выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Репортажи
Рождество Богородицы. Реставрация 2011-2012г.г. (реставратор Прохор Прохоров)
5 августа 2013 г. 09:40
версия для печати версия для печати

Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками

Сотрудничество Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с Московским государственным объединенным музеем-заповедником приносит деятельные плоды.

В Царицыных хоромах Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) впервые демонстрирует две только что отреставрированные праздничные иконы, посвященные Пречистой Деве Марии: Рождества Богородицы и Введения Ее во Храм. Выставочный проект интересен сам по себе, но куда примечательнее сопутствовавшие реставрации обстоятельства. В 2011 — 2012 учебном году этим иконам суждено было стать дипломными проектами студентов факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ).

«Доброму сотрудничеству нашего музея с кафедрой реставрации ПСТГУ несколько лет, - рассказывает хранитель коллекции древнерусской живописи, заведующая сектором изобразительного искусства и книги МГОМЗ Мария Послыхалина. - Число отреставрированных студентами икон растет с каждым годом. Весной и осенью, а также в течение отопительного сезона иконы реагируют изменением сохранности на часты перемены погоды, температуры и влажности. Молодые специалисты во время обучения проходят обязательную практику по консервации произведений искусства: напитывают специальным рыбьим клеем красочный слой, наносят профилактические защитные заклейки для стабилизации состояния и этим оказывают неоценимую помощь. Мы очень довольны результатами: студенты работают быстро, качественно и, главное, под присмотром настоящих профессионалов экстра-класса».

Вполне естественно, что предметы музейного хранения из фондов МГОМЗ выступают и в роли дипломных проектов — на финальной стадии обучения в вузе, когда старшекурсник превращается в без пяти минут молодого специалиста. Восстановленные в позапрошлом учебном году студентами ПСТГУ иконы, посвященные богородичным праздникам, именно из этого разряда. Обе они попали в Коломенское из столичного храма Святителя Николая-на-Щепах (территория бывшего Государева Дровяного Двора по современному 1-му Смоленскому переулку). Случилось это в период массового закрытия храмов в 1930-е годы, и с тех пор иконы находились в фондах.

«Сравнительно неплохой их сохранности способствовало покрытие в начале XIX века так называемым лепным левкасом — мягким составом на основе мела, наносимым на всю лицевую сторону иконы за исключением ликов, - рассказывает Послыхалина. - Золоченый левкас, имитирующий драгоценный оклад, скрыл практически всю поверхность и тем самым защитил ее от внешнего воздействия». Впрочем, самому экс-дипломнику — ныне художнику-реставратору отдела реставрации древнерусской живописи Государственной Третьяковской Галереи Прохору Прохорову — икона сначала показалась буквально черной. «Она висела на северной стене храма Николы-на-Щепах — самой холодной и самой мокрой, основательно отсырела, - говорит Прохоров. - На восстановление ее ушел целый год. Занимался этим ежедневно, с утра до вечера. Теперь понимаю: это очень короткий срок. Но получилось так, что мне в нашей группе досталась самая большая икона, отступать было некуда. Как выяснилось уже в ходе реставрации, икона уникальная: ее центральная и обе боковые части созданы в разное время. Если приглядеться можно убедиться: левая и правая доли даже выполнены в немного иной манере».

Имен иконописцев история до нас не донесла. По мнению искусствоведов, художественные и технологические особенности письма позволяют определить время создания — последняя треть XVII века — и авторство царских мастеров Оружейной палаты. Об этом свидетельствуют прежде всего мастерство иконописцев, высокое качество красителей и материалов, а также заимствованные из западноевропейских гравюр особенности (четко выписанные детали интерьера и колонн, реалистичная манера изображения оконных решеток и деталей быта, прорисованная кровля вместо символически наброшенного поверх опор плата) — в то время известные и доступные для изучения только царским мастерам. Не так, как в средневековой русской живописи, изображены тканевые складки. «Наконец, два важнейших момента: характерное для Запада построение пространства при помощи прямой, а не традиционной для византийской иконописи обратной перспективы, и живоподобная манера личного письма, - добавляет Мария Владимировна. - Кроме того, в иконе, наряду с темперными красками, использованы цветные прозрачные лаки-баканы, придающие изображению особенную праздничность. С ним наших предков познакомили итальянцы, и пользовались им лишь царские иконописцы».

Вторую икону мини-выставки — Введение во Храм Пресвятой Богородицы — отреставрировала однокурсница Прохора Прохорова Ангелина Бирева.

Выставка открыта до 2 февраля 2014г.

5 августа 2013 г. 09:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи