выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Петр Захаров. Небо и вода Кирилло-Белозерского монастыря
12 сентября 2014 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Гран-При конкурса "Локальные святыни" удостоен москвич-фотолюбитель Петр Захаров

Это состязание стало стержнем нового специального проекта Некоммерческой исследовательской службы «Среда», продолжающего аналогичную прошлогоднюю работу «Святое и ценное». Но если в «Святом и ценном», по словам координатора «Среды» Алины Багриной, в основном изучалась «общероссийская вертикаль» - объединяющие всех жителей нашей страны смысли и образы, то «Локальные святыни» задумывались как «горизонтальное исследование», апеллирующее больше к понятиям малой родины.

С июля 2013г. по март 2014г. организаторы получили 2554 работы. В числе регионов, откуда чаще всего приходили заявки — обе столицы, Подмосковье и Татарстан. Полсотни лучших фотографий, отобранных из прошедших предварительное сито 200 полуфиналистов, оценивало профессиональное жюри — восемь мэтров фотоискусства: Константин Бенедиктов, Валерий Василевский, Владимир Лагранж, Валерий Павлов, Сергей Пятаков, Юрий Трубников, Александр Тягны-Рядно и Анатолий Хрупов.

«На основании полученных от участников фотографий и последующих экспертных обсуждений мы попытались получить представление о духовной, сакрально значимой карте России — непредвзятой и неидеологической, учитывающей разнообразие локальных святынь и равноправие опыта российских регионов, - говорит Багрина. - Из «светских», не связанных с религией и верованиями, святынь на фотографиях мы чаще всего видим темноту и различные оттенки света (преобладают розовые восходы и закаты), покой и безмятежность, реки и воду вообще, детей и стариков, дороги (как вариант — многочисленные «дороги к храму»), движение, горы и вершины, небо и отражения. Практически полностью отсутствуют здесь города, заводы и индустрия, машины с механизмами, труд, стройки и профессия как квинтэссенция материальных ценностей, наука, книги и выставки, произведения искусства, а также государственная символика — причем как российской современности, так и советская. Военная техника изредка попадается, но лишь в качестве монументов танкистам — защитникам Отчизны и победителям нацизма. Видимо, за последние четверть века в массовом сознании соотечественников произошел переворот видения святого. То, что несомненно относилось к этой категории в советском обществе, сейчас не воспринимается таковым даже меньшинством, уступив место картинам природы и исторической памяти людей (в основном связанной с войнами). Напротив, религиозная составляющая оказалась представлена достаточно широко — гораздо ярче по сравнению с конкурсом «Святое и ценное», что само по себе несколько удивительно. Сами участники отнесли к этой категории 48% работ. При этом фотографии с изображением храмов и религиозных святынь встречались и в других рубриках (например, в патриотической тематике к числу лидеров относится изображение храма Покрова на Рву на Красной площади)».

В числе топ-10 «локальных святынь» храмы также преобладают. Сюда вошли Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве, Новодевичий ставропигиальный женский монастырь и Новый Иерусалим, Кремль, Дивеево и церковь Покрова-на-Нерли, а также казанская мечеть Кул-Шариф. Кроме того, в этом списке оказались Кижи и озеро Байкал с островом Ольхон.

Абсолютным победителем конкурса по решению жюри стал фотолюбитель из Москвы, физик по образованию Петр Захаров. Помимо получившей Гран-при его работы «Небо и вода Кирилло-Белозерского монастыря», ему отдали предпочтение сразу два из шести членов «альтернативного жюри экспертов», оценивавших все 200 работ полуфиналистов - писатель Олег Рой и режиссер Юрий Грымов (причем здесь оказалась отмечена другая фотография Петра - «Кресто-Воздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря»).

«Признанная лучшей работа сделана большой универсальной пленочно-цифровой фотокамерой из-за Сиверского озера, раскинувшегося у самых монастырских стен, - рассказал ЦВ лауреат. - Конечно, запечатленная здесь конфигурация облаков, словно бы стремящихся к монастырю, получилась случайно — мне надо было лишь оказаться в нужной точке и выбрать необходимый объектив. Хотя фотографию удалось сделать не сразу — пришлось ходить на место съемки несколько раз. Вторая отмеченная фотография сделана в Пермском крае в 40 километрах от города Кунгур. Белогорский Николаевский монастырь из-за строгости устава называли Уральским Афоном. Побывал я там зимой пять лет назад, когда готовил по заказу крупной отечественной горно-металлургической компании, издающей серию книг о России, иллюстрации к Энциклопедии Урала (этим я занимаюсь в свободное от работы время). Стоял 30-градусный мороз, и собор предстал перед нами после недавней пурги весь в снегу. Кстати, название обители не случайно: монастырь стоит на краю оправдывающей свое имя горы Белой, и это сочетание светлых оттенков на фоне метели позволило достичь столь своеобычного эффекта. Любопытно, что сейчас собор можно видеть в подобной расцветке в любое время года: недавно его оштукатурили и побелили».

Выставка финалистов фотопроекта «Локальные святыни» открыта до 29 сентября в Московском доме национальностей (ул. Новая Басманная, 4 стр. 1) с 10 до 18 час. кроме субботы и воскресенья. В октябре ее можно будет посмотреть в Российском православном университете.

12 сентября 2014 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00