С 21 июня по 4 июля состоялось двухнедельное паломничество по Енисею. Его участники прошли по реке почти четыре тысячи километров из Красноярска в Дудинку и обратно. Организатором миссии под названием «Славянский ковчег – XXI век» стала Красноярская епархия. Инициативу поддержали губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и Правительство края.
Главная цель миссии — духовно-просветительская работа с местным населением, стремление словом, проповедью и культурной программой донести до сибиряков свет православной веры.
Паломничество по Енисею было приурочено к празднованию памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и совершалось в третий раз. Впервые оно состоялось в 2000 году, затем – в 2005-м.
В этом году на борту теплохода «Александр Матросов» собрались более 200 паломников, в том числе 25 священников. Возглавили группу архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний и почетный гость паломнической поездки епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (Русская Православная Церковь Зарубежом). Паломники посетили 12 населенных пунктов, где совершали богослужения, крестины, проводили беседы с молодежью, давали концерты. Каждый вечер на теплоходе открывалась «Православная гостиная». В ее программе были концерты мастеров искусств, лекции и творческие встречи, просмотры и обсуждения документальных и художественных фильмов.
Первый пункт назначения — «отец городов сибирских» Енисейск. В 1920–50-е годы именно здесь отбывал ссылку святитель Лука (Воино-Ясенецкий), архиепископ Красноярский и Крымский, ярчайший исповедник и врач. Местные жители надолго сохранили память об этом удивительном человеке.
В Енисейске состоялся крестный ход, на который собрался весь город. Крестный ход во главе с архиепископом Антонием проследовал к Мемориалу воинов, павших в Великой Отечественной войне, и завершился Божественной литургией в Успенском соборе.
Жители города пришли на пристань, чтобы проводить теплоход с паломниками, и по их благодарности можно было судить о том, какое значение имела для них эта встреча.
После Енисейска полторы тысячи километров — до Туруханска — паломники оставались без телефонной связи.
24 июня паломники прибыли в село Верхнеимбатск. Это село было основано в 1607 году русскими землепроходцами. Сегодня его население — тысяча человек. Причала здесь нет, и на берег паломники переправлялись на пароме.
До революции в селе была каменная Успенская церковь, построенная в XIX веке на месте сгоревшей деревянной. В приходе действовала церковно-приходская школа, построенная на средства прихожан в 1902 году. Сегодня в селе нет храма, богослужения совершаются в помещении сельского клуба. Но у местных жителей еще жива надежда на восстановление в селе храма.
25 июня, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, «Славянский ковчег» причалил к берегам легендарного Туруханска. Оторванный от цивилизации (отсюда до сих пор не построена дорога в краевой центр Красноярск), город тем не менее считается крупнейшим административным центром Крайнего Севера.
Туруханский Свято-Троицкий монастырь с XVII века был центром северного православия. В 1921 году монастырь закрыли и разграбили, приспособив под зерновой склад. Восстановление обители началось в 1991 году, когда монастырь был возвращен Церкви.
В монастыре хранятся мощи первого прославленного на сибирской земле святого – Василия Мангазейского.
По словам наместника Туруханского монастыря игумена Агафангела (Дайнеко), благочинного Свято-Троицкого округа, его благочиние — самое молодое в епархии, оно было образовано в январе 2009 года. Туруханский монастырь всегда занимался миссионерской деятельностью — вокруг на протяжении многих километров нет храмов, и монахам нужно заботиться обо всех окрестных землях, до которых подчас трудно добраться: летом — по воде, зимой — только на вