ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА В МОСКОВСКОМ МУЗЕЕ ИМ. АНДРЕЯ РУБЛЕВА СВЯЗЫВАЕТ НАСЛЕДИЕ ДВУХ ВЕЛИЧАЙШИХ УГОДНИКОВ БОЖИИХ
Эстафету юбилейных выставок, посвященных 700-летию Преподобного Сергия Радонежского (см. нашу публикацию в № 6 ЖМП), подхватил Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Здесь решили не ограничиваться рамками богатейших фондов, связанных с именем «игумена Земли Русской», а попытались связать их с наследием другого великого святого нашей Церкви – Преподобного Серафима Саровского. Выставка «От Преподобного Сергия Радонежского до Преподобного Серафима Саровского» – отнюдь не новое слово в современном экспозиционном деле. Но на любопытные параллели вдумчивого посетителя она обязательно наведет.
От инкунабул до открытий последних лет
Самое первое ощущение - эклектичность как всей экспозиции, так и отдельных экспонатов. Но это, пожалуй, оттого, что устроители собрали в компактном музейном зале несколько десятков икон знаменитых «собеседников» Преподобного Сергия – его пострижеников, учеников и последователей, основавших множество обителей в московских, вологодских, поволжских и северных землях. Меж тем, в этом большом разделе присутствует безусловный «лидер». Это только-только покинувший реставрационные мастерские образ Ветхозаветной Троицы с несколькими подробно проработанными сюжетами, тематически связанными с истреблением Содома и Гоморры (Авраам поклоняется Троице, Авраам омывает ноги Ангелам, Авраам умоляет Ангелов пощадить праведников в Содоме, Авраам закалывает тельца, Сарра месит тесто, жертвоприношение Адама, Ангелы выводят Лота и его семейство из Содома, гибель Содома и превращение Лотовой жены в соляной столб). Он был написан в конце XVIII века в Поволжье.
Основную же часть экспозиции несомненно украсили несколько библиографических памятников, представленных главной библиотекой страны. В первую очередь, это четверка раритетов – три рукописных и один старопечатный: список болгарского извода Слов постнических Василия Великого (последняя четверть XIVв.) с запечатлевшей автора в образе монаха-писца миниатюрой; составленный рукой Пахомия Логофета «Апостол» с толкованиями, с Житием и службой Преподобному Сергию Радонежскому (1440-е годы); выдающийся образец древнерусской каллиграфии «Буслаевская» Псалтирь с восследованием (поступила вкладом в Троице-Сергиев монастырь, вероятно, вскоре после завершения в конце XVв.); напечатанный в 1646 г. в Москве экземпляр первого издания Жития Преподобного Сергия в редакции троицкого келаря Симона (Азарьина) (позднее украшенный живописными миниатюрами).
Непростительной ошибкой будет пройти мимо витрины с научным открытием последних лет – меднолитыми крестами-энколпионами первой половины XVI в. «По форме они напоминают золотой наперсный крест, по преданию, присланный основателю Троицкой обители константинопольским Патриархом Филофеем вместе с грамотой-благословением на устройство монашеского общежития, - говорит куратор выставки кандидат искусствоведения Яна Зеленина. – На оборотной створке этих крестов – неизменно три рельефных изображения. В центре – ростовое, Преподобного Сергия, ориентированное на образ святого с шитого покрова начала 1420-х годов. А по бокам – поясные, святителя Николая и архидиакона Стефана. Такой выбор для нас пока еще не понятен. Возможно, где-то вместе хранились мощи этих святых».
Житийная иконография: правила и исключения
Но главное на выставке, конечно – ряд икон, посвященных Преподобному Сергию (как классических, так и не совсем). Прежде всего, это еще один образ Преподобного в полный рост из дмитровского Успенского собора, созданный в начале XVII в. иконописцами Клементьевской слободы, приписанной к Троице-Сергиеву монастырю (ныне находится в фондах Музея им. Андрея Рублева). «И постановка фигуры, и изобразительные черты лика святого – к примеру, характерная прическа с шапкой волос на прямой пробор – все говорит о заимствованиях из того самого первого изображения святого на шитом покрове начала 1420-х годов», - говорит Яна Зеленина.
