iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Новости
Прапор Никиты Ивановича Романовича
20 мая 2013 г. 12:14
версия для печати версия для печати

Палаты бояр Романовых: от родового грифона до вензеля на обоях

В исторической московской усадьбе романовых открылась новая постоянная экспозиция

После занявшей несколько месяцев реставрации и совпавшей с ней по времени реэкспозиции на московской улице Варварка открылся музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Государственного Исторического музея. Новых экспонатов здесь не очень много, но каждый из них достоин отдельного повествования.

Сильнее всего преобразилось помещение, прежде тематически посвященное «классовой борьбе против царизма» и крестьянским восстаниям XVI – XVII вв. Теперь тут собраны документы так называемого «дела Романовых» - обвинения пяти родных братьев в заговоре против царствовавшего Бориса Годунова и ссылки осужденных на Север и на Урал.

«Мини-шедевр экспозиции – впервые выставленный нами фрагмент польского дневника 1600 года, - рассказывает специалист по экскурсионной работе Елена Некрасова. – Это никогда ранее не публиковавшиеся записки польского дипломата, обнаруженные в одном из архивов Санкт-Петербурга. Раньше историки склонялись к мнению, что дело Романовых – фальшивка, а Годунов сфабриковал его, чтобы убрать с политической арены влиятельных недругов. Но живший неподалеку на Никольской улице очевидец-дипломат (имя его, к сожалению, не сохранилось) описывает, как в течение нескольких дней на дворе у Романовых собирался вооруженный отряд. И ночью 2 ноября из Кремля вышли стрельцы, направившиеся к романовской усадьбе. Завязался бой, но силы оказались неравны, Романовых арестовали. Следствие длилось около года, в результате пять братьев оказались в ссылке, откуда живыми вернутся только двое – Иван (самый младший) и Федор (будущий Патриарх Филарет Никитич).

На стендах рядом – донесения приставов, «инспектировавших» ссыльных узников, и малоизвестное изображение молодого Федора Никитича Романова, выполненное Ильей Репиным по словесным описаниям современников будущего Патриарха. Раритет соседнего зала – прапор (фамильный стяг состоявшей на государевой службе знати). Вероятно, хронологически это самое раннее изображение родового символа Романовых. Прапор, правда, восстановлен только что – но зато в строжайшем соответствии с точным описанием, хранящимся в Оружейной Палате. Исторический прообраз этой современной копии принадлежал племяннику Патриарха Филарета – боярину Никите Ивановичу Романову (+ 1655), служившему при дворах царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

«Никита Иванович скончался, не оставив наследников, поэтому все его имущество оказалось в государевой казне, - поясняет Некрасова. – Прапор предали на хранение в Оружейную Палату, но уже в XVII в. он оказался утрачен. Сохранилось, однако, его подробное описание, из которого можно сделать вывод: видимо, это первый романовский стяг с родовым гербом в виде грифона. Откуда Никита Иванович мог заимствовать сюжет с этим мифическим животным? Известно, что его предок Никита Романович (отец Федора Никитича) в 1575 году служил наместником в ливонском городе Пернау, а для местного гарнизона там чеканили серебряные монеты с изображением именно грифона. Разумеется, это только версия, ни исторических свидетельств, ни подтверждающих ее документов нет. Но известно, что и Федор Никитич, и его жена Марфа пользовались изображением грифона как родовым символом. А император Александр II официально присвоил ему статус фамильного герба царствующей династии».

В верхней Трапезной палате в первый дни работы новой экспозиции Российская государственная библиотека демонстрировала два редчайших экземпляра из своего собрания – инкунабулу 1393 года Евангелие Федора Кошки (именно от отца этого человека – Андрея Кобылы – по родословной книге XVII века ведут свою линию Романовы) и печатное Евангелие Никиты Ивановича Романова 1633 года (семейный вклад в Троице-Сергиеву лавру за упокой души скончавшегося Патриарха Филарета). Сейчас подлинники этих изданий главная библиотека страны вернула в свое хранилище. Но и без них в Трапезной палате есть на что посмотреть. Упомянем лишь о роскошных обоях цвета имперского бордо с вышитыми золотыми нитями вензелями первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Их рисунок к открытию музея на Варварке в свое время утверждал лично император Александр II. Но после революции места такому интерьерному убранству в советском музее, естественно, не нашлось. И вот только теперь обои воссозданы на средства частных меценатов – пока, увы, в одном-единственном помещении.

Читайте также:

Память о династии Романовых в Коломенском: новая выставка ждет посетителей

В Государственном Историческом Музее демонстрируют раритеты первых Романовых

Романовы — это сама российская история

20 мая 2013 г. 12:14
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи