iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Новости
Самый древний покров на раку преп. Сергия
13 марта 2014 г. 16:50
версия для печати версия для печати

Готовится к изданию книга о новых фактах в иконографии преподобного Сергия Радонежского

К юбилею преподобного Сергия Радонежского в издательстве Троице-Сергиевой Лавры готовится книга, посвященная иконографии святого. О малоизвестных фактах иконографического изображения преп. Сергия рассказал ЦВ автор книги, заместитель  руководителя иконописной школы при МДА иерей Сергий Чураков.

Если внимательно посмотреть на образ, изображенный на самом древнем покрове на раку преподобного Сергия, то можно заметить, что вышит он насколько подробно, что имеет смысл говорить о почти портретном сходстве. Хотя все последующие покровы уже идеализируют его образ и более каноничны. Чем это объяснить?

«По многим признакам можно предположить, что и самая древняя икона преп.Сергия и первый покров на его раку создавались в стенах Троице-Сергиевой Лавры, - считает отец Сергий. - Об этом свидетельствует особая тщательность подхода, какую не встретишь на «заказных» покровах, когда иконописец выполнял, например, княжеский заказ. В житиях преподобного также говорится, что при обретении мощей, когда открыли гроб, преподобный Сергий предстал перед всеми как живой. При этом сохранилась и его одежда. Именно таким он и изображен на первом покрове. В этом образе чувствуется трепет ученика перед своим учителем, которого он помнил и знал. На своем первом покрове преподобный Сергий изображается в мантии, со сложенными на груди руками и одна рука держит свиток, который по всей вероятности является разрешительной молитвой. То есть этот покров своего рода «фотография» нетленного образа преп.Сергия, фактическая фиксация. Об этом говорит и прическа преподобного, ведь когда человек лежит, у него волосы слегка поднимаются с затылка. И по моему мнению — эта «фотографичность»- желание запечатлеть явленное чудо при обретении мощей. И если сравнить этот покров с другими, более поздними, что они более канонические и более отстраненные от реальности. Это может свидетельствовать, что создававшие их люди не помнили, каким святой был в жизни».

Еще один интересный факт — это существование прижизненного изображения преподобного, написанное иконописцем и племянником преп.Сергия святителем Федором Ростовским. Об этом, в частности есть упоминание в так называемом Клинцовском подлинике (древняя рукопись, владельцем которой был граф Строганов). Цитату из этого источника приводит в своей книге, посвященной Сергию Радонежскому церковный историк Евгений Голубинский: «Святый Феодор, архиепископ Ростовский, сродник сый святаго Сергия, писаше святыя иконы; той, егда бысть архимандритом в Симоновском монастыре на Москве, написал образ дяди своего, святаго Сергия чудотворца, зело чудно».Другое свидетельство об этом есть и в сказании о св. Ионе Новгородском, который очень почитал преп.Сергия. В 1461 году он привез в Вел.Новгород  икону преп.Сергия и построил на митрополичьем дворе храм в честь святого. Однако никаких следов этого портрета не сохранилось.

В своей книге отец Сергий пишет также, как по составу клейм легко определить к какому веку относится житийная икона преп. Сергия (большинство древних икон святого написано именно с житием), почему у св.Андрея Рублева нет ни одной иконы, посвященной преп.Сергию и почему русскую армию и ее полководцев в боевых походах — Польском,  Русско-щведской войне, войне 1812 года, Крымской войне и Русско-японской войне  вдохновлял именно образ явления Божией Матери преп. Сергию. Подробнее об всем читайте в ближайших номерах Журнала Московской Патриархии.

13 марта 2014 г. 16:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00