выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
Установка закладного камня на месте будущего монумента 3 марта 2012 года
2 апреля 2012 г. 14:12
версия для печати версия для печати

Галина Ананьина: Памятник патриарху Гермогену – это восстановление исторической справедливости

Все попытки предыдущих поколений установить памятник патриарху Гермогену, несмотря на вклад этого человека в историю России и Православия, закончились ничем. В наше время инициативу взял на себя Фонд по постановке памятника "Патриарху Гермогену". Уже объявлен соответствующий конкурс, а сам памятник планируется установить в 2013 году (в столетие со дня прославления патриарха –мученика). Подробнее об истории памятника ЦВ рассказала председатель правления Фонда Галина Ананьина.

Впервые с общественной инициативой установить памятник патриарху- мученику Гермогену в 1803 году выступило Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Памятник предполагал наличие трех исторических фигур - гражданина Минина, князя Пожарского и патриарха Гермогена. В целом мемориал "Спасителям Отечества" символизировал единство народа, патриотичного служилого дворянства и духовного сословия. Но в силу неизвестных нам причин, когда памятник открыли в 1818 году (скульптор Иван Мартос), фигура патриарха Гермогена там отсутствовала. На мой взгляд, это историческая несправедливость которую нужно исправить. К слову, этот памятник сначала предполагалось установить в Нижнем Новгороде, где собиралось народное ополчение, но по предложению Александра I он занял свое место на Красной площади.

Прошло сто лет, и в 1903 году известный священник-богослов отец Александр Кремлевский вновь выступил с идеей установки памятника патриарху-мученику, которая, к сожалению, не получила должного отклика. Аналогичные общественные инициативы выдвигались так же в 1909, 1910, 1911, 1912, 1913 годах и были поддержаны церковными кругами в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани и во многих других городах. Слишком велика и многогранна была роль личности патриарха Гермогена, объединившего в себе несколько ипостасей: гражданина, патриота России, спасителя Отечества, государственного деятеля, патриарха и духовного вдохновителя освободительного движения.

Так, в 1910 году графиня Прасковья Уварова, возглавлявшая Московское археологическое общество (по его инициативе в Москве появились памятники Александру II, героям Плевны и генералу Скобелеву), обратилась с предложением об установке памятника патриарху Гермогену в Святейший Синод. Благодаря Уваровой были собраны необходимые средства. В 1912 году проекты двух конкурсов были представлены на выставке в Историческом музее. Победителем стал скульптор Николай Андреев (автор памятника Н.Гоголю на Гоголевском бульваре и А.Островскому у Малого театра). Место для установки памятника выбрали там, где сейчас стоит мавзолей. Это не случайно, потому что напротив, у стен нынешнего ГУМа уже стоял памятник Минину и Пожарскому. Третьей вершиной своеобразного духовного треугольника был Казанский собор с находящимся там списком Казанской иконы Божией Матери, которая, кстати, тоже связана с личностью патриарха Гермогена. Ведь он переносил образ Владычицы от места обретения иконы до Никольской церкви, где служил. А потом составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери. 

Мало кто знает, что в 1912 году был объявлен еще один конкурс и так же Всероссийский на памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, на проекте которого была и фигура патриарха Гермогена. В 1913 году макет этого памятника принимал Николай Второй и он царю понравился. Однако начало Первой мировой войны и последовавшая за ней революция перечеркнула эти планы.

И только два с половиной года назад в преддверии 400 - летия кончины патриарха-мученика и 100 - летия его прославления общественное объединение "Народный Собор" и Женское патриотическое общество вновь выступили с инициативой поставить ему памятник. В 2009 году был создан Фонд по установлению памятника патриарху Гермогену, который поручили возглавить мне, как историку и специалисту по монументальному искусству. Нас поддержало Издательство Московской Патриархии и протоиерей Владимир Силовьев, который помог с изданием дореволюционного акафиста святителю Гермогену, где, в частности, поляки назывались поляками. 16 июля 2011 года Святейший Патриарх Кирилл после литургии в Успенском соборе Кремля совершил молебен у мощей святителя Гермогена и в своем слове публично поддержал нашу инициативу по установке памятника святому патриарху. Ему была написана большая икона, с которой по благословению Святейшего Патриарха мы совершили два крестных хода по маршруту первого и второго ополчения. И эта икона присутствовала на установке закладного камня у Кремлевской стены. Как известно, место для памятника уже выбрано – это Грот в Александровском саду (памятник войны с Наполеоном, выложенный обломками зданий, сгоревших при пожаре 1812 года). Кстати, рядом с Гротом находится стела в честь 300-летия дома Романовых. А ведь патриарх Гермоген указал на Михаила Федоровича Романова, когда после падения Лжедмитрия Москва решала, кого избрать на трон и в итоге избрала Владислава, сына польского короля Сигизмунда.

За два с половиной года наш Фонд проделал огромную просветительскую работу, направленную на популяризацию событий Смутного времени, и рассказывая о роли в них святителя Гермогена, потому что к сожалению, сейчас немногие знают и помнят о нем.

Развернута широкая издательская деятельность. Были выпущены репринтные издания (1912-1913 г.г.) писателя Алексея Дмитриевского и историка Владимира Назаревского, сделан тираж книги "Патриарх Гермоген - великий печальник за Русь", которая раздавалась на крестных ходах. Проведено несколько конференций, посвященных патриарху Гермогену, где мы популярно рассказываем о его вкладе в историю России.

Хотелось бы подчеркнуть, что в отношении имени патриарха Гермогена существует некоторое разномыслие. Не редко его называют Ермогеном. Однако во всех дореволюционных изданиях до 1913 года он везде упоминается именно как Гермоген. Да, при крещении он был назван Ермолаем, но в Успенском соборе принимает патриаршество как Гермоген. Ермогеном его стали называть после прославления в 1913 году, так пожелал царь Николай Второй. Но мы считаем, что памятник должен быть поставлен патриарху Гермогену.

Справка

Как правильно звали патриарха-мученика: Гермоген или Ермоген?

Существует разные версии как правильного называть патриарха-мученика: Гермоген или Ермоген, но наиболее убедительные на наш взгляд две из них. Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется как Гермоген. Но после прославления он становится Ермогеном. По одной версии, Св.Синод принял при прославлении это имя, потому что святейший патриарх Гермоген сам подписывался именем Ермоген, а не Гермоген. (1).

Вторая версия принадлежит американскому историку Грегори Фризу. Ученый считает, что основной причиной стала история, связанная с именем епископа саратовского Гермогена, который активно выступал против обер-прокурора Саблера и Григория Распутина. В конце-концов Гермоген был отправлен в маленький монастырь в Гродненской епархии. Чтобы не было путаницы и имя нового святого не ассоциировалось с именем опального архиерея, Синод и восстановил древнюю орфографию имени патриарха -"Ермоген".(2)

1. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 263, л. 2—3. Журнал заседаний Комиссии по обсуждению дела о прославлении св. патриарха Гермогена.

2.Фриз Г. Мирские нарративы о священном таинстве // Православие. Конфессия, институты, религиозность XVII-ХХ вв. СПб.: Европейский ун-тет, 2009

 

 

2 апреля 2012 г. 14:12
Ключевые слова: Патриарх Гермоген
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00