выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00
Репортажи
Святыня доступна для молитвенного поклонения в Успенском храме
ЖМП № 10 октябрь 2014 /  14 декабря 2015 г. 10:25
версия для печати версия для печати

Чудо на Оке

ДВА ГОДА НАЗАД В ТУЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ НА РЕЧНОМ БЕРЕГУ ЯВИЛАСЬ ДЕРЕВЯННАЯ ФИГУРА СПАСИТЕЛЯ

Случившееся позапрошлой осенью в Белевской епархии (Тульская митрополия) обретение резной скульптуры «Спас во гробе» до сих пор занимает умы жителей райцентра Алексина. Невыясненными остаются и предыстория этой святыни, и хотя бы примерный ее возраст, и имя мастера-резчика. Пока искусствоведы спорят о возможном ее происхождении, местные православные убеждены: Господь таким чудесным образом благословил общину Успенского соборного храма на дальнейшие труды по возрождению церквей в древнем русском городе.

Находка в кустах

Правый окский берег от Алексина практически до самого села Бехова, где располагается музей-усадьба знаменитого художника Василия Поленова, летом превращается в непрерывное место отдыха. В советское время здесь возникла целая вереница пионерлагерей, домов отдыха, пансионатов и турбаз. Почти все они сейчас заброшены и полуразграблены, а обустроенных пляжей осталось мало. В основном пойму занимают опытные рыбаки да «дикари»-алексинцы, которые облюбовали это место. Для обозначения отрезка бечевника (узкой прибрежной полосы вдоль уреза воды), который надо вовремя занять для своей сложившейся компании, у местных издавна в ходу особый термин — стоянка. На нее часто заезжают в мае и освобождают только после осеннего половодья, когда сезон летней рыбалки заканчивается.

В основном стоянки, обустроенные при помощи подручных средств, заполняются отдыхающими в выходные дни. В будни здесь люди тоже есть, но больше энтузиасты — рыбаки, отпускники, пенсионеры. Вот и ранним субботним утром 12 октября прошлого года на своей стоянке между деревнями Егнышевкой и Ламоново в 18 км от Алексина Сергей Капранов в одиночку неторопливо готовил снасти к рыбной ловле, как вдруг почувствовал: из прибрежных кустов на него кто-то смотрит. Сергей неторопливо обернулся и увидел в черневших зарослях невысокую, слегка наклоненную фигуру — будто бы подросток что-то рассматривает в земле.

Слегка оробев, Сергей подошел к притопленным кустам. Обнаруженное там неописуемо его удивило: перед ним находилось объемное ростовое изображение Спасителя — деревянная скульптура высотой чуть больше метра.

«Сергей испугался и позвонил мне, — вспоминает товарищ Капранова сварщик Алексей Илюшин. — Мол, тут, Леша, такое дело: Иисус стоит в кустах... Я сначала подумал, что друг не в себе. Сразу приехал и тоже остолбенел: что же нам теперь с этой скульптурой делать? Сначала хотели установить на столбе на нашей стоянке. Потом подумали, что могут украсть или разбить, и решили припрятать. Знакомые убедили показать священнику...»

Объемный аналог Плащаницы

«Прежде всего я подумал, что речь идет о распятии, — признается настоятель алексинского Успенского соборного храма протоиерей Геннадий Степанов. — Потом, поскольку рыбаки упорно твердили о ростовой фигуре, решил, что это сюжет "Спаситель в темнице". Очень беспокоился, довезут ли в целости и сохранности. А когда увидел, очень обрадовался, и стало ясно: это редчайшее для православных храмов центральной России изображение "Спас во гробе". Можно сказать: аналог Плащаницы. Только Плащаница — икона плоская, а тут мы имеем дело с объемной».

Действительно, на ногах и руках Христа видны потускневшие от времени изображения ран (вероятнее всего, они обозначены краской). Кстати, часть ступней фигуры утрачена: похоже, сколы (достаточно давние) образовались от сильного удара или небрежного обращения. Беглого взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться: окский бассейн, из которого теоретически могла по воде прибыть фигура Спасителя, весьма обширен. Так, выше Алексина река протекает через Калугу и принимает в себя левосторонний приток Жиздру, верховья же ее снова пролегают по Тульской земле, а исток и вовсе находится на Орловщине. Но Алексей Илюшин возможность длительного путешествия скульптуры вплавь оценивает скептически: «Позапрошлая осень выдалась очень дождливой. Притоки вышли из берегов, уровень воды в Оке поднялся. Думаю, фигура долго покоилась в надежном схроне недалеко от реки, а с осенним половодьем ее вымыло. Когда я взял ее в руки, стало очевидно: она сильно набухла от воды. А потом уже, после того как оттер от речного ила и песка и вез в машине, ясно чувствовал исходившие от святыни ароматы ладана, воска и церковных свечей. Знакомые из антикварных кругов утверждают: фигуре минимум два века. Я в этом не разбираюсь, но очень рад, что она нашла себе место в Успенском храме. Пусть остается на нашей Алексинской земле!»

