iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Новости
Самый древний покров на раку преп. Сергия
13 марта 2014 г. 16:50
версия для печати версия для печати

Готовится к изданию книга о новых фактах в иконографии преподобного Сергия Радонежского

К юбилею преподобного Сергия Радонежского в издательстве Троице-Сергиевой Лавры готовится книга, посвященная иконографии святого. О малоизвестных фактах иконографического изображения преп. Сергия рассказал ЦВ автор книги, заместитель  руководителя иконописной школы при МДА иерей Сергий Чураков.

Если внимательно посмотреть на образ, изображенный на самом древнем покрове на раку преподобного Сергия, то можно заметить, что вышит он насколько подробно, что имеет смысл говорить о почти портретном сходстве. Хотя все последующие покровы уже идеализируют его образ и более каноничны. Чем это объяснить?

«По многим признакам можно предположить, что и самая древняя икона преп.Сергия и первый покров на его раку создавались в стенах Троице-Сергиевой Лавры, - считает отец Сергий. - Об этом свидетельствует особая тщательность подхода, какую не встретишь на «заказных» покровах, когда иконописец выполнял, например, княжеский заказ. В житиях преподобного также говорится, что при обретении мощей, когда открыли гроб, преподобный Сергий предстал перед всеми как живой. При этом сохранилась и его одежда. Именно таким он и изображен на первом покрове. В этом образе чувствуется трепет ученика перед своим учителем, которого он помнил и знал. На своем первом покрове преподобный Сергий изображается в мантии, со сложенными на груди руками и одна рука держит свиток, который по всей вероятности является разрешительной молитвой. То есть этот покров своего рода «фотография» нетленного образа преп.Сергия, фактическая фиксация. Об этом говорит и прическа преподобного, ведь когда человек лежит, у него волосы слегка поднимаются с затылка. И по моему мнению — эта «фотографичность»- желание запечатлеть явленное чудо при обретении мощей. И если сравнить этот покров с другими, более поздними, что они более канонические и более отстраненные от реальности. Это может свидетельствовать, что создававшие их люди не помнили, каким святой был в жизни».

Еще один интересный факт — это существование прижизненного изображения преподобного, написанное иконописцем и племянником преп.Сергия святителем Федором Ростовским. Об этом, в частности есть упоминание в так называемом Клинцовском подлинике (древняя рукопись, владельцем которой был граф Строганов). Цитату из этого источника приводит в своей книге, посвященной Сергию Радонежскому церковный историк Евгений Голубинский: «Святый Феодор, архиепископ Ростовский, сродник сый святаго Сергия, писаше святыя иконы; той, егда бысть архимандритом в Симоновском монастыре на Москве, написал образ дяди своего, святаго Сергия чудотворца, зело чудно».Другое свидетельство об этом есть и в сказании о св. Ионе Новгородском, который очень почитал преп.Сергия. В 1461 году он привез в Вел.Новгород  икону преп.Сергия и построил на митрополичьем дворе храм в честь святого. Однако никаких следов этого портрета не сохранилось.

В своей книге отец Сергий пишет также, как по составу клейм легко определить к какому веку относится житийная икона преп. Сергия (большинство древних икон святого написано именно с житием), почему у св.Андрея Рублева нет ни одной иконы, посвященной преп.Сергию и почему русскую армию и ее полководцев в боевых походах — Польском,  Русско-щведской войне, войне 1812 года, Крымской войне и Русско-японской войне  вдохновлял именно образ явления Божией Матери преп. Сергию. Подробнее об всем читайте в ближайших номерах Журнала Московской Патриархии.

13 марта 2014 г. 16:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00