iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
История
ЦВ № 4 (329) февраль 2006 /  2 марта 2006 г.
версия для печати версия для печати

Церковный некрополь Ваганьковского кладбища

О захоронениях известных артистов, писателей, ученых, спортсменов и политиков на Ваганьковском кладбище написано немало книг. Значительно меньше известно о церковных захоронениях, однако православные москвичи хранят молитвенную память о подвижниках благочестия, покоящихся на этом древнем московском кладбище. Несколько лет назад клирики и прихожане храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище стали изучать церковный некрополь и уже сделали ряд церковно-научных открытий.

Ваганьковское кладбище возникло как братское захоронение жертв чумы 1771 года. В дальнейшем здесь появились и другие братские некрополи, связанные с трагическими моментами в истории Москвы и России: захоронения воинов, погибших в Бородинской битве в 1812 году, жертв холерной эпидемии 1830 года, Ходынской катастрофы 1896 года, декабрьского восстания 1905 года, воинов, сложивших головы в битве за Москву в 1941—1942 годах, и жителей города, погибших от авианалетов во время Великой Отечественной войны.

Когда мы вспоминаем жертв гонений на христианство от безбожной власти, прежде всего речь заходит о массовых погребениях расстрелянных на Бутовском полигоне. Но и Ваганьковский братский некрополь репрессированных забывать нельзя — с 1926 по 1936 годы здесь были тайно захоронены более тысячи расстрелянных в застенках Лубянки невинных страдальцев. Хоронили их на дальних участках кладбища, в овраге Ваганьковского ручья. До сих пор могильщики при рытье могил натыкаются на сплошные слои из человеческих костей. Нами было выявлено 30 имен погребенных здесь священнослужителей. Среди них двое уже прославлены в лике святых — это священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский, и келейник святого старца Алексия Зосимовского (Соловьева) преподобномученик Макарий (Моржов). Также на Ваганькове в безвестных могилах лежат два священномученика, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей — епископ Максим (Жижиленко) и священник Иоанн Инюшин. Предстоит изучить материалы и о других замученных священнослужителях и мирянах, покоящихся здесь, на предмет их возможной канонизации.

Нам никогда не будет известно точное место захоронения святых мучеников на кладбище, но есть еще одно тайное захоронение, найти которое мы все же не отчаиваемся. В 1927 году на Ваганьковском кладбище было перезахоронено тело блаженной схимонахини Марфы Московской из Иоанно-Предтеченского монастыря Китай-города. Схимонахиня Марфа почила в 1638 году и почивала нетленной в Ивановском монастыре. Когда при большевиках стало ясно, что обитель закроют и разорят, верующие, чтобы спасти честные останки праведницы, добились разрешения на перезахоронения ее тела на Ваганькове. Но где точно и когда это произошло, нам пока не известно. Блаженная схимонахиня Марфа в 2001 году была прославлена в лике местночтимых московских святых (Собор их празднуется в воскресенье перед 8 сентября).

Одной из неожиданностей стало открытие в 2004 году на Ваганьковском кладбище некрополей нескольких московских монастырей. Захоронение усопших в центральных монастырях Москвы было запрещено очень давно, и для погребения своих насельников у каждого монастыря был участок на одном из городских кладбищ. На Ваганькове выявлены некрополи Кремлевского Вознесенского и Страстного женских монастырей, а также подворья Валаамского монастыря. От многочисленных могил инокинь древних столичных обителей осталось лишь несколько надгробных памятников, а сами монастыри давно стерты с лица земли. Но если мы хотим помянуть иноков тех монастырей, чьими молитвами стояла Россия в прошлые века, наш путь должен пролегать именно сюда. Где-то здесь находится погребение монахинь Никитской обители, их отмечали составители книги «Московский некрополь» в начале ХХ века, но до сих пор этот некрополь не обнаружен.

Среди братского захоронения воинов Великой Отечественной войны покоится тело протоиерея Валентина Амфитеатрова. Эту могилку знают многие православные москвичи, которые приходят сюда за молитвенной помощью этого московского праведника. Батюшка Валентин отошел ко Господу в 1908 году, но народное почитание его не прекращается. Богоборческие власти пытались остановить людской поток к могиле батюшки, уничтожали надгробный крест, обливали захоронение хлоркой, а во время войны снесли все прилегающий могилы бульдозером и устроили здесь воинский мемориал. Но православные верующие продолжали приходить, потому что молитвенное заступничество праведника творило и творит чудеса, многие из которых описаны в нескольких книгах об этом замечательном пастыре.

Приходят люди и к почитаемой могилке блаженного Николая. Этот праведник нес подвиг юродства ради Христа, ходил с тяжелой железной палкой, а на те деньги, что ему подавали, он содержал несколько бедных семейств. До начала своего подвига он был простым московским водовозом. Могилу блаженного Николая, как и ряд других захоронений праведников, впервые описал А.А. Солодовников в очерке «Ваганьковские светильники», увидевшем свет в самиздате в 1966 году. Сам духовный писатель Солодовников тоже нашел свое последнее пристанище на Ваганькове.

Рядом с храмом находятся могилы двух близких соратников святителя Тихона, патриарха Московского, — настоятеля кремлевского Успенского собора протопресвитера Николая Любимова († 1924) и великого архидиакона Константина Розова († 1923).

На 20-м участке кладбища покоится тело известного церковного композитора и прославленного регента, профессора Московской Консерватории Павла Григорьевича Чеснокова. Это был чистейший и смиренный человек, а скончался он забытый музыкальными начальниками в очереди за хлебом зимой 1944 года.

Погребены на кладбище и православные иерархи. Рядом с храмом нашел свое упокоение преданный соратник митрополита Николая (Ярушевича) архиепископ Можайский Макарий (Даев; † 1960). Также на кладбище покоятся два Костромских архиерея, умерших на покое в Москве: епископ Арсений (Крылов; † 1962) и архиепископ Донат (Щеголев; † 1979).

На кладбище похоронен известный церковный проповедник и духовник московской интеллигенции протоиерей Александр Ветелев (18-й участок). Профессор Московской духовной академии, доктор богословия, отец Александр был одним из самых плодовитых авторов единственного печатного органа Русской Церкви того времени — «Журнала Московской Патриархии». Скончался этот добрый пастырь в 1976 году.

Другой известный пастырь, протоиерей Глеб Каледа († 1994), погребен на 13-м участке. Он прошел всю войну рядовым, а после войны стал ученым. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, автор свыше 170 научных публикаций, в 1972 году он был тайно рукоположен в священники. Отец Глеб служил у себя дома, окормлял небольшую общину учеников. Только с 1990 году он начал открыто служить в Церкви.

Еще один крупный ученый, тайно служивший Церкви — скончавшаяся в 2004 году на 102-м году жизни схимонахиня Игнатия — профессор Валентина Ильинична Пузик. Доктор биологических наук, автор более 200 научных работ, она еще в 1928 году приняла тайное монашество в общине Высоко-Петровского монастыря. Свою научную деятельность она рассматривала как монашеское послушание, которое надо исполнять на совесть.

С 1940-х годов матушка трудилась над книгами и статьями духовного содержания, часть из них уже опубликованы, другие еще ждут своего часа.

Мы рассказали только о некоторых наиболее известных христианах, чьи могилы можно найти на Ваганьковском кладбище. Историческое изучение этого старинного московского некрополя продолжается.

От редакции: Готовится

к изданию книга об истории

и церковном некрополе

Ваганьковского кладбища,

приуроченная к 235-летию

его основания.

2 марта 2006 г.
Ключевые слова: перезахоронение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00