выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Репортажи
24 января 2012 г. 00:50
версия для печати версия для печати

Несколько слов о необходимости единения российского народа на основе сохранения культурно-нравственных ценностей

На открытие юбилейных XX Рожественских чтений выступающие много говорили о формировании ценностных ориентаций молодежи. Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Максим Дулинов, в частности, сказал: «задача воспитания самостоятельного ответственного творческого человека, социальной поддержки развития духовно-нравственной личности гражданина РФ, становится сегодня важнейшим государственным и общественным приоритетом, от ее решения непосредственно зависит социально-экономическое развитие нашей страны. Не раскрыв духовный мир человека, мы не изменим ни общество, ни государство,  не улучшим состояние экономики.  Современная экономика – это, прежде всего, люди, их образование, профессионализм, трудолюбие, ответственность, материальные и интеллектуальные возможности, духовные ценности и социальные приоритеты. Ее основная движущая сила – это человеческий капитал, готовность человека инвестировать свои знания, опыт, силы и время в реальное дело, значимое для него самого, его  семьи, общества и народа».  По словам  заместителя Министерства культуры РФ Александра Голутвы, «этот потенциал еще далеко не исчерпан».

Действительно, наше общество сегодня окончательно осознало важность сохранения и развития традиций духовного гуманизма и патриотизма и необходимость объединения российского общества  на основе  культурных и нравственных ценностей.  Но констатация того, что  просвещение и нравственность суть залога тех или иных институтов, это лишь начало большого пути. Формирование системы ценностных идеалов, воспитание детей, подростков и молодежи как наиболее уязвимых  пластов общества – вот задача, которую ставят перед собой государство, общество и Церковь.

Достоевский  как-то сказал: «берите и давайте лишь то, что производит прекрасное впечатление и родит высокие мысли», а что имеем мы?

Телевидение, столь любимое подростками, давно перестало выполнять пропаганду достижения культуры,  количество часов, отводимых на изучение литературы в старших классах средней школы, уменьшилось почти вдвое, а, по словам Александра Голутвы, доля российских детских фильмов по валовым сборам и по количеству релизов составила в прошлом году 8 процентов, остальные 82 – зарубежные ленты. В кинопрокатах на 3 отечественных фильма приходится  33 иностранных. Согласитесь, в таких условиях говорить с  молодежью о важности сохранения национальных традиций довольно трудно.

Современное школьное гуманитарное образование должно воссоздавать  российскую культуру, единство и взаимное влияние всех ее компонентов – науки, искусства, религии и социальной жизни людей. Только таким способом мы сможем сохранить ее в неискаженном виде и  передать молодому поколению.

Сегодня государство активно направляют все усилия на поддержку русского языка, повышение качества подготовки учителей, что, несомненно, поможет выработать новую стратегию формирования системы идеалов и духовных ценностей при опоре на национальные традиции,  усиливая не цензуру, а нравственные основы.  И в этом благом, вне сомнения, деле, государству действительно необходима помощь Церкви. Ведь, как сказал Витте, министр финансов России с 1892 по 1909 гг: «Никакое государство не может жить без высших духовных идеалов. А идеалы эти могут держать массы лишь тогда, когда они просты, высоки, если они способны охватить души людей, — одним словом, если они божественны».

Пожалуй, самыми заметными социально-значимыми формами взаимодействия Церкви и государства последних лет стали работа по включению в школьную программу нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» и обсуждение проекта нового Федерального Закона об образовании в РФ. По инициативе Святейшего Патриарха, Президентом РФ было принято решение о  введение в школах комплексного учебного курса, состоящего из 6 учебных модулей, апробация которого продолжалась два года. В программе приняло участие более полумиллиона школьников, которые, как и их родители, отметили, что  новый предмет оказался чрезвычайно полезен детям, понятен учителям и родителям, вне зависимости от их религиозных убеждений. Дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, человеческой жизни и социальных отношениях.  С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозной культуры и светской этики» будет введен во всех общеобразовательных школах РФ. Он будет изучаться в течение всего 4 класса и первой четверти 5 класса из расчета 1 час в неделю. Дулинов отметил, что «изучение основ православной культуры, как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры, имеет большое значение для сохранения исторической памяти, укрепления исторического сознания российского народа и духовной социальной консолидации». 

Говоря о других формах совместной социально-педагогической деятельности школы и церковно-приходских учреждений, Дулинов  также отметил социальные служения, помощь сиротам, детям с особыми потребностями, пожилым людям, организацию и проведение религиозных, государственных,  народных праздников, экскурсионно-паломническую, туристическую деятельность, проведение творческих конкурсов, православных лагерей.  

Молодое поколение воспитывают не слова, а конкретные дела. Живое участие в настоящем социально-значимом деле, если оно совершается вместе с взрослым человеком, посвятившим свою жизнь служению государственным идеалам, непременно даст добрые плоды. 

 

 

24 января 2012 г. 00:50
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00