iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
Самый древний покров на раку преп. Сергия
13 марта 2014 г. 16:50
версия для печати версия для печати

Готовится к изданию книга о новых фактах в иконографии преподобного Сергия Радонежского

К юбилею преподобного Сергия Радонежского в издательстве Троице-Сергиевой Лавры готовится книга, посвященная иконографии святого. О малоизвестных фактах иконографического изображения преп. Сергия рассказал ЦВ автор книги, заместитель  руководителя иконописной школы при МДА иерей Сергий Чураков.

Если внимательно посмотреть на образ, изображенный на самом древнем покрове на раку преподобного Сергия, то можно заметить, что вышит он насколько подробно, что имеет смысл говорить о почти портретном сходстве. Хотя все последующие покровы уже идеализируют его образ и более каноничны. Чем это объяснить?

«По многим признакам можно предположить, что и самая древняя икона преп.Сергия и первый покров на его раку создавались в стенах Троице-Сергиевой Лавры, - считает отец Сергий. - Об этом свидетельствует особая тщательность подхода, какую не встретишь на «заказных» покровах, когда иконописец выполнял, например, княжеский заказ. В житиях преподобного также говорится, что при обретении мощей, когда открыли гроб, преподобный Сергий предстал перед всеми как живой. При этом сохранилась и его одежда. Именно таким он и изображен на первом покрове. В этом образе чувствуется трепет ученика перед своим учителем, которого он помнил и знал. На своем первом покрове преподобный Сергий изображается в мантии, со сложенными на груди руками и одна рука держит свиток, который по всей вероятности является разрешительной молитвой. То есть этот покров своего рода «фотография» нетленного образа преп.Сергия, фактическая фиксация. Об этом говорит и прическа преподобного, ведь когда человек лежит, у него волосы слегка поднимаются с затылка. И по моему мнению — эта «фотографичность»- желание запечатлеть явленное чудо при обретении мощей. И если сравнить этот покров с другими, более поздними, что они более канонические и более отстраненные от реальности. Это может свидетельствовать, что создававшие их люди не помнили, каким святой был в жизни».

Еще один интересный факт — это существование прижизненного изображения преподобного, написанное иконописцем и племянником преп.Сергия святителем Федором Ростовским. Об этом, в частности есть упоминание в так называемом Клинцовском подлинике (древняя рукопись, владельцем которой был граф Строганов). Цитату из этого источника приводит в своей книге, посвященной Сергию Радонежскому церковный историк Евгений Голубинский: «Святый Феодор, архиепископ Ростовский, сродник сый святаго Сергия, писаше святыя иконы; той, егда бысть архимандритом в Симоновском монастыре на Москве, написал образ дяди своего, святаго Сергия чудотворца, зело чудно».Другое свидетельство об этом есть и в сказании о св. Ионе Новгородском, который очень почитал преп.Сергия. В 1461 году он привез в Вел.Новгород  икону преп.Сергия и построил на митрополичьем дворе храм в честь святого. Однако никаких следов этого портрета не сохранилось.

В своей книге отец Сергий пишет также, как по составу клейм легко определить к какому веку относится житийная икона преп. Сергия (большинство древних икон святого написано именно с житием), почему у св.Андрея Рублева нет ни одной иконы, посвященной преп.Сергию и почему русскую армию и ее полководцев в боевых походах — Польском,  Русско-щведской войне, войне 1812 года, Крымской войне и Русско-японской войне  вдохновлял именно образ явления Божией Матери преп. Сергию. Подробнее об всем читайте в ближайших номерах Журнала Московской Патриархии.

13 марта 2014 г. 16:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00