь к молящимся в своей проповеди, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор отметил, что размышляя о подвиге святых князей, ставших на Руси первыми мучениками-страстотерпцами, невольно задаешься вопросом: почему эти опытные, смелые мужи и воины не смогли противостоять нападению их брата Святополка. Почему добровольно приняли смерть? Ответ на него не укладывается в обычную человеческую логику. Потому что «они были, как говорит церковное предание, христолюбцами и братолюбцами. И эти два качества - горячая любовь ко Христу, а значит и ревность в исполнении заповедей Божией, а также их христианская любовь друг к другу, к их брату и ко всем людям стали поводом к их жертвенному подвигу. Заповедь о любви к ближнему и людям была для них не просто предметом знаний, они явились исполнителями Закона Божьего», - сказал митрополит Исидор. Своим выбором святые братья, возможно, предотвратили братоубийственную войну, которая могла бы начаться после смерти их отца - святого князя Владимира, Крестителя Руси, если бы они в той или иной форме противостояли Святополку. Святые князья Борис и Глеб исполнили слова апостола Павла: «Жизнь для меня Христос, а смерть - приобретение». Фил.1:21 Поэтому они приобрели великую милость у Бога - жизнь вечную со Христом.

«И пусть для каждого из нас эти слова будут тем девизом, который мы воплотим в нашей жизни, вдохновляясь подвигом великих князей Бориса и Глеба, чью память мы сегодня отмечаем на этом священном месте. Пусть молитвами святых князей воцарится любовь и братолюбие не только в стране Российской, но особенно среди наших славянских народов. Поскольку эти два угодника Божиих молятся о нас и надеются, что мы будем исполнителями заповедей Христовых, будем любить Бога и ближних так, как любили они»,- заключил архиерей.

Митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому Исидору сослужил сонм духовенства, в числе которого был и настоятель храма святых князей Бориса и Глеба на Смядыни протоиерей Павел Петровский. В 2015 году, в год 1000- летия гибели святых братьев, отец Павел выиграл грант «Православной инициативы». Вместе с учеными Института археологии РАН организовал на Смядыни раскопки, к которым удалось привлечь учащуюся молодежь смоленских вузов. Тогда были обследованы фундаменты двух храмов — Борисоглебского и Васильевского, которые когда-то стояли на территории Борисоглебского монастыря, разрушенного в середине XVII века. На месте алтарей этих храмов сейчас поставлены кресты (они разнесены друг от друга примерно на 70 метров). Кроме того, удалось установить исток реки Смядыни, которая когда -то протекала возле монастыря, и место ее впадения в Днепр.

«Продолжить археологические работы можно только в том случае,- говорит отец Павел, - если начнется восстановление Борисоглебского монастыря. Но это требует затрат федерального масштаба. До сих пор нам никак не удавалось вписаться в программу «Культура России» (в этом году заканчивается ее действие- прим. Авт). Поэтому пока все дальнейшие работы на Смядыни заморожены. Между тем, у нас есть все необходимые чертежи и планы, и нам не нужно доказывать, что здесь сохранились остатки фундамента Борисоглебского и Васильевского храмов, и место их расположения».

К слову, во многом составлению эти планов и чертежей помогли исследования русского ученого Ивана Орловского, который в 1909 году установил, что смоленский Борисоглебский собор на Смядыни во многом был сходен (и в архитектурных формах и даже в размерах) с Борисоглебским храмом с храмом в Чернигове, который сохранился до наших дней. «Только у смядыньского собора было не четыре, а шесть столбов, его расширяли»,- добавляет отец Павел.

Еще один нерешенный вопрос - куда исчезли мощи св. князей Бориса и Глеба? «Ученые до сих пор ломают над этим голову, - продолжает священник. - Известно, что к великому освящению Борисоглебского монастыря (21 августа 1191 года) на Смядыни из Вышгорода (Украина) были привезены ветхие гробы святых Бориса и Глеба вместе с серебряными пластинами, изображавшими святых мучеников в полный рост. Эти гробы стояли в Борисоглебском соборе. Там когда- то покоились их мощи. Но где сами мощи никто не знает. Гробы тоже исчезли».

Святые князья Борис и Глеб - почитаемые святые смоленской земли. А сама Смядынь — святое место для многих смолян. Местные жители не дают никому проводить тут концерты, исторические реконструкции, и даже мальчишки не гоняют здесь футбольный мяч. Это место по размеру почти с футбольное поле, заросшее травой. Чуть в стороне построен маленький, человек на 50 вместимостью, храм в честь святых Бориса и Глеба, где и проходят сегодня службы.

Святой колодец, который по преданию находится на месте убийства князя Глеба, очистить невозможно. По словам отца Павла, его чистили несколько раз, но всегда, когда разливается Днепр, колодец заливает вешней водой. Поэтому сегодня он представляет собой бетонное кольцо, закрытое бетонной крышкой. Рядом с колодцем в начале 1990-х была установлена гранитная глыба с выбитым в ней крестом и историей гибели святого князя Глеба. Это место по- прежнему привлекает многих паломников. Здесь же совершают молебны святым князьям.

 

 

 

 

6 августа 2018 г. 08:15
Ключевые слова: археология, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59