выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Встреча мастеров церковного искусства
5 ноября 2013 г. 16:30
версия для печати версия для печати

Встреча мастеров церковного искусства прошла в Москве

Встреча мастеров церковных искусств из России и Италии прошла 2 ноября в культурном центре «Покровские ворота». Ее участники - архитекторы, иконописцы, витражисты и искусствоведы – представили свои работы и обсудили актуальные проблемы, с которыми они сталкиваются сегодня при работе над новыми храмами. Организатором встречи стали фонд «Христианская Россия» и редакция журнала «Храмоздатель». Состоявшаяся встреча - первая в подобном формате. По итогам разговора собеседники согласились, что подобные мероприятия полезно сделать регулярными.

Одним из главных критериев церковности искусства должна стать личность мастера, его воцерковленность и христианский образ жизни. «Даже скамейка, сделанная христианином для использования в храме может быть предметом церковного искусства, в то время как изображение Богоматери, выполненное человеком, далеким от Церкви, таковым не является», - подчеркнул руководитель витражной мастерской из Палермо Калоджеро Зуппардо. Чтобы создать достойное произведение мастеру нужно помимо прочего по-христиански любить заказчика, а не воспринимать его как источник прибыли, добавил Зуппардо.

Творцы церковного искусства - это миссионеры, - отметила искусствовед, художник Лилия Ратнер. Иконописный образ создается внутренней молитвой мастера-иконописца для общей или индивидуальной молитвы. Человек должен захотеть молиться на икону, которая, в свою очередь, призвана помочь его встрече с Богом. Важно понимать при этом, что духовность не заменяет и не компенсирует непрофессионализм художника. Напротив, профессионализм, подкрепленный христианской ответственностью, выступает залогом настоящего церковного искусства.

Сегодня необходимо восстановить связь между опытом творчества и опытом веры, констатировали участники встречи. «У нас стало модным заказывать проекты храмов мэтрам архитектуры, даже если они вообще неверующие люди. Это неминуемо ведет к упадку церковности, - посетовали представители итальянской стороны, - Церкви следует обратиться к своим внутренним силам и черпать воду из чистого источника».

Затронутая тема повлекла за собой обсуждение проблемы канона в западном церковном искусстве. Участники констатировали, что сегодня в христианской культуре Запада это понятие практически полностью исчезло, в то время как в России канон по-прежнему занимает важное место в церковном искусстве. Сотрудники и учащиеся иконописной школы в Сериате (Северная Италия) отметили, что возрождение канона и следование ему в церковной живописи и архитектуре - актуальная проблема для Италии. «Сегодня канон вновь может стать тем объективным законом, который будет удерживать творцов церковного искусства от безудержной фантазии», - отметили они.

Говоря об образе современного храма, выступавшие согласились, что в этом вопросе необходимо идти от смыслов к формам, а не наоборот. «Надо осмыслить, что нам нужно, осознать роль художника, архитектора, общины. Нужно понять храм изнутри, не просто как набор стилистических приемов, а как живой организм, внутри которого происходит общение людей с Богом и друг другом, - подчеркнула искусствовед Ирина Языкова, - надо закончить разговор о том, в каком стиле мы будем строить или писать, а развиваться органически, исходя из духовного опыта и направлений деятельности церковной общины».

Русская Церковь более 70 лет существовала в условиях отсутствия религиозной свободы, и тот архитектурный и иконографический поиск, пусть очень осторожный, который происходит сегодня вполне естественен, - считает директор культурных программ епархии Верона, архитектор Марко Моллон. «Важно не прекращать этот поиск, не уклоняться в маньеризм, символизм и псевдоисторическую стилизацию, а слушать ритм современной духовной жизни, искать новых мастеров, исходить из внутренней церковной необходимости».

Марко Моллон затронул еще одну тему, связанную с существованием храмов в условиях современной городской застройки. «Храмы перестали быть архитектурными доминантами и оказались в плену у современных зданий», - отметил Моллон.

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин согласился, что для России это одна из острых и очень болезненных проблем. За годы советской власти облик исторического центра большинства городов был искажен, и многие храмы «потерялись» в городском пейзаже, новые храмы нередко строятся «точечной застройкой» и далеко не всегда могут стать новыми архитектурными доминантами.

В завершении участники встречи подчеркнули, что дискуссии вокруг современного церковного искусства идут параллельно с обсуждением литургических проблем, которые существуют в Церкви, при том, что одно неотделимо от другого. По мнению выступавших, следующий шаг в развитии темы связан с необходимостью встречи и серьезного разговора мастеров церковного искусства с богословами, литургистами, активными членами приходских общин, священниками-практиками.

В рамках встречи также прошли презентации творческих проектов и иконописных работ авторов из России и Италии. Итальянская делегация посетила также ряд московских храмов, музеев, иконописных мастерских и архитектурных бюро.

 

5 ноября 2013 г. 16:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00