выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Некрологи
Протодиакон Николай Триантафиллидис
ЖМП № 12 декабрь 2015 /  20 ноября 2015 г. 12:34
версия для печати версия для печати

Протодиакон Николай Триантафиллидис

Протодиакон Николай Триантафиллидис (1970–2015)

2 октября в столице Калифорнии, городе Сакраменто, после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей) в Сан-Франциско протодиакон Николай Триантафиллидис (1970–2015).

Он родился 24 октября 1970 года в Сан-Франциско в православной семье. Его отец Георгий Григорьевич происходил из понтийских греков, он прибыл в Калифорнию из Китая (через Бразилию), куда некогда бежала от революции семья его отца. В доме говорили по-русски, царил традиционный русский уклад, Николай с детства ходил в храм, прислуживал в алтаре. Его первым духовным отцом стал магистр богословия кафедральный протоиерей Николай Домбровский. Бабушка и дедушка Николая со стороны матери, Димитрий и Галина Гуменюки, жили весьма скромно, но откладывали деньги на паломнические поездки внуков на Святую землю. Благодаря этому еще мальчиком Николай дважды смог побывать в Иерусалиме, в 1982 и 1983-м годах, вместе с духовным отцом их семьи архимандритом Митрофаном (Мануйловым).

В кафедральном соборе Сан-Франциско в те годы служил легендарный протодиакон Зарубежной Руси отец Николай Поршников, который был рукоположен самим святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем, и был его духовным сыном. Он отличался богатырской силой, мощным голосом, добротой и необыкновенной, благоговейной любовью к богослужению. На приходе его любили, прислужники в алтаре им восхищались. Для юного Николая Триантафиллидиса он стал образцом протодиакона.

В 1989 Николай поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле, в 1990-м был посвящен во чтеца. Два года спустя он переехал в Австралию и женился на Надежде Бойковой. В день праздника Воздвижения Креста того же года архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний (Медведев) рукоположил Николая во диакона в Сан-Францисском соборе. Николай вернулся в Австралию, где работал и одновременно служил в архиерейской Крестовой церкви в Кройдоне.

Отец Николай был организатором первых певческих съездов Австралийской епархии — в 1995 и 1997-х годах. В этой стране он занимался вокалом у ведущего тенора Сиднейской оперы, солиста Архиерейского хора собора в Сиднее Сергея Федоровича Байгильдина. Вскоре перешел на новую ступень диаконского служения — в Петропавловский кафедральный собор в Стратфильде.
В 2003-м отец Николай стал протодиаконом. Его талант и усердный труд были оценены и на мирской работе — отец Николай профессионально занимался информационными технологиями, несмотря на то что не имел высшего образования в этой области. В 2004 году крупная американская компания пригласила его на работу в Сан-Франциско, и он вместе с женой Надеждой и тремя детьми — Анастасией, Антонием и Терентием — перебрались на постоянное жительство в Калифорнию.

С этого времени отец Николай Триантафиллидис служил в кафедральном соборе в честь Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», а также участвовал в Архиерейском хоре кафедрального собора и Свято-Иоанновском мужском хоре, с которыми концертировал и записывал диски. Он сразу же всем сердцем включился в начавшийся тогда процесс восстановления русского церковного единства. Ему принадлежит издание художественного последования чина открытия IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей — того Собора, на котором было принято историческое решение о преодолении 90-летнего разделения в Русской Церкви.

В мае 2007 года протодиакон Николай в составе большой делегации клириков и мирян Восточно-Американской епархии РПЦЗ отправился в Москву для участия в церемонии подписания Акта о каноническом общении и в первом совместном богослужении представителей двух частей Русской Церкви. Ему на всю жизнь запомнилась та Литургия в день Вознесения Господня в московском храме Христа Спасителя, где он впервые на Русской земле служил и встретился со Святейшим Патриархом Алексием II.

После возвращения в Калифорнию на стенах его дома появились многочисленные фотографии со Святейшим Патриархом Алексием II, с протодиаконами, которых он встретил в России, на фоне русских храмов. Московские впечатления и встречи несказанно его воодушевили, с тех пор отец Николай еще в большей мере жил и дышал Россией и ее Церковью.

