iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Некрологи
Гродненский Богородице-Рождественский монастырь. Фото с сайта drevo-info.ru
18 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Из архива ЖМП, 1947 г.: Погребение настоятельницы Гродненского женского монастыря игумении Серафимы

ЖМП, № 7, 1947

16 июня в Гродно состоялось погребение умершей игумении Гродненского женского монастыря Серафимы, 67 лет от роду.

Почившая, уроженка г. Варшавы, с 1896 г. пребывала в Лесницком монастыре Седлецкой губернии, Красностокском Гродненской епархии, Корецком Волынской епархии и с 1931 г. - в Гродненском, проходя разные послушания, включая игуменства (с 1931 г.). В период первой и второй войн с Германией она самоотверженно работала сестрой милосердия в военных госпиталях, пользуясь великой любовию раненых воинов; а в мирное время неусыпно трудилась, не зная никогда себе покоя, во благо опекаемых ею инокинь и в значительном числе пользовавшихся ее советами и материальной помощью бедных.

Мудрая была игумения, высоко-христианская душа! В Гродненском монастыре по ее настояниям было введено круглосуточное, даже ночью не прерывавшееся моление за нашу Родину и народ. Как глубоко верующая русская она высоко чтила родное Православие, никогда не изменяя ему, хотя в польское время к тому представлялось много соблазнов и понуждений. Вместе с тем она не унижала и инославие — католицизм, «имея мир» христианский со всеми.

Живя с 70-ю, в большинстве со старыми, больными монахинями, в евангельской бедноте, терпя недостатки в пище, одежде, отоплении, она щедро оказывала милостыню нуждающимся: в ее стенах до 30 человек ежедневно получали монастырскую пищу. Из своего небольшого трудового огорода она раздавала овощи детским приютам, больницам. Строго следя за нравственным преуспеянием своих пасомых, игумения Серафима ласково, любовно всех исправляла, привлекая ко Христу: воистину мудрая подражательница покровителя монастырского храма преп. Сергия Радонежского и смиренная дочь смиреннейшего любвеобильного старца Серафима! И «никто от нея не уходил тощ и неуслышан».

Божественную Литургию совершал Преосвященный Варсонофий с сонмом духовенства, любовно и выпукло обрисовавший в своем слове образ почившей. В отпевании приняло участие до 40 человек духовенства епархии. Трогательно и величественно прошла печальная погребальная процессия по людным улицам города с пением «Святый Боже» могучим хором (в 60 человек), соединенным из певчих Соборной и Знаменской церквей и смиренных насельниц монастыря. Все с невольным уважением обнажали головы перед печальной процессией со святынями впереди и гробом почившей, сплошь закрытой венками из живых цветов. Воистину сие было торжество Русского Православия!

На кладбище гроб опустили в могилу с рыданиями монахинь и массы народа, пришедшего отдать «последнее целование» глубокочтимой подвижнице Православия и русской народности.

Вечная память тебе, труженица-инокиня, всю молодость, жизнь свою, «вся красная мира сего» отдавшей на служение Богу, людям и Родине.

Епископ Варсонофий

18 октября 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00