iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
Самый древний покров на раку преп. Сергия
13 марта 2014 г. 16:50
версия для печати версия для печати

Готовится к изданию книга о новых фактах в иконографии преподобного Сергия Радонежского

К юбилею преподобного Сергия Радонежского в издательстве Троице-Сергиевой Лавры готовится книга, посвященная иконографии святого. О малоизвестных фактах иконографического изображения преп. Сергия рассказал ЦВ автор книги, заместитель  руководителя иконописной школы при МДА иерей Сергий Чураков.

Если внимательно посмотреть на образ, изображенный на самом древнем покрове на раку преподобного Сергия, то можно заметить, что вышит он насколько подробно, что имеет смысл говорить о почти портретном сходстве. Хотя все последующие покровы уже идеализируют его образ и более каноничны. Чем это объяснить?

«По многим признакам можно предположить, что и самая древняя икона преп.Сергия и первый покров на его раку создавались в стенах Троице-Сергиевой Лавры, - считает отец Сергий. - Об этом свидетельствует особая тщательность подхода, какую не встретишь на «заказных» покровах, когда иконописец выполнял, например, княжеский заказ. В житиях преподобного также говорится, что при обретении мощей, когда открыли гроб, преподобный Сергий предстал перед всеми как живой. При этом сохранилась и его одежда. Именно таким он и изображен на первом покрове. В этом образе чувствуется трепет ученика перед своим учителем, которого он помнил и знал. На своем первом покрове преподобный Сергий изображается в мантии, со сложенными на груди руками и одна рука держит свиток, который по всей вероятности является разрешительной молитвой. То есть этот покров своего рода «фотография» нетленного образа преп.Сергия, фактическая фиксация. Об этом говорит и прическа преподобного, ведь когда человек лежит, у него волосы слегка поднимаются с затылка. И по моему мнению — эта «фотографичность»- желание запечатлеть явленное чудо при обретении мощей. И если сравнить этот покров с другими, более поздними, что они более канонические и более отстраненные от реальности. Это может свидетельствовать, что создававшие их люди не помнили, каким святой был в жизни».

Еще один интересный факт — это существование прижизненного изображения преподобного, написанное иконописцем и племянником преп.Сергия святителем Федором Ростовским. Об этом, в частности есть упоминание в так называемом Клинцовском подлинике (древняя рукопись, владельцем которой был граф Строганов). Цитату из этого источника приводит в своей книге, посвященной Сергию Радонежскому церковный историк Евгений Голубинский: «Святый Феодор, архиепископ Ростовский, сродник сый святаго Сергия, писаше святыя иконы; той, егда бысть архимандритом в Симоновском монастыре на Москве, написал образ дяди своего, святаго Сергия чудотворца, зело чудно».Другое свидетельство об этом есть и в сказании о св. Ионе Новгородском, который очень почитал преп.Сергия. В 1461 году он привез в Вел.Новгород  икону преп.Сергия и построил на митрополичьем дворе храм в честь святого. Однако никаких следов этого портрета не сохранилось.

В своей книге отец Сергий пишет также, как по составу клейм легко определить к какому веку относится житийная икона преп. Сергия (большинство древних икон святого написано именно с житием), почему у св.Андрея Рублева нет ни одной иконы, посвященной преп.Сергию и почему русскую армию и ее полководцев в боевых походах — Польском,  Русско-щведской войне, войне 1812 года, Крымской войне и Русско-японской войне  вдохновлял именно образ явления Божией Матери преп. Сергию. Подробнее об всем читайте в ближайших номерах Журнала Московской Патриархии.

13 марта 2014 г. 16:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи