iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Новости
Прапор Никиты Ивановича Романовича
20 мая 2013 г. 12:14
версия для печати версия для печати

Палаты бояр Романовых: от родового грифона до вензеля на обоях

В исторической московской усадьбе романовых открылась новая постоянная экспозиция

После занявшей несколько месяцев реставрации и совпавшей с ней по времени реэкспозиции на московской улице Варварка открылся музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Государственного Исторического музея. Новых экспонатов здесь не очень много, но каждый из них достоин отдельного повествования.

Сильнее всего преобразилось помещение, прежде тематически посвященное «классовой борьбе против царизма» и крестьянским восстаниям XVI – XVII вв. Теперь тут собраны документы так называемого «дела Романовых» - обвинения пяти родных братьев в заговоре против царствовавшего Бориса Годунова и ссылки осужденных на Север и на Урал.

«Мини-шедевр экспозиции – впервые выставленный нами фрагмент польского дневника 1600 года, - рассказывает специалист по экскурсионной работе Елена Некрасова. – Это никогда ранее не публиковавшиеся записки польского дипломата, обнаруженные в одном из архивов Санкт-Петербурга. Раньше историки склонялись к мнению, что дело Романовых – фальшивка, а Годунов сфабриковал его, чтобы убрать с политической арены влиятельных недругов. Но живший неподалеку на Никольской улице очевидец-дипломат (имя его, к сожалению, не сохранилось) описывает, как в течение нескольких дней на дворе у Романовых собирался вооруженный отряд. И ночью 2 ноября из Кремля вышли стрельцы, направившиеся к романовской усадьбе. Завязался бой, но силы оказались неравны, Романовых арестовали. Следствие длилось около года, в результате пять братьев оказались в ссылке, откуда живыми вернутся только двое – Иван (самый младший) и Федор (будущий Патриарх Филарет Никитич).

На стендах рядом – донесения приставов, «инспектировавших» ссыльных узников, и малоизвестное изображение молодого Федора Никитича Романова, выполненное Ильей Репиным по словесным описаниям современников будущего Патриарха. Раритет соседнего зала – прапор (фамильный стяг состоявшей на государевой службе знати). Вероятно, хронологически это самое раннее изображение родового символа Романовых. Прапор, правда, восстановлен только что – но зато в строжайшем соответствии с точным описанием, хранящимся в Оружейной Палате. Исторический прообраз этой современной копии принадлежал племяннику Патриарха Филарета – боярину Никите Ивановичу Романову (+ 1655), служившему при дворах царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

«Никита Иванович скончался, не оставив наследников, поэтому все его имущество оказалось в государевой казне, - поясняет Некрасова. – Прапор предали на хранение в Оружейную Палату, но уже в XVII в. он оказался утрачен. Сохранилось, однако, его подробное описание, из которого можно сделать вывод: видимо, это первый романовский стяг с родовым гербом в виде грифона. Откуда Никита Иванович мог заимствовать сюжет с этим мифическим животным? Известно, что его предок Никита Романович (отец Федора Никитича) в 1575 году служил наместником в ливонском городе Пернау, а для местного гарнизона там чеканили серебряные монеты с изображением именно грифона. Разумеется, это только версия, ни исторических свидетельств, ни подтверждающих ее документов нет. Но известно, что и Федор Никитич, и его жена Марфа пользовались изображением грифона как родовым символом. А император Александр II официально присвоил ему статус фамильного герба царствующей династии».

В верхней Трапезной палате в первый дни работы новой экспозиции Российская государственная библиотека демонстрировала два редчайших экземпляра из своего собрания – инкунабулу 1393 года Евангелие Федора Кошки (именно от отца этого человека – Андрея Кобылы – по родословной книге XVII века ведут свою линию Романовы) и печатное Евангелие Никиты Ивановича Романова 1633 года (семейный вклад в Троице-Сергиеву лавру за упокой души скончавшегося Патриарха Филарета). Сейчас подлинники этих изданий главная библиотека страны вернула в свое хранилище. Но и без них в Трапезной палате есть на что посмотреть. Упомянем лишь о роскошных обоях цвета имперского бордо с вышитыми золотыми нитями вензелями первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Их рисунок к открытию музея на Варварке в свое время утверждал лично император Александр II. Но после революции места такому интерьерному убранству в советском музее, естественно, не нашлось. И вот только теперь обои воссозданы на средства частных меценатов – пока, увы, в одном-единственном помещении.

Читайте также:

Память о династии Романовых в Коломенском: новая выставка ждет посетителей

В Государственном Историческом Музее демонстрируют раритеты первых Романовых

Романовы — это сама российская история

20 мая 2013 г. 12:14
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14