iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Встреча мастеров церковного искусства
5 ноября 2013 г. 16:30
версия для печати версия для печати

Встреча мастеров церковного искусства прошла в Москве

Встреча мастеров церковных искусств из России и Италии прошла 2 ноября в культурном центре «Покровские ворота». Ее участники - архитекторы, иконописцы, витражисты и искусствоведы – представили свои работы и обсудили актуальные проблемы, с которыми они сталкиваются сегодня при работе над новыми храмами. Организатором встречи стали фонд «Христианская Россия» и редакция журнала «Храмоздатель». Состоявшаяся встреча - первая в подобном формате. По итогам разговора собеседники согласились, что подобные мероприятия полезно сделать регулярными.

Одним из главных критериев церковности искусства должна стать личность мастера, его воцерковленность и христианский образ жизни. «Даже скамейка, сделанная христианином для использования в храме может быть предметом церковного искусства, в то время как изображение Богоматери, выполненное человеком, далеким от Церкви, таковым не является», - подчеркнул руководитель витражной мастерской из Палермо Калоджеро Зуппардо. Чтобы создать достойное произведение мастеру нужно помимо прочего по-христиански любить заказчика, а не воспринимать его как источник прибыли, добавил Зуппардо.

Творцы церковного искусства - это миссионеры, - отметила искусствовед, художник Лилия Ратнер. Иконописный образ создается внутренней молитвой мастера-иконописца для общей или индивидуальной молитвы. Человек должен захотеть молиться на икону, которая, в свою очередь, призвана помочь его встрече с Богом. Важно понимать при этом, что духовность не заменяет и не компенсирует непрофессионализм художника. Напротив, профессионализм, подкрепленный христианской ответственностью, выступает залогом настоящего церковного искусства.

Сегодня необходимо восстановить связь между опытом творчества и опытом веры, констатировали участники встречи. «У нас стало модным заказывать проекты храмов мэтрам архитектуры, даже если они вообще неверующие люди. Это неминуемо ведет к упадку церковности, - посетовали представители итальянской стороны, - Церкви следует обратиться к своим внутренним силам и черпать воду из чистого источника».

Затронутая тема повлекла за собой обсуждение проблемы канона в западном церковном искусстве. Участники констатировали, что сегодня в христианской культуре Запада это понятие практически полностью исчезло, в то время как в России канон по-прежнему занимает важное место в церковном искусстве. Сотрудники и учащиеся иконописной школы в Сериате (Северная Италия) отметили, что возрождение канона и следование ему в церковной живописи и архитектуре - актуальная проблема для Италии. «Сегодня канон вновь может стать тем объективным законом, который будет удерживать творцов церковного искусства от безудержной фантазии», - отметили они.

Говоря об образе современного храма, выступавшие согласились, что в этом вопросе необходимо идти от смыслов к формам, а не наоборот. «Надо осмыслить, что нам нужно, осознать роль художника, архитектора, общины. Нужно понять храм изнутри, не просто как набор стилистических приемов, а как живой организм, внутри которого происходит общение людей с Богом и друг другом, - подчеркнула искусствовед Ирина Языкова, - надо закончить разговор о том, в каком стиле мы будем строить или писать, а развиваться органически, исходя из духовного опыта и направлений деятельности церковной общины».

Русская Церковь более 70 лет существовала в условиях отсутствия религиозной свободы, и тот архитектурный и иконографический поиск, пусть очень осторожный, который происходит сегодня вполне естественен, - считает директор культурных программ епархии Верона, архитектор Марко Моллон. «Важно не прекращать этот поиск, не уклоняться в маньеризм, символизм и псевдоисторическую стилизацию, а слушать ритм современной духовной жизни, искать новых мастеров, исходить из внутренней церковной необходимости».

Марко Моллон затронул еще одну тему, связанную с существованием храмов в условиях современной городской застройки. «Храмы перестали быть архитектурными доминантами и оказались в плену у современных зданий», - отметил Моллон.

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин согласился, что для России это одна из острых и очень болезненных проблем. За годы советской власти облик исторического центра большинства городов был искажен, и многие храмы «потерялись» в городском пейзаже, новые храмы нередко строятся «точечной застройкой» и далеко не всегда могут стать новыми архитектурными доминантами.

В завершении участники встречи подчеркнули, что дискуссии вокруг современного церковного искусства идут параллельно с обсуждением литургических проблем, которые существуют в Церкви, при том, что одно неотделимо от другого. По мнению выступавших, следующий шаг в развитии темы связан с необходимостью встречи и серьезного разговора мастеров церковного искусства с богословами, литургистами, активными членами приходских общин, священниками-практиками.

В рамках встречи также прошли презентации творческих проектов и иконописных работ авторов из России и Италии. Итальянская делегация посетила также ряд московских храмов, музеев, иконописных мастерских и архитектурных бюро.

 

5 ноября 2013 г. 16:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
Первый набор студентов Православный Свято-Тихоновский богословский институт, как тогда назывался ПСТГУ, провел осенью 1992 года. И тогда же состоялся первый в истории ПСТБИ торжественный акт — в день избрания святителя Московского Тихона на патриарший престол, 18 ноября, ставший по патриаршему благословению институтским праздником. Первый в Церкви университет — ведущее в России православное высшее учебное заведение открытого типа, ежегодно выдающее государственные дипломы установленного образца по десяткам специальностей, преодолело за этот период колоссальный путь. «Журнал Московской Патриархии» устами ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева вспоминает главные вехи на этой дороге и рассказывает об основных задачах развития вуза. PDF-версия Но сначала мы приглашаем читателей на небольшую экскурсию в университетский городок в столичном районе Марьино. PDF-версия
20 ноября 2017 г. 11:30