Кроме того, в этой части выставки – три житийные иконы, у которых стоит задержаться подольше. Одна из них завсегдатаям музея, возможно, хорошо известна, так как находится в постоянной экспозиции. Это созданный около 1510 г. сыном знаменитого Дионисия Феодосием образ с 17 клеймами, происходящий из упомянутого Успенского собора. Еще два памятника демонстрируются широкой публике впервые. Оба помогают по-новому взглянуть на житийную иконографию Преподобного, не повторяя в точности ни один из известных циклов в подборе и композиции сюжетов. «Посмотрите на эту замечательную икону первой половины XVII столетия с 20 житийными клеймами из частного собрания московского коллекционера Валерия Алексеева-Набокова. - замечает соавтор выставки Лариса Алехина. – Чуду воскрешения младенца здесь посвящен целый рассказ, уместившийся на двух клеймах. Но эпизодов на них запечатлено еще больше – из-за того, что на каждой миниатюре сюжет дается в развитии. Вот мертвого младенца приносят и кладут на скамью, а Преподобный тут же молится о нем – сначала стоя, а затем коленопреклоненно. В следующем клейме Сергий возвращает воскресшего младенца счастливому отцу и здесь же – благословляет уходящих визитеров. В другой житийной иконе с образом коронования Божией Матери и дюжиной клейм, происходящей из Спасо-Прилуцкого монастыря, соответствующий отрывок из жития показан гораздо лаконичнее. Специально к нашей выставке она была отреставрирована Вологодским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Зато сюжет о явлении Богоматери предваряется отдельным клеймом-«вступлением», где Преподобный возвещает о скором чудесном посещении своего келейника Михея. Такое встречается не так уж часто».
Конечно же, представлены и иконы, непосредственно рассказывающие о посещении Девой Марией троицкого игумена. Этот – исторически исключительно местный – извод иконографии Преподобного с середины XV столетия существовал в двух вариантах. В первом из них, свидетелем чуда в полном соответствии с Житием выступает Преподобный Михей. Во втором, скорее символическом, вместе со своим наставником Пречистой предстоит Преподобный Никон – преемник основателя обители. Первый вариант на выставке прекрасно иллюстрирует написанная в конце XIXв. в сергиевопосадской мастерской Малышевых икона из ризницы столичного Свято-Данилова монастыря. Второй – происходящая с русского Севера икона последней четверти XVIIв., на которой изображены оба Сергиевых ученика. Ее для экспозиции любезно предоставил Дом иконы и живописи им. С.П. Рябушинского.
Святой без нимба
Пожалуй, главная мистически-духовная связь между двумя величайшими угодниками Божиими Земли Русской – в том, что они оба удостоились посещений Царицы Небесной. Поэтому столь обширная выставка не смогла обойтись и без иконы «Явление Богоматери преподобному Серафиму Саровскому». Она запечатлела двенадцатое явление Пречистой (вместе с Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом, тремя ангелами Божиими и двенадцатью святыми девами) подвижнику в праздник Благовещения 1831 года. Любопытная деталь – Преподобный здесь без нимба, а в подписи именуется старцем (за его спиной – упавшая ниц «старица» монахиня Евпраксия). Впрочем, при внимательном анализе становится ясно: ничего удивительного в этом нет. Ведь икона написана сестрами дивеевских мастерских в конце XIX столетия – еще до канонизации «Печальника Земли Русской». Тех же времен и выставленное рядом поясное изображение Преподобного, написанное маслом по холсту. Это еще не икона, но уже и не широко известный прижизненный портрет кисти Серебрякова.
«Царской семье о святом старце стало известно уже в середине позапрошлого века, - напоминает Зеленина. – Мы представляем здесь довольно редкий экземпляр составленного в 1849 году бывшим послушником Саровской пустыни иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым) «Сказаний о подвигах и событиях жизни старца Серафима» из личной библиотеки императрицы Александры Федоровны (ныне в фондах Российской государственной библиотеки). Рядом – еще одна только что отреставрированная икона Ветхозаветной Троицы из собрания нашего музея. На первый взгляд ничего общего с Преподобным Серафимом у нее нет. Но взгляните на этикетку: ее создали в 1741 году в Москве как храмовый образ для Нижне-Троицкой церкви в Курске «тщанием Семена Иванова сына Лоскутова купца...» Через 13 лет в этом городе в другой купеческой семье родился Прохор Мошнин. Скорее всего, мальчик много раз проходил мимо храма с этой иконой и, возможно, молился перед ней...»
К тому моменту почитание Преподобного Сергия уже стало подлинно всероссийским. Замечательным образом это иллюстрирует еще одна необычная икона третьей четверти XVIII в. В ее среднике изображен скопированный с известной гравюры художника Ивана Зубова вид монастыря, над которым в небесах молятся радонежские чудотворцы, а в боковых клеймах даны 16 праздников. Как считают специалисты, написали образ, скорее всего, по случаю присвоения монастырю лаврского статуса в 1744 году. Заканчивается же экспозиция ростовой иконой Преподобного Сергия второй четверти XIX века – тоже не совсем привычной. Она воспроизводит чтимый образ святого, написанный на верхней доске его гроба при установке новой раки в 1585 году. Как следует из пространной надписи, в Сергиевом Посаде эта икона почиталась чудотворной, ведь она спасла Московскую губернию в 1848 году от эпидемии холеры. По местному обычаю, в течение года она последовательно приносилась из больничной церкви великомучениц Варвары и Анастасии в дома благочестивых горожанок.
Выставка открыта до 9 октября. Адрес: Москва, Андроньевская пл., 10