выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Встреча мастеров церковного искусства
5 ноября 2013 г. 16:30
версия для печати версия для печати

Встреча мастеров церковного искусства прошла в Москве

Встреча мастеров церковных искусств из России и Италии прошла 2 ноября в культурном центре «Покровские ворота». Ее участники - архитекторы, иконописцы, витражисты и искусствоведы – представили свои работы и обсудили актуальные проблемы, с которыми они сталкиваются сегодня при работе над новыми храмами. Организатором встречи стали фонд «Христианская Россия» и редакция журнала «Храмоздатель». Состоявшаяся встреча - первая в подобном формате. По итогам разговора собеседники согласились, что подобные мероприятия полезно сделать регулярными.

Одним из главных критериев церковности искусства должна стать личность мастера, его воцерковленность и христианский образ жизни. «Даже скамейка, сделанная христианином для использования в храме может быть предметом церковного искусства, в то время как изображение Богоматери, выполненное человеком, далеким от Церкви, таковым не является», - подчеркнул руководитель витражной мастерской из Палермо Калоджеро Зуппардо. Чтобы создать достойное произведение мастеру нужно помимо прочего по-христиански любить заказчика, а не воспринимать его как источник прибыли, добавил Зуппардо.

Творцы церковного искусства - это миссионеры, - отметила искусствовед, художник Лилия Ратнер. Иконописный образ создается внутренней молитвой мастера-иконописца для общей или индивидуальной молитвы. Человек должен захотеть молиться на икону, которая, в свою очередь, призвана помочь его встрече с Богом. Важно понимать при этом, что духовность не заменяет и не компенсирует непрофессионализм художника. Напротив, профессионализм, подкрепленный христианской ответственностью, выступает залогом настоящего церковного искусства.

Сегодня необходимо восстановить связь между опытом творчества и опытом веры, констатировали участники встречи. «У нас стало модным заказывать проекты храмов мэтрам архитектуры, даже если они вообще неверующие люди. Это неминуемо ведет к упадку церковности, - посетовали представители итальянской стороны, - Церкви следует обратиться к своим внутренним силам и черпать воду из чистого источника».

Затронутая тема повлекла за собой обсуждение проблемы канона в западном церковном искусстве. Участники констатировали, что сегодня в христианской культуре Запада это понятие практически полностью исчезло, в то время как в России канон по-прежнему занимает важное место в церковном искусстве. Сотрудники и учащиеся иконописной школы в Сериате (Северная Италия) отметили, что возрождение канона и следование ему в церковной живописи и архитектуре - актуальная проблема для Италии. «Сегодня канон вновь может стать тем объективным законом, который будет удерживать творцов церковного искусства от безудержной фантазии», - отметили они.

Говоря об образе современного храма, выступавшие согласились, что в этом вопросе необходимо идти от смыслов к формам, а не наоборот. «Надо осмыслить, что нам нужно, осознать роль художника, архитектора, общины. Нужно понять храм изнутри, не просто как набор стилистических приемов, а как живой организм, внутри которого происходит общение людей с Богом и друг другом, - подчеркнула искусствовед Ирина Языкова, - надо закончить разговор о том, в каком стиле мы будем строить или писать, а развиваться органически, исходя из духовного опыта и направлений деятельности церковной общины».

Русская Церковь более 70 лет существовала в условиях отсутствия религиозной свободы, и тот архитектурный и иконографический поиск, пусть очень осторожный, который происходит сегодня вполне естественен, - считает директор культурных программ епархии Верона, архитектор Марко Моллон. «Важно не прекращать этот поиск, не уклоняться в маньеризм, символизм и псевдоисторическую стилизацию, а слушать ритм современной духовной жизни, искать новых мастеров, исходить из внутренней церковной необходимости».

Марко Моллон затронул еще одну тему, связанную с существованием храмов в условиях современной городской застройки. «Храмы перестали быть архитектурными доминантами и оказались в плену у современных зданий», - отметил Моллон.

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин согласился, что для России это одна из острых и очень болезненных проблем. За годы советской власти облик исторического центра большинства городов был искажен, и многие храмы «потерялись» в городском пейзаже, новые храмы нередко строятся «точечной застройкой» и далеко не всегда могут стать новыми архитектурными доминантами.

В завершении участники встречи подчеркнули, что дискуссии вокруг современного церковного искусства идут параллельно с обсуждением литургических проблем, которые существуют в Церкви, при том, что одно неотделимо от другого. По мнению выступавших, следующий шаг в развитии темы связан с необходимостью встречи и серьезного разговора мастеров церковного искусства с богословами, литургистами, активными членами приходских общин, священниками-практиками.

В рамках встречи также прошли презентации творческих проектов и иконописных работ авторов из России и Италии. Итальянская делегация посетила также ряд московских храмов, музеев, иконописных мастерских и архитектурных бюро.

 

5 ноября 2013 г. 16:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00