iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Новости
Прапор Никиты Ивановича Романовича
20 мая 2013 г. 12:14
версия для печати версия для печати

Палаты бояр Романовых: от родового грифона до вензеля на обоях

В исторической московской усадьбе романовых открылась новая постоянная экспозиция

После занявшей несколько месяцев реставрации и совпавшей с ней по времени реэкспозиции на московской улице Варварка открылся музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Государственного Исторического музея. Новых экспонатов здесь не очень много, но каждый из них достоин отдельного повествования.

Сильнее всего преобразилось помещение, прежде тематически посвященное «классовой борьбе против царизма» и крестьянским восстаниям XVI – XVII вв. Теперь тут собраны документы так называемого «дела Романовых» - обвинения пяти родных братьев в заговоре против царствовавшего Бориса Годунова и ссылки осужденных на Север и на Урал.

«Мини-шедевр экспозиции – впервые выставленный нами фрагмент польского дневника 1600 года, - рассказывает специалист по экскурсионной работе Елена Некрасова. – Это никогда ранее не публиковавшиеся записки польского дипломата, обнаруженные в одном из архивов Санкт-Петербурга. Раньше историки склонялись к мнению, что дело Романовых – фальшивка, а Годунов сфабриковал его, чтобы убрать с политической арены влиятельных недругов. Но живший неподалеку на Никольской улице очевидец-дипломат (имя его, к сожалению, не сохранилось) описывает, как в течение нескольких дней на дворе у Романовых собирался вооруженный отряд. И ночью 2 ноября из Кремля вышли стрельцы, направившиеся к романовской усадьбе. Завязался бой, но силы оказались неравны, Романовых арестовали. Следствие длилось около года, в результате пять братьев оказались в ссылке, откуда живыми вернутся только двое – Иван (самый младший) и Федор (будущий Патриарх Филарет Никитич).

На стендах рядом – донесения приставов, «инспектировавших» ссыльных узников, и малоизвестное изображение молодого Федора Никитича Романова, выполненное Ильей Репиным по словесным описаниям современников будущего Патриарха. Раритет соседнего зала – прапор (фамильный стяг состоявшей на государевой службе знати). Вероятно, хронологически это самое раннее изображение родового символа Романовых. Прапор, правда, восстановлен только что – но зато в строжайшем соответствии с точным описанием, хранящимся в Оружейной Палате. Исторический прообраз этой современной копии принадлежал племяннику Патриарха Филарета – боярину Никите Ивановичу Романову (+ 1655), служившему при дворах царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

«Никита Иванович скончался, не оставив наследников, поэтому все его имущество оказалось в государевой казне, - поясняет Некрасова. – Прапор предали на хранение в Оружейную Палату, но уже в XVII в. он оказался утрачен. Сохранилось, однако, его подробное описание, из которого можно сделать вывод: видимо, это первый романовский стяг с родовым гербом в виде грифона. Откуда Никита Иванович мог заимствовать сюжет с этим мифическим животным? Известно, что его предок Никита Романович (отец Федора Никитича) в 1575 году служил наместником в ливонском городе Пернау, а для местного гарнизона там чеканили серебряные монеты с изображением именно грифона. Разумеется, это только версия, ни исторических свидетельств, ни подтверждающих ее документов нет. Но известно, что и Федор Никитич, и его жена Марфа пользовались изображением грифона как родовым символом. А император Александр II официально присвоил ему статус фамильного герба царствующей династии».

В верхней Трапезной палате в первый дни работы новой экспозиции Российская государственная библиотека демонстрировала два редчайших экземпляра из своего собрания – инкунабулу 1393 года Евангелие Федора Кошки (именно от отца этого человека – Андрея Кобылы – по родословной книге XVII века ведут свою линию Романовы) и печатное Евангелие Никиты Ивановича Романова 1633 года (семейный вклад в Троице-Сергиеву лавру за упокой души скончавшегося Патриарха Филарета). Сейчас подлинники этих изданий главная библиотека страны вернула в свое хранилище. Но и без них в Трапезной палате есть на что посмотреть. Упомянем лишь о роскошных обоях цвета имперского бордо с вышитыми золотыми нитями вензелями первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Их рисунок к открытию музея на Варварке в свое время утверждал лично император Александр II. Но после революции места такому интерьерному убранству в советском музее, естественно, не нашлось. И вот только теперь обои воссозданы на средства частных меценатов – пока, увы, в одном-единственном помещении.

Читайте также:

Память о династии Романовых в Коломенском: новая выставка ждет посетителей

В Государственном Историческом Музее демонстрируют раритеты первых Романовых

Романовы — это сама российская история

20 мая 2013 г. 12:14
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00