РАБОТА ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ПРОДЛЕНА НА ДВЕ НЕДЕЛИ
По традиции в начале ноября столичный Манеж становится главной выставочной площадкой Церкви. Имеющая за плечами уже 11-летнюю историю выставка-форум «Православная Русь» не боится расти, видоизменяться и эволюционировать. Перейдя несколько лет назад от «главной выставки епархиальных достижений» к тематическим экспозициям, на этот раз она предстала в виде насыщенного культурно-исторического «марафона».
Когда в начале «романовского» года наша редакция проводила среди специалистов-историков опрос об идеальном, на их взгляд, способе празднования юбилея государственными инстанциями, ответы в основном группировались вокруг культурно-просветительских проектов, которые бы раскрывали роль династии в отечественной истории. «Православная Русь — 2013» проводится не государственными, а церковными и общественными структурами (хотя и при участии федерального министерства культуры и столичного правительства), и как раз в этом смысле попадает в яблочко. Дистанцируясь от традиционных музейных экспозиций, выставка с программным подзаголовком «Романовы. Моя история» умещает на четырех тысячах квадратных метров 305 лет «биографии» страны и государства. Нет, даже больше: первый из двадцати одного зала внутренней застройки рассказывает о Смуте, а последний — о послереволюционным советской и постсоветской эпохах.
Из девятнадцати остальных залов тринадцать посвящены персонально самодержцам (в некоторых «поселены по два-три государя), шесть - «отраслевым» российским достижениям за время романовского правления. Демонстрируемые здесь фильмы, пожалуй, слегка выбиваются из общей экспозиционной канвы. Возможно, в качестве программ на образовательном телеканале или на зарубежном форуме соотечественников в качестве информационного фона их бы приняли «на ура». Здесь же, в полутемных мини-кинозалах посетители, создается впечатление, просто отдыхают в мягких креслах. К содержанию программ тоже, скажем осторожно, могут возникнуть вопросы. Конечно, никто не отрицает первостепенного внимания, уделявшегося при Николае II развитию авиации и самолетостроения. Но утверждать, что тогда были заложены основы королевско-гагаринского триумфа — все же, наверное, перебор.
Иное дело собственно содержательная компонента экспозиции. Неверно говорить, будто здесь совсем нет мемориальных экспонатов. Есть, и еще какие — требующие постоянного визуального контакта сразу двумя сотрудниками охраны! Это личные предметы и документы первого и последнего российских самодержцев из романовского рода: жезл Михаила Федоровича и Утвержденная грамота об избрании того на царство (из фондов Оружейной палаты и Российской государственной библиотеки соответственно), а также представленные Государственной архивом РФ оригинал дневника Николая II за 1917-1918 г.г., копии его Акта отречения от престола и Акта отречения Великого князя Михаила Александровича от прав на престол. Ну и, конечно, нельзя не сказать о принесенной на выставку величайшей святыне — покровительнице рода Романовых Феодоровской иконе Божией Матери, которой благословлялись на царство все представители династии.
Но основное пространство занято все же современными информационными носителями. Причем помимо огромных напечатанных на специальной пленке щитов-баннеров, рассказывающих об отдельных моментах царствования того или иного представителя венценосного рода, информация подается при помощи почти четырех сотен мультимедийных устройств. На плазменных панелях демонстрируются ролики о царях и императорах, на планшетных компьютерах можно поиграть в исторические викторины, у интерактивных экранов все поколения «от пионеров до пенсионеров» разыскивают интересующие их сведения. Закачанные статьи, кстати, могут претендовать на энциклопедическую полноту (вот бы издать их после выставки отдельно — пусть и на отдельном DVD-носителе!), а кое-где не лишены и легкого флера сенсационности. Автор этих строк, к примеру, выбрав наугад связанный с железнодорожной катастрофой поезда Александра III в Борках эпизод, с немалым удивлением открыл для себя, что официальным следствием, оказывается, был установлен факт покушения на императора (то есть фактически в царском составе имел место теракт, а отнюдь не традиционное российское разгильдяйство, как до сих пор думают многие).
Что показала «Православная Русь — 2013»? В первую очередь — неослабевающий интерес в народе к истории. Казалось бы, цифровой формат экспозиции ориентирован в первую очередь на молодежь, но в залах даже в будний день яблоку негде упасть. Причем среди аудитории, повторюсь, буквально все возраста. Организаторы (возможно, несколько самонадеянно) декларировали свободный вход на выставку. Но на деле «свободный» означает «бесплатный», а в длиннющем «хвосте» у противоположного конца Манежной площади приходится изрядно подождать, прежде чем охрана пропустит за оцепление. Кстати, повторяющаяся из года в год не очень удобная организация подхода к Манежу вызывает справедливые нарекания, и неплохо бы наконец-то обратить на это внимание.
Второй результат — верно угаданный акцент в цифровом изложении вех царствования того или иного Романова. На фоне редкого по красоте соседнего выставочного проекта, представившего в Кремле свыше четырех сотен связанных с коронационными торжествами и венчаниями на царство царей и императоров, любой предметный ряд смотрелся бы в Манеже блекло. А тут — полный восторг школьников, вереницы автобусов со всего города, бесплатные экскурсии для организованных групп (если с классом не приехал собственный учитель истории, в качестве гида вам предложат студента семинарии). «На уроке история... сухая, в буквах и в датах. А тут она... живая!» - выпалила корреспонденту «Церковного Вестника» семиклассница 17-я московской школы Надежда Анциферова. И это несмотря на жесткое, почти научное структурирование сведений: по каждому самодержцу предлагается краткая хроника его деяний, цитаты и нем современников, важнейшие государственные дела и «премьеры» бытовой жизни России, статистика по площади и населению страны на начало и конец правления.
Наконец, третий вывод: недели для подобных мероприятий даже в таком зале, как Манеж, мало. Кстати, работа нынешней выставки-форума официально продлена на две недели — до 19 ноября. Думаю, этот момент тоже обязательно стоит учитывать при организации следующих выставок. Безотносительно от того, какой теме они будут посвящаться и унаследуют ли от нынешней ее мультимедийный формат.