iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Встреча мастеров церковного искусства
5 ноября 2013 г. 16:30
версия для печати версия для печати

Встреча мастеров церковного искусства прошла в Москве

Встреча мастеров церковных искусств из России и Италии прошла 2 ноября в культурном центре «Покровские ворота». Ее участники - архитекторы, иконописцы, витражисты и искусствоведы – представили свои работы и обсудили актуальные проблемы, с которыми они сталкиваются сегодня при работе над новыми храмами. Организатором встречи стали фонд «Христианская Россия» и редакция журнала «Храмоздатель». Состоявшаяся встреча - первая в подобном формате. По итогам разговора собеседники согласились, что подобные мероприятия полезно сделать регулярными.

Одним из главных критериев церковности искусства должна стать личность мастера, его воцерковленность и христианский образ жизни. «Даже скамейка, сделанная христианином для использования в храме может быть предметом церковного искусства, в то время как изображение Богоматери, выполненное человеком, далеким от Церкви, таковым не является», - подчеркнул руководитель витражной мастерской из Палермо Калоджеро Зуппардо. Чтобы создать достойное произведение мастеру нужно помимо прочего по-христиански любить заказчика, а не воспринимать его как источник прибыли, добавил Зуппардо.

Творцы церковного искусства - это миссионеры, - отметила искусствовед, художник Лилия Ратнер. Иконописный образ создается внутренней молитвой мастера-иконописца для общей или индивидуальной молитвы. Человек должен захотеть молиться на икону, которая, в свою очередь, призвана помочь его встрече с Богом. Важно понимать при этом, что духовность не заменяет и не компенсирует непрофессионализм художника. Напротив, профессионализм, подкрепленный христианской ответственностью, выступает залогом настоящего церковного искусства.

Сегодня необходимо восстановить связь между опытом творчества и опытом веры, констатировали участники встречи. «У нас стало модным заказывать проекты храмов мэтрам архитектуры, даже если они вообще неверующие люди. Это неминуемо ведет к упадку церковности, - посетовали представители итальянской стороны, - Церкви следует обратиться к своим внутренним силам и черпать воду из чистого источника».

Затронутая тема повлекла за собой обсуждение проблемы канона в западном церковном искусстве. Участники констатировали, что сегодня в христианской культуре Запада это понятие практически полностью исчезло, в то время как в России канон по-прежнему занимает важное место в церковном искусстве. Сотрудники и учащиеся иконописной школы в Сериате (Северная Италия) отметили, что возрождение канона и следование ему в церковной живописи и архитектуре - актуальная проблема для Италии. «Сегодня канон вновь может стать тем объективным законом, который будет удерживать творцов церковного искусства от безудержной фантазии», - отметили они.

Говоря об образе современного храма, выступавшие согласились, что в этом вопросе необходимо идти от смыслов к формам, а не наоборот. «Надо осмыслить, что нам нужно, осознать роль художника, архитектора, общины. Нужно понять храм изнутри, не просто как набор стилистических приемов, а как живой организм, внутри которого происходит общение людей с Богом и друг другом, - подчеркнула искусствовед Ирина Языкова, - надо закончить разговор о том, в каком стиле мы будем строить или писать, а развиваться органически, исходя из духовного опыта и направлений деятельности церковной общины».

Русская Церковь более 70 лет существовала в условиях отсутствия религиозной свободы, и тот архитектурный и иконографический поиск, пусть очень осторожный, который происходит сегодня вполне естественен, - считает директор культурных программ епархии Верона, архитектор Марко Моллон. «Важно не прекращать этот поиск, не уклоняться в маньеризм, символизм и псевдоисторическую стилизацию, а слушать ритм современной духовной жизни, искать новых мастеров, исходить из внутренней церковной необходимости».

Марко Моллон затронул еще одну тему, связанную с существованием храмов в условиях современной городской застройки. «Храмы перестали быть архитектурными доминантами и оказались в плену у современных зданий», - отметил Моллон.

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин согласился, что для России это одна из острых и очень болезненных проблем. За годы советской власти облик исторического центра большинства городов был искажен, и многие храмы «потерялись» в городском пейзаже, новые храмы нередко строятся «точечной застройкой» и далеко не всегда могут стать новыми архитектурными доминантами.

В завершении участники встречи подчеркнули, что дискуссии вокруг современного церковного искусства идут параллельно с обсуждением литургических проблем, которые существуют в Церкви, при том, что одно неотделимо от другого. По мнению выступавших, следующий шаг в развитии темы связан с необходимостью встречи и серьезного разговора мастеров церковного искусства с богословами, литургистами, активными членами приходских общин, священниками-практиками.

В рамках встречи также прошли презентации творческих проектов и иконописных работ авторов из России и Италии. Итальянская делегация посетила также ряд московских храмов, музеев, иконописных мастерских и архитектурных бюро.

 

5 ноября 2013 г. 16:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30