iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Некрологи
Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх
25 апреля 2012 г.
версия для печати версия для печати

Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх: Учитесь слушать голос своей совести и жить со всеми в мире и любви

Вечером 22 апреля 2012 года на 71 году жизни перестало биться сердце одного из выдающихся служителей Церкви - архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха. За 22 года его архиерейского служения в епархии было восстановлено и построено 134 храма, возрождена монашеская жизнь в четырех монастырях, прославлены двое святых. Гомельская и Мозырьская епархия возросла паствой и духовенством и разделилась на две Гомельскую и Жлобинскую (с кафедрой в Гомеле), Туровскувшись и Мозырскую (с кафедрой в Мозыре).

О том, каким был этот человек, ЦВ рассказал руководитель информационного отдела Гомельской и Жлобинской епархии протоиерей Олег Кострома.

Владыка Аристарх умер во время молитвы. Его нашли стоящим на коленях перед иконами, руки были сложены на груди. Это произошло в его родительском доме, в деревне, куда владыка уехал на несколько дней.

Это был не только архипастырь, но наставник и отец. Он никогда никому не отказывал во внимании, был ко всем чуток и добр. Для каждого находил нужные слова наставления и утешения. Со всей области к нему постоянно приезжали миряне и духовенство, иногда в день ему приходилось принимать до 50 человек. Однако он не уходил из рабочего кабинета, пока не ответит на все вопросы. И многие из тех, кто пришел проститься и проводить его в последний путь в соборе святых апостолов Петра и Павла не могли сдержать слез. Потому что они потеряли архипастыря, духовного отца, и человека, ставшего для них родным и близким.

Главным для архиепископа было – научить священников жить по голосу своей совести. "Отцы, учитесь слушать голос своей совести и учитесь жить со всеми в мире и любви", - постоянно повторял владыка Аристарх.

Это был талантливый руководитель и мудрый человек, умевший донести голос Церкви до светского сообщества и в том числе до светской власти. В епархии проводилось много социальных проектов и мероприятий, на возрождение в народе православной веры владыка не жалел ни сил, ни здоровья. Он возродил Свято-Петро-Павловский кафедральный собор в областном центре (в котором прежде размещался планетарий). Восстановил Успенский собор в Речице. При храме святителя Николая Чудотворца единственном в Гомеле, в котором не прекращались богослужения с момента его освящения святым праведным Иоанном Кронштадтским более 100 лет назад, основал Свято-Никольский мужской монастырь, настоятелем которого являлся. Только в Гомеле ныне действует 18 церквей, а в начале 90-х было всего две. При нем возрождена монашеская жизнь в четырех монастырях. Благодаря владыке Гомельщина обрела на небесах двух покровителей: святого праведного Иоанна Кормянского и преподобную Манефу Гомельскую.

Наиболее острой проблемой современности владыка считал воспитание молодого поколения. "Как оторвать молодежь от экранов телевизоров, мониторов компьютеров, общение с которыми в последнее время заменило для многих в жизни все? Человек утрачивает не только интерес к духовной жизни, но и элементарное стремление к нормальному человеческому общению с себе подобными. Как найти подход к молодежи? Как быть ею услышанными? Эта проблема должна быть заботой не только Церкви. Начинать здесь, конечно, нужно с родителей. "Ведь семья – это начало начал, ядро всякой здоровой государственности", - говорил вдадыка в одном из своих последних интервью.

25 апреля 2012 года по окончании Божественной Литургии митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет совершил чин отпевания архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха в кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла (Гомель). Погребение новопреставленного владыки Аристарха по его завещанию состоится в Свято-Никольском мужском монастыре (Гомель).

Выражая соболезнование в связи с кончиной архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха, Митрополита Минский и Слуцкий Филарет, в частности, подчеркнул:

"Земной путь новопреставленного владыки, вне всякого сомнения, может служить примером для каждого из нас. Святой апостол Павел говорит, что истинный архипастырь должен быть «как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, ... не корыстолюбец, но ... справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, [чтобы] ... наставлять в здравом учении» (Тит 1: 7-9). Воистину, таковым и был в жизни своей новопреставленный владыка Аристарх.

В светлом образе ныне почившего о Бозе владыки мы знали мудрого архипастыря, смиренного монаха и молитвенника, замечательного проповедника, доброго христианина, сочетавшего высоту святительского сана с простотой и доступностью для всех".

 

25 апреля 2012 г.
Ключевые слова: Белоруссия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00