iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Некрологи
Гродненский Богородице-Рождественский монастырь. Фото с сайта drevo-info.ru
18 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Из архива ЖМП, 1947 г.: Погребение настоятельницы Гродненского женского монастыря игумении Серафимы

ЖМП, № 7, 1947

16 июня в Гродно состоялось погребение умершей игумении Гродненского женского монастыря Серафимы, 67 лет от роду.

Почившая, уроженка г. Варшавы, с 1896 г. пребывала в Лесницком монастыре Седлецкой губернии, Красностокском Гродненской епархии, Корецком Волынской епархии и с 1931 г. - в Гродненском, проходя разные послушания, включая игуменства (с 1931 г.). В период первой и второй войн с Германией она самоотверженно работала сестрой милосердия в военных госпиталях, пользуясь великой любовию раненых воинов; а в мирное время неусыпно трудилась, не зная никогда себе покоя, во благо опекаемых ею инокинь и в значительном числе пользовавшихся ее советами и материальной помощью бедных.

Мудрая была игумения, высоко-христианская душа! В Гродненском монастыре по ее настояниям было введено круглосуточное, даже ночью не прерывавшееся моление за нашу Родину и народ. Как глубоко верующая русская она высоко чтила родное Православие, никогда не изменяя ему, хотя в польское время к тому представлялось много соблазнов и понуждений. Вместе с тем она не унижала и инославие — католицизм, «имея мир» христианский со всеми.

Живя с 70-ю, в большинстве со старыми, больными монахинями, в евангельской бедноте, терпя недостатки в пище, одежде, отоплении, она щедро оказывала милостыню нуждающимся: в ее стенах до 30 человек ежедневно получали монастырскую пищу. Из своего небольшого трудового огорода она раздавала овощи детским приютам, больницам. Строго следя за нравственным преуспеянием своих пасомых, игумения Серафима ласково, любовно всех исправляла, привлекая ко Христу: воистину мудрая подражательница покровителя монастырского храма преп. Сергия Радонежского и смиренная дочь смиреннейшего любвеобильного старца Серафима! И «никто от нея не уходил тощ и неуслышан».

Божественную Литургию совершал Преосвященный Варсонофий с сонмом духовенства, любовно и выпукло обрисовавший в своем слове образ почившей. В отпевании приняло участие до 40 человек духовенства епархии. Трогательно и величественно прошла печальная погребальная процессия по людным улицам города с пением «Святый Боже» могучим хором (в 60 человек), соединенным из певчих Соборной и Знаменской церквей и смиренных насельниц монастыря. Все с невольным уважением обнажали головы перед печальной процессией со святынями впереди и гробом почившей, сплошь закрытой венками из живых цветов. Воистину сие было торжество Русского Православия!

На кладбище гроб опустили в могилу с рыданиями монахинь и массы народа, пришедшего отдать «последнее целование» глубокочтимой подвижнице Православия и русской народности.

Вечная память тебе, труженица-инокиня, всю молодость, жизнь свою, «вся красная мира сего» отдавшей на служение Богу, людям и Родине.

Епископ Варсонофий

18 октября 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00