выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Петр Захаров. Небо и вода Кирилло-Белозерского монастыря
12 сентября 2014 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Гран-При конкурса "Локальные святыни" удостоен москвич-фотолюбитель Петр Захаров

Это состязание стало стержнем нового специального проекта Некоммерческой исследовательской службы «Среда», продолжающего аналогичную прошлогоднюю работу «Святое и ценное». Но если в «Святом и ценном», по словам координатора «Среды» Алины Багриной, в основном изучалась «общероссийская вертикаль» - объединяющие всех жителей нашей страны смысли и образы, то «Локальные святыни» задумывались как «горизонтальное исследование», апеллирующее больше к понятиям малой родины.

С июля 2013г. по март 2014г. организаторы получили 2554 работы. В числе регионов, откуда чаще всего приходили заявки — обе столицы, Подмосковье и Татарстан. Полсотни лучших фотографий, отобранных из прошедших предварительное сито 200 полуфиналистов, оценивало профессиональное жюри — восемь мэтров фотоискусства: Константин Бенедиктов, Валерий Василевский, Владимир Лагранж, Валерий Павлов, Сергей Пятаков, Юрий Трубников, Александр Тягны-Рядно и Анатолий Хрупов.

«На основании полученных от участников фотографий и последующих экспертных обсуждений мы попытались получить представление о духовной, сакрально значимой карте России — непредвзятой и неидеологической, учитывающей разнообразие локальных святынь и равноправие опыта российских регионов, - говорит Багрина. - Из «светских», не связанных с религией и верованиями, святынь на фотографиях мы чаще всего видим темноту и различные оттенки света (преобладают розовые восходы и закаты), покой и безмятежность, реки и воду вообще, детей и стариков, дороги (как вариант — многочисленные «дороги к храму»), движение, горы и вершины, небо и отражения. Практически полностью отсутствуют здесь города, заводы и индустрия, машины с механизмами, труд, стройки и профессия как квинтэссенция материальных ценностей, наука, книги и выставки, произведения искусства, а также государственная символика — причем как российской современности, так и советская. Военная техника изредка попадается, но лишь в качестве монументов танкистам — защитникам Отчизны и победителям нацизма. Видимо, за последние четверть века в массовом сознании соотечественников произошел переворот видения святого. То, что несомненно относилось к этой категории в советском обществе, сейчас не воспринимается таковым даже меньшинством, уступив место картинам природы и исторической памяти людей (в основном связанной с войнами). Напротив, религиозная составляющая оказалась представлена достаточно широко — гораздо ярче по сравнению с конкурсом «Святое и ценное», что само по себе несколько удивительно. Сами участники отнесли к этой категории 48% работ. При этом фотографии с изображением храмов и религиозных святынь встречались и в других рубриках (например, в патриотической тематике к числу лидеров относится изображение храма Покрова на Рву на Красной площади)».

В числе топ-10 «локальных святынь» храмы также преобладают. Сюда вошли Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве, Новодевичий ставропигиальный женский монастырь и Новый Иерусалим, Кремль, Дивеево и церковь Покрова-на-Нерли, а также казанская мечеть Кул-Шариф. Кроме того, в этом списке оказались Кижи и озеро Байкал с островом Ольхон.

Абсолютным победителем конкурса по решению жюри стал фотолюбитель из Москвы, физик по образованию Петр Захаров. Помимо получившей Гран-при его работы «Небо и вода Кирилло-Белозерского монастыря», ему отдали предпочтение сразу два из шести членов «альтернативного жюри экспертов», оценивавших все 200 работ полуфиналистов - писатель Олег Рой и режиссер Юрий Грымов (причем здесь оказалась отмечена другая фотография Петра - «Кресто-Воздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря»).

«Признанная лучшей работа сделана большой универсальной пленочно-цифровой фотокамерой из-за Сиверского озера, раскинувшегося у самых монастырских стен, - рассказал ЦВ лауреат. - Конечно, запечатленная здесь конфигурация облаков, словно бы стремящихся к монастырю, получилась случайно — мне надо было лишь оказаться в нужной точке и выбрать необходимый объектив. Хотя фотографию удалось сделать не сразу — пришлось ходить на место съемки несколько раз. Вторая отмеченная фотография сделана в Пермском крае в 40 километрах от города Кунгур. Белогорский Николаевский монастырь из-за строгости устава называли Уральским Афоном. Побывал я там зимой пять лет назад, когда готовил по заказу крупной отечественной горно-металлургической компании, издающей серию книг о России, иллюстрации к Энциклопедии Урала (этим я занимаюсь в свободное от работы время). Стоял 30-градусный мороз, и собор предстал перед нами после недавней пурги весь в снегу. Кстати, название обители не случайно: монастырь стоит на краю оправдывающей свое имя горы Белой, и это сочетание светлых оттенков на фоне метели позволило достичь столь своеобычного эффекта. Любопытно, что сейчас собор можно видеть в подобной расцветке в любое время года: недавно его оштукатурили и побелили».

Выставка финалистов фотопроекта «Локальные святыни» открыта до 29 сентября в Московском доме национальностей (ул. Новая Басманная, 4 стр. 1) с 10 до 18 час. кроме субботы и воскресенья. В октябре ее можно будет посмотреть в Российском православном университете.

12 сентября 2014 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00