выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Некрологи
Гродненский Богородице-Рождественский монастырь. Фото с сайта drevo-info.ru
18 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Из архива ЖМП, 1947 г.: Погребение настоятельницы Гродненского женского монастыря игумении Серафимы

ЖМП, № 7, 1947

16 июня в Гродно состоялось погребение умершей игумении Гродненского женского монастыря Серафимы, 67 лет от роду.

Почившая, уроженка г. Варшавы, с 1896 г. пребывала в Лесницком монастыре Седлецкой губернии, Красностокском Гродненской епархии, Корецком Волынской епархии и с 1931 г. - в Гродненском, проходя разные послушания, включая игуменства (с 1931 г.). В период первой и второй войн с Германией она самоотверженно работала сестрой милосердия в военных госпиталях, пользуясь великой любовию раненых воинов; а в мирное время неусыпно трудилась, не зная никогда себе покоя, во благо опекаемых ею инокинь и в значительном числе пользовавшихся ее советами и материальной помощью бедных.

Мудрая была игумения, высоко-христианская душа! В Гродненском монастыре по ее настояниям было введено круглосуточное, даже ночью не прерывавшееся моление за нашу Родину и народ. Как глубоко верующая русская она высоко чтила родное Православие, никогда не изменяя ему, хотя в польское время к тому представлялось много соблазнов и понуждений. Вместе с тем она не унижала и инославие — католицизм, «имея мир» христианский со всеми.

Живя с 70-ю, в большинстве со старыми, больными монахинями, в евангельской бедноте, терпя недостатки в пище, одежде, отоплении, она щедро оказывала милостыню нуждающимся: в ее стенах до 30 человек ежедневно получали монастырскую пищу. Из своего небольшого трудового огорода она раздавала овощи детским приютам, больницам. Строго следя за нравственным преуспеянием своих пасомых, игумения Серафима ласково, любовно всех исправляла, привлекая ко Христу: воистину мудрая подражательница покровителя монастырского храма преп. Сергия Радонежского и смиренная дочь смиреннейшего любвеобильного старца Серафима! И «никто от нея не уходил тощ и неуслышан».

Божественную Литургию совершал Преосвященный Варсонофий с сонмом духовенства, любовно и выпукло обрисовавший в своем слове образ почившей. В отпевании приняло участие до 40 человек духовенства епархии. Трогательно и величественно прошла печальная погребальная процессия по людным улицам города с пением «Святый Боже» могучим хором (в 60 человек), соединенным из певчих Соборной и Знаменской церквей и смиренных насельниц монастыря. Все с невольным уважением обнажали головы перед печальной процессией со святынями впереди и гробом почившей, сплошь закрытой венками из живых цветов. Воистину сие было торжество Русского Православия!

На кладбище гроб опустили в могилу с рыданиями монахинь и массы народа, пришедшего отдать «последнее целование» глубокочтимой подвижнице Православия и русской народности.

Вечная память тебе, труженица-инокиня, всю молодость, жизнь свою, «вся красная мира сего» отдавшей на служение Богу, людям и Родине.

Епископ Варсонофий

18 октября 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00