iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
Владимир Сарабьянов
8 декабря 2015 г.
версия для печати версия для печати

Состоялся вечер памяти Владимира Сарабьянова

В Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря состоится вечер памяти известного искусствоведа и художника-реставратора древнерусской живописи Владимира Дмитриевича Сарабьянова. Коллеги и друзья Владимира Дмитриевича поделились своими воспоминаниями о яркой многогранной личности этого человека, внесшего неоценимый вклад в исследование древней иконописи и мозаики.

Многие из выступавших отмечали такие черты Владимира Сарабьянова как открытость, радушие, завидную работоспособность, неутомимую энергию, желание поделиться своими поистине неисчерпаемыми знаниями со всеми, кто этого хотел. Так, научный сотрудник духовно-просветительского центра «Покровские ворота»Джованна Парравичини рассказала, что благодаря Владимиру Сарабьянову итальянские иконописцы впервые в 90-хх гг. смогли познакомиться с новгородскими и псковскими фресками, доступ к которым был ограничен. «Нам разрешали подняться наверх храма по строительным лесам и увидеть фрески что называется «лицом к лицу», все показывали и рассказывали, отвечая на наши вопросы. Тогда я поняла что Владимир - настоящий подвижник, который стремится сохранить все эти шедевры древнерусской иконописи. Мы, итальянцы, открыли для себя катакомбную живопись через русских искусствоведов, которые говорили нам, что именно там корни древнерусского искусства»,- подчеркнула она.

По словам кандидата искусствоведения, ст. науч. сотр. Государственного института искусствознания Анны Захаровой «Владимир хорошо знал византийское искусство в его столичном и в провинциальном вариантах, прекрасно разбирался в зарубежной и отечественной научной литературе. Он обладал уникальным даром видения целого, частностей и их соотношения. И в своих научных работах. С одной стороны умел выявить общевизантийский знаменатель в произведениях древнерусского искусства. А с другой - показать рождающееся национальное своеобразие. В ряде своих работ, написанных вместе с коллегами он показал значение древнерусского искусства в мировом искусстве»,- сказала Анна Захарова.
Доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Гос.института искусствознания Лев Лифшиц отметил, что Владимира Сарабьянов относился к нестандартному типу ученого, который совмещал в себе успешного исследователя и очень успешного реставратора. «Он поразительно легко и естественно ощущал себя в пространстве этого сложно искусства, которое было для него его родной средой. В ней ему не надо напрягаться, чтобы понимать язык. Его энтузиазм дополнялся невероятной любовью и увлеченностью ко всему, чем он занимался. Но особенно поражал масштаб охваченных им тем. Это и домонгольский период древнерусской живописи (в частности, работы по фрескам XII века Антониева монастыря Вел.Новогорода, фрескам Ефросиньеского монастыря в Полоцке) и искусство XVI века и многое другое», - пояснил ученый.

Большую часть своих искусствоведческих статей Владимир Сарабьянов написал, совмещая это с реставрационной работой. «В наших экспедициях его можно был застать на компьютером уже в 6 часов утра или поздно вечером, когда все ложились спать»,- рассказала доктор искусствоведения, профессор ГИИ Энгелина Смирнова. Но несмотря на такую интенсивность труда, казалось он не знал усталости, и всегда излучал жизнерадостность, которой заражались и окружающие его люди. Владимир Сарабьянов не жалел времени для студентов и многие из них с огромным интересом посещали его курс монументальной живописи. Эти лекции, по словам ст. науч.сотр. Музеев Московского Кремля Людмилы Щенниковой вошли затем в сборники «Искусство христианского мира». Благодаря Владимиру Сарабьянову все узнали имена святых, изображенных на фресках в Софии Киевской, хотя часть этих подписей уже осыпались. «Он поставил перед собой эту задачу и с честью ее выполнил»,- отметил искусствовед Александр Саминский.

«Владимир Дмитриевич был хранителем русской православной культуры. Мне кажется русская культура сегодня скрыта под современной массовой культурой примерно также, как византийские мозаики Святой Софии под барочными формами нынешнего собора. И Владимир Сарабьянов — яркое свидетельство того, что эта культура жива. И вся его деятельность - это своего рода служение, и которое должно остаться не только в памяти тех, кто его знал, любил, вместе с ним работал, но в истории Церкви»,- сказал ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин.
На вечере памяти состоялась презентация альбома-календаря «Пребывает там Бог с людьми. Мозаики киевской Руси», страницы которого содержат тексты Владимира Сарабьянова. Этот календарь выпущен при участии содружества «Артос», куда входят искусствоведы, художники-иконописцы и журналисты не равнодушные к судьбам христианской культуры и христианского искусства в современном мире.

На вечере также выступили глава бригады Сарабьянова МНРХЕвгения Серёгина, художник-реставратор высшей квалификационной категории Александр Горматюк, канд. искусствоведения Андрей Сарабьянов и др.

Справка
Владимир Сарабьянов родился в семье академика Д.В. Сарабьянова, окончил отделение истории искусства МГУ, кандидат искусствоведения. Авторитетный исследователь древнерусской живописи, он был главным искусствоведом Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации, а также старшим научным сотрудником Государственного института искусствознания. Автор более ста научных работ по истории древнерусского искусства и вопросам реставрации, в том числе 15-ти монографий.
С 1990 г. Владимир Сарабьянов руководил реставрацией икон из музеев России в МНРХУ и комплексными реставрационными работами по древнерусским фрескам Пскова, Великого Новгорода, Полоцка, Старой Ладоги, ансамблей монументальной живописи Московского Кремля, Кирилло-Белозерского монастыря и Троице-Сергиевой Лавры. Принимал участие в международных реставрационных проектах в Каире (Египет), возглавлял реставрацию фресковых ансамблей церквей в Ливане.

8 декабря 2015 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи