В пятницу в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла завершил работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. По его итогам на рассмотрение Архиерейского собора 2013 года представляются пять документов: "Предложения по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви", "Процедура избрания Патриарха Московского и всея Руси", "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности", "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции", и "О позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии". Документ "О принципах реабилитации наркозависимых в Русской Православной Церкви" изменил название на "Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых" и передан на утверждение Священного Синода.
"К грядущему Архиерейскому Собору 2013 года Межсоборным присутствием подготовлено шесть проектов документов. К проектам 2012 года получено 62 епархиальных отзыва и около двух тысяч комментариев в Интернете", - отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая второй пленум Межсоборного присутствия в четверг.
Прошедшие общецерковное обсуждение поправки к Уставу Русской Православной Церкви касались уточнения полномочий Поместного и Архиерейского соборов. Новые формулировки предполагают, что Поместному собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха, предоставления автокефалии или самоуправления и ряде других. Архиерейскому собору принадлежит высшая власть в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских и административных вопросах.
По процедуре избрания Патриарха Межсоборное присутствие решило не высказываться в пользу ни одного из четырех вариантов:решение предстоит принять Архиерейскому собору в феврале 2013 года. Различные версии проектного документа сводятся к следующим возможным вариантам: Патриарх избирается Поместным собором из числа кандидатов, представленных Архиерейским собором (при этом первый либо вправе, либо не вправе выдвигать собственные кандидатуры), или же избрание происходит на Архиерейском соборе (из числа кандидатов, представленных либо Поместным, либо самим Архиерейским соборами). Во всех изложенных случаях голосования, как по определению кандидатов, так и по избранию Патриарха предусмотрены в тайной форме.
Рассматривая документ о ювенальной юстиции, Межсоборное присутствие посчитало необходимым уточнить его название: "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции". В документе подчеркивается, что Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить своих детей. В то же время в документе отмечена озабоченность возможностью искусственного противопоставления правам родителей прав ребенка и придания последним безусловного приоритета. Также не могут не беспокоить факты изъятия детей из семей государственными органами на основании таких расплывчатых и необъективных критериев, как "недостаточный уровень материального благосостояния", "низкое развитие ребенка" или "ненадлежащие воспитание". В связи с этим в документе выражено пожелание сформулировать в законодательстве конкретные и ясные нормы, что позволит исключить субъективную интерпретацию закона.
В документ "Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии" изложено богословское отношение к вопросам экологии и уточнены возможности соработничества с общественными и государственными институтами в сфере защиты окружающей среды.
Наиболее острая дискуссия развернулась вокруг документа "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности". В результате основной документ получил название "О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных", а приложение к нему - "О правктических и этических аспектах новых идентефикационных технологий". Первая часть документа одобрена пленумом и будет представлена на на рассмотрение Архиерейского собора. Приложение носит информационно-справочный характер.
Главный богословский тезис документа состоит в том, что Церковь стоит на страже богоданной свободы человека. Документ развивает положения более ранних церковных документов 2000-2009 годов. Отмечая положительные моменты в развитии информационно-коммуникационных технологий, в нем подчеркивается, что проблемы, связанные с электронной идентификацией и обработкой персональных данных продолжают накапливаться и усложняться, поэтому необходимо продолжение богословского, нравственного и гражданского осмысления этих вопросов. Вместе с тем задачей Церкви не является анализ причин отказа различных групп граждан от конкретных технологических новшеств.