выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
История
ЦВ № 4 (329) февраль 2006 /  2 марта 2006 г.
версия для печати версия для печати

Церковный некрополь Ваганьковского кладбища

О захоронениях известных артистов, писателей, ученых, спортсменов и политиков на Ваганьковском кладбище написано немало книг. Значительно меньше известно о церковных захоронениях, однако православные москвичи хранят молитвенную память о подвижниках благочестия, покоящихся на этом древнем московском кладбище. Несколько лет назад клирики и прихожане храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище стали изучать церковный некрополь и уже сделали ряд церковно-научных открытий.

Ваганьковское кладбище возникло как братское захоронение жертв чумы 1771 года. В дальнейшем здесь появились и другие братские некрополи, связанные с трагическими моментами в истории Москвы и России: захоронения воинов, погибших в Бородинской битве в 1812 году, жертв холерной эпидемии 1830 года, Ходынской катастрофы 1896 года, декабрьского восстания 1905 года, воинов, сложивших головы в битве за Москву в 1941—1942 годах, и жителей города, погибших от авианалетов во время Великой Отечественной войны.

Когда мы вспоминаем жертв гонений на христианство от безбожной власти, прежде всего речь заходит о массовых погребениях расстрелянных на Бутовском полигоне. Но и Ваганьковский братский некрополь репрессированных забывать нельзя — с 1926 по 1936 годы здесь были тайно захоронены более тысячи расстрелянных в застенках Лубянки невинных страдальцев. Хоронили их на дальних участках кладбища, в овраге Ваганьковского ручья. До сих пор могильщики при рытье могил натыкаются на сплошные слои из человеческих костей. Нами было выявлено 30 имен погребенных здесь священнослужителей. Среди них двое уже прославлены в лике святых — это священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский, и келейник святого старца Алексия Зосимовского (Соловьева) преподобномученик Макарий (Моржов). Также на Ваганькове в безвестных могилах лежат два священномученика, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей — епископ Максим (Жижиленко) и священник Иоанн Инюшин. Предстоит изучить материалы и о других замученных священнослужителях и мирянах, покоящихся здесь, на предмет их возможной канонизации.

Нам никогда не будет известно точное место захоронения святых мучеников на кладбище, но есть еще одно тайное захоронение, найти которое мы все же не отчаиваемся. В 1927 году на Ваганьковском кладбище было перезахоронено тело блаженной схимонахини Марфы Московской из Иоанно-Предтеченского монастыря Китай-города. Схимонахиня Марфа почила в 1638 году и почивала нетленной в Ивановском монастыре. Когда при большевиках стало ясно, что обитель закроют и разорят, верующие, чтобы спасти честные останки праведницы, добились разрешения на перезахоронения ее тела на Ваганькове. Но где точно и когда это произошло, нам пока не известно. Блаженная схимонахиня Марфа в 2001 году была прославлена в лике местночтимых московских святых (Собор их празднуется в воскресенье перед 8 сентября).

Одной из неожиданностей стало открытие в 2004 году на Ваганьковском кладбище некрополей нескольких московских монастырей. Захоронение усопших в центральных монастырях Москвы было запрещено очень давно, и для погребения своих насельников у каждого монастыря был участок на одном из городских кладбищ. На Ваганькове выявлены некрополи Кремлевского Вознесенского и Страстного женских монастырей, а также подворья Валаамского монастыря. От многочисленных могил инокинь древних столичных обителей осталось лишь несколько надгробных памятников, а сами монастыри давно стерты с лица земли. Но если мы хотим помянуть иноков тех монастырей, чьими молитвами стояла Россия в прошлые века, наш путь должен пролегать именно сюда. Где-то здесь находится погребение монахинь Никитской обители, их отмечали составители книги «Московский некрополь» в начале ХХ века, но до сих пор этот некрополь не обнаружен.

Среди братского захоронения воинов Великой Отечественной войны покоится тело протоиерея Валентина Амфитеатрова. Эту могилку знают многие православные москвичи, которые приходят сюда за молитвенной помощью этого московского праведника. Батюшка Валентин отошел ко Господу в 1908 году, но народное почитание его не прекращается. Богоборческие власти пытались остановить людской поток к могиле батюшки, уничтожали надгробный крест, обливали захоронение хлоркой, а во время войны снесли все прилегающий могилы бульдозером и устроили здесь воинский мемориал. Но православные верующие продолжали приходить, потому что молитвенное заступничество праведника творило и творит чудеса, многие из которых описаны в нескольких книгах об этом замечательном пастыре.

Приходят люди и к почитаемой могилке блаженного Николая. Этот праведник нес подвиг юродства ради Христа, ходил с тяжелой железной палкой, а на те деньги, что ему подавали, он содержал несколько бедных семейств. До начала своего подвига он был простым московским водовозом. Могилу блаженного Николая, как и ряд других захоронений праведников, впервые описал А.А. Солодовников в очерке «Ваганьковские светильники», увидевшем свет в самиздате в 1966 году. Сам духовный писатель Солодовников тоже нашел свое последнее пристанище на Ваганькове.

Рядом с храмом находятся могилы двух близких соратников святителя Тихона, патриарха Московского, — настоятеля кремлевского Успенского собора протопресвитера Николая Любимова († 1924) и великого архидиакона Константина Розова († 1923).

На 20-м участке кладбища покоится тело известного церковного композитора и прославленного регента, профессора Московской Консерватории Павла Григорьевича Чеснокова. Это был чистейший и смиренный человек, а скончался он забытый музыкальными начальниками в очереди за хлебом зимой 1944 года.

Погребены на кладбище и православные иерархи. Рядом с храмом нашел свое упокоение преданный соратник митрополита Николая (Ярушевича) архиепископ Можайский Макарий (Даев; † 1960). Также на кладбище покоятся два Костромских архиерея, умерших на покое в Москве: епископ Арсений (Крылов; † 1962) и архиепископ Донат (Щеголев; † 1979).

На кладбище похоронен известный церковный проповедник и духовник московской интеллигенции протоиерей Александр Ветелев (18-й участок). Профессор Московской духовной академии, доктор богословия, отец Александр был одним из самых плодовитых авторов единственного печатного органа Русской Церкви того времени — «Журнала Московской Патриархии». Скончался этот добрый пастырь в 1976 году.

Другой известный пастырь, протоиерей Глеб Каледа († 1994), погребен на 13-м участке. Он прошел всю войну рядовым, а после войны стал ученым. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, автор свыше 170 научных публикаций, в 1972 году он был тайно рукоположен в священники. Отец Глеб служил у себя дома, окормлял небольшую общину учеников. Только с 1990 году он начал открыто служить в Церкви.

Еще один крупный ученый, тайно служивший Церкви — скончавшаяся в 2004 году на 102-м году жизни схимонахиня Игнатия — профессор Валентина Ильинична Пузик. Доктор биологических наук, автор более 200 научных работ, она еще в 1928 году приняла тайное монашество в общине Высоко-Петровского монастыря. Свою научную деятельность она рассматривала как монашеское послушание, которое надо исполнять на совесть.

С 1940-х годов матушка трудилась над книгами и статьями духовного содержания, часть из них уже опубликованы, другие еще ждут своего часа.

Мы рассказали только о некоторых наиболее известных христианах, чьи могилы можно найти на Ваганьковском кладбище. Историческое изучение этого старинного московского некрополя продолжается.

От редакции: Готовится

к изданию книга об истории

и церковном некрополе

Ваганьковского кладбища,

приуроченная к 235-летию

его основания.

2 марта 2006 г.
Ключевые слова: перезахоронение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00