Сейчас место обретения фигуры представляет собой сильно размытое углубление в густых зарослях прибрежной растительности. Сверху донизу — мощные выносы песка. Похоже, год назад тут было мини-наводнение: на берегу образовался временный приток — ручей, проложивший себе по дороге к Оке целую канаву. Так что вымыть из земли тут вполне могло не только деревянную скульптуру, но и пару-тройку кладов размером с телегу.

Знак благословения и поддержки

«Не берусь утверждать, из какого именно дерева изготовлена фигура, но это высококлассная работа резчика, — продолжает настоятель Успенского храма. — Покрыта скульптура тонким слоем левкаса и сверху окрашена (возможно, когда-то ее еще и лакировали, что предотвратило гниение и порчу от влаги). Как только скульптура прибыла к нам, я тут же сообщил о находке нашему архиерею — епископу Белевскому и Алексинскому Серафиму. Он благословил поместить обретенное изображение в храме для молитвенного поклонения и еженедельно служить перед ним акафист Иисусу Сладчайшему. А на следующий день владыка Серафим служил в нашем городе и сам поклонился святыне. Пятничными вечерами теперь прихожане собираются на акафист. Если в гости к нам в субботу приезжают паломники из Москвы или из Тулы, совершаем молебен с акафистом после Литургии».

Сейчас изображение Спасителя находится в стилизованной домовине — небольшом гробу, к которому может подойти любой желающий. Появление этой святыни в своем храме отец Геннадий считает несомненным чудом и очень важным знаком, ниспосланным свыше в непростой момент работы по выстраиванию общины и приведению храмового комплекса в порядок: «Наш епископ Серафим сразу сказал: это знак поддержки и благословения дальнейших добрых намерений. Понимаете, мы ведь прошли довольно тяжелый этап воссоздания древнего Успенского собора практически с нуля. В годы безбожной власти здесь — между прочим, на месте древней алексинской крепости у берега Оки — располагалась база вторсырья. А само церковное здание, впервые освященное еще в 1688 году, занимал перерабатывающий цех с пилорамой и котельной».

По словам священника, отреставрировать храм удалось в рамках федеральной целевой программы «Культура России» в течение четырех лет — с 2006 по 2010 год. Но работы по благоустройству территории всё еще идут. Отец Геннадий формирует приход, старается, чтобы община жила активной жизнью: «Мы изучаем собственную историю: нашли прямых потомков служивших здесь священников — и до революции, и пострадавших от большевиков... А главное, в самом разгаре решающий этап по восстановлению соседнего величественного "нового" Успенского собора, составляющего со старым единый архитектурный ансамбль. Он строился на деньги купцов и простых алексинцев во время Отечественной войны, а освящен был в 1815 году. Возобновить здесь регулярные богослужения — наш священный долг. И я по-человечески рад, что на этом пути Господь послал нам такое чудо. Это великая поддержка и утешение! Но нам теперь необходимо соответствовать уровню такого дара: не ослаблять молитвы, постоянно подтягивать себя духовно, быть достойными явленному свидетельству доверия Божия...»

КОММЕНТАРИИ

Это изображение могли демонстративно сбросить в реку в период массового закрытия храмов

Юлия РАТОМСКАЯ, с.н.с. Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева:

Иконографический тип «Христос во гробу во плоти» был распространен в России, видимо, в XVIII–XIX веках. Это лежащая фигура Христа со сложенными крестообразно на груди руками. Такие скульптуры бытовали в некоторых храмах в разных частях Российской империи, заменяя собой плащаницы во время Страстной седмицы, и ­соответственно участвовали в богослужении Страстного пятка.

В месте, где она была обретена, скульптура могла оказаться в 1920–1930 годы — в период массового закрытия храмов, когда воинствующие безбожники уничтожали иконы, устраивая показательные похороны и другие демонстративные акты. Деревянный образ Спасителя могли сбросить в воду, подобно тому, как сбрасывали в реки идолов. Позднее скульптуру течением могло прибить к берегу, а затем занести песком. При небольшом изменении русла реки или ее обмелении скульптура Спасителя могла оказаться видимой. Такие случаи известны и с дохристианскими скульптурными изображениями.

Евгения ШАБУРОВА, заведующая отделом отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:

Это изображение Христа после сцены положения во гроб и оплакивания до сцены воскресения. Тело Христа изображается горизонтально и вытянуто во весь рост, на руках видны раны от гвоздей. Чаще всего такие изображения рассматриваются как символические, так как в могиле Христос был завернут в саван, а в этом варианте скульптуры он изображается без покрывала. В религиозной пластике такая иконография не получила широкого распространения и встречается крайне редко. По стилистическим особенностям данное изображение можно отнести к XIX веку.

14 декабря 2015 г. 10:25
Ключевые слова: история, икона, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи