iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новости
Второй пленум Межсоборного присутствия
24 ноября 2012 г. 13:08
версия для печати версия для печати

Пленум Межсоборного присутствия принял решение по шести документам

В пятницу в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла завершил работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. По его итогам на рассмотрение Архиерейского собора 2013 года представляются пять документов: "Предложения по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви", "Процедура избрания Патриарха Московского и всея Руси", "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности", "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции", и "О позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии". Документ "О принципах реабилитации наркозависимых в Русской Православной Церкви" изменил название на "Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых" и передан на утверждение Священного Синода.

"К грядущему Архиерейскому Собору 2013 года Межсоборным присутствием подготовлено шесть проектов документов. К проектам 2012 года получено 62 епархиальных отзыва и около двух тысяч комментариев в Интернете", - отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая второй пленум Межсоборного присутствия в четверг.

Прошедшие общецерковное обсуждение поправки к Уставу Русской Православной Церкви касались уточнения полномочий Поместного и Архиерейского соборов. Новые формулировки предполагают, что Поместному собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха, предоставления автокефалии или самоуправления и ряде других. Архиерейскому собору принадлежит высшая власть в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских и административных вопросах.

По процедуре избрания Патриарха Межсоборное присутствие решило не высказываться в пользу ни одного из четырех вариантов:решение предстоит принять Архиерейскому собору в феврале 2013 года. Различные версии проектного документа сводятся к следующим возможным вариантам: Патриарх избирается Поместным собором из числа кандидатов, представленных Архиерейским собором (при этом первый либо вправе, либо не вправе выдвигать собственные кандидатуры), или же избрание происходит на Архиерейском соборе (из числа кандидатов, представленных либо Поместным, либо самим Архиерейским соборами). Во всех изложенных случаях голосования, как по определению кандидатов, так и по избранию Патриарха предусмотрены в тайной форме.

Рассматривая документ о ювенальной юстиции, Межсоборное присутствие посчитало необходимым уточнить его название: "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции". В документе подчеркивается, что Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить своих детей. В то же время в документе отмечена озабоченность возможностью искусственного противопоставления правам родителей прав ребенка и придания последним безусловного приоритета. Также не могут не беспокоить факты изъятия детей из семей государственными органами на основании таких расплывчатых и необъективных критериев, как "недостаточный уровень материального благосостояния", "низкое развитие ребенка" или "ненадлежащие воспитание". В связи с этим в документе выражено пожелание сформулировать в законодательстве конкретные и ясные нормы, что позволит исключить субъективную интерпретацию закона.

В документ "Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии" изложено богословское отношение к вопросам экологии и уточнены возможности соработничества с общественными и государственными институтами в сфере защиты окружающей среды.

Наиболее острая дискуссия развернулась вокруг документа "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности". В результате основной документ получил название "О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных", а приложение к нему - "О правктических и этических аспектах новых идентефикационных технологий". Первая часть документа одобрена пленумом и будет представлена на на рассмотрение Архиерейского собора. Приложение носит информационно-справочный характер.

Главный богословский тезис документа состоит в том, что Церковь стоит на страже богоданной свободы человека. Документ развивает положения более ранних церковных документов 2000-2009 годов. Отмечая положительные моменты в развитии информационно-коммуникационных технологий, в нем подчеркивается, что проблемы, связанные с электронной идентификацией и обработкой персональных данных продолжают накапливаться и усложняться, поэтому необходимо продолжение богословского, нравственного и гражданского осмысления этих вопросов. Вместе с тем задачей Церкви не является анализ причин отказа различных групп граждан от конкретных технологических новшеств.

24 ноября 2012 г. 13:08
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00