В 2010 году за усердное и благоговейное служение Архиерейский Синод награждает протодиакона Николая правом ношения камилавки. В следующем году настоятель собора назначает отца Николая и его супругу заведующими церковной лавкой. Благодаря новым знакомствам отца диакона в России в лавке сразу же появилось множество икон и книг, а доходы выросли в два, а затем и три раза. Кроме того, отец Николай разработал первый сайт кафедрального собора, который позволял прихожанам не только узнавать приходские новости и расписание богослужений, но и подавать записки на молебен у мощей владыки Иоанна и заказывать онлайн освященное на мощах масло.

Отец Николай был образцовым мужем и отцом. Семья приходила в храм в полном составе; дочь Анастасия вспоминает, что пропустить субботнюю или праздничную всенощную детям казалось немыслимым. Обычно она вместе с мамой пела на клиросе, а ее братья были с отцом в алтаре. Отец приучил их приходить на службу заблаговременно — он всегда говорил детям: «Не Боженька должен нас встречать, а мы Его!»

Особое место в служении протодиакона Николая Триантафиллидиса занимала служба в Неделю Православия — в особенности потому, что эта была любимая служба его предшественника и наставника протодиакона Николая Поршникова. Николай-младший часто слушал записи Николая-старшего и старался совершать этот чин столь же ответственно и проникновенно.

В мае прошлого года у отца Николая обнаружили неизлечимый рак. Тогда врачи предупредили его, что жить ему оставалось не более года. С этого момента протодиакон Николай начал готовиться к уходу из этой жизни. Он приобрел для себя, жены и родителей места на кладбище, сам разработал дизайн семейного памятника и заказал его. Летом они с младшим сыном впервые посетили Святую гору Афон, чтобы помолиться у Иверской и Всецарицы, а затем отправились всей семьей в Санкт-Петербург к блаженной Ксении и в Москву к блаженной Матроне. Во время этой поездки он служил почти ежедневно. На Афоне он встретил настоятеля храма Русской Церкви в Венеции протоиерея Алексия Ястребова, который запомнил, что лицо отца Николая было торжественным и светлым.

По возвращении в Калифорнию протодиакон не упускал ни одной возможности послужить в кафедральном соборе Сан-Франциско, хотя путь туда занимал два часа, а самочувствие его ухудшалось. О его здравии и избавлении от тяжелого недуга молились тысячи людей в Америке, Австралии, России и Греции, но болезнь брала свое. Отец Николай не сопротивлялся воле Божией, не роптал, не жаловался и не задавал вопроса, почему. Наоборот, окружающие черпали у него силу и веру.

В сентябре этого года отец Николай решил сделать основательный ремонт церковного магазина. Он разработал проект, заказал всё необходимое и не только лично руководил работами, но и сам активно в них участвовал. Затем он второй раз отправился в паломничество в Грецию и на Афон. После возвращения домой его здоровье резко ухудшилось. В эти дни он как-то поделился со мной, что тяжелее всего для него невозможность служить и предстоящая разлука с семьей, а в остальном он готов к переходу в другую жизнь и смерти не боится, а ждет. Вскоре он попал в больницу.

2 октября в окружении жены, детей, родителей, брата и сестер с их семьями он приобщился Христовых таин — причастил его настоятель Вознесенского храма в Сакраменто протоиерей Павел Волменский. А через несколько минут отец Николай предал свою душу Господу. Ему было 44 года.

Отпевание новопреставленного протодиакона Николая Триантафиллидиса было совершено архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом, епископом Сиэтлийским Феодосием с сонмом духовенства при огромном стечении людей. Похоронили отца Николая на Сербском кладбище Сан-Франциско, недалеко от могилы его наставника протодиакона Николая Поршникова. За пару дней до смерти ему сообщили, что памятник по его проекту готов и установлен на кладбище. Сегодня, в сороковой день его кончины, этот памятник был освящен. Панихиду над могилой служили клирики из Америки, Москвы, Австралии и Мексики. Вечная память доброму, благоговейному и кроткому служителю Церкви Христовой протодиакону Николаю Триантафиллидису.
 

20 ноября 2015 г. 12:34
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00