выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
фото Сергея Чапнина
25 декабря 2013 г. 10:15
версия для печати версия для печати

Награждены лауреаты конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»

В Гостином дворе в рамках XXI Международного фестиваля «Зодчество 2013» состоялось награждение победителей конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», в котором участвовало 114 проектов. Жюри отобрало 20 лучших из них, а десять авторских коллективов были награждены денежной премией. Свои работы на конкурс представили архитекторы России, Латвии, Украины и Восточной Польши.

Цель конкурса, по замыслу его организаторов, состояла в поиске новых идей, которые одновременно несут в себе опыт многовековой традиции. Архитекторам представили возможность проявить свою творческую мысль в довольно широких границах, очерченных только критериями конкурса, о которых ЦВ уже сообщал.  

В этом поиске некоторые из авторов оказались настолько оригинальны, что членам экспертного совета было не всегда понятно, как они вообще попали на конкурс. «В их работах не было и намека на традицию, - поделился своим мнением с ЦВ член экспертно-консультативного совета епархиального Отдела по реставрации и строительству Московской Патриархии, председатель комиссии САР по культовым сооружениям Михаил Кеслер. - Например, был проект представляющий собой плетенное дерево. В пояснительной записке указано, что это образ храма, который воплощает в себе идею ясель Христа. Автора вдохновляла детская коляска». Эксперт отметил, что отобрать лучшие проекты по критерию соответствия традиции с некими новациями, воплощающими новое в архитектуре православных храмов, было непросто. «Этому критерию отвечало довольно мало проектов, но хорошо, что они есть. По ним можно строить храмы и это будет очень современно, - подчеркнул Михаил Кеслер. - Все остальные - либо чистая традиция без всяких новаций, либо даже не полет , а «улет» творческой мысли. Такие модернистские проекты нами не рассматривались, не в обиду авторам. Да, они потрудились, все сделано, в принципе, профессионально, но должны же люди понимать, что они «не в теме». Ведь прежде, чем браться за такую работу, надо было хотя бы почитать рекомендованную литературу».

Ежи Устинович профессор кафедры архитектуры локальных культур Белостокского Политехнического института (Польша) - один из 10 лауреатов конкурса. По восьми его проектам (а всего их 20) построено восемь православных храмов и часовен. На конкурс он представил 4 своих проекта. Почему четыре, а не один?

«Потому что среди моих проектов храмов и часовен есть и те, что не были воплощены в жизнь. Тем не менее, в каждом есть своя архитектурная идея, свой смысл и своя ценность. И мне хотелось бы поделиться этим с коллегами и духовенством. Мне важно, чтобы был виден  сам процесс проектирования, с какой мысли он начинается и до какой формы развивается, а не только уже готовый проект». Для польского архитектора также значимо было показать
связь современности с традицией: «Мы понимаем традицию как историзм, что это просто нужно историю показывать, а смысл традиции — это перенесение совокупного смысла всех религиозных событий в будущее».

Председатель жюри конкурса, председатель Совета по архитектуре САР Владилен Красильников удовлетворен результатами конкурса. «Меня порадовало, что конкурс состоялся и вызвал среди архитекторов большой интерес. Но самое главное — нам удалось увидеть большое количество разнообразных идей, от самых традиционных до самых невероятных, - подводя итоги конкурса, сообщил он ЦВ. -Жюри, состоящее из архитекторов и духовенства, единодушно определило среди представленных работ 3-4 более радикальных проекта, а остальные в более традиционном стиле». По мнению Владилена Красильникова не только в храмовом строительстве, но и во всей российской архитектуре сегодня идет напряженный поиск новых идей и решений, а значит у российской архитектуры есть свой уникальный потенциал, который распространяется и на храмовое зодчество.

25 декабря 2013 г. 10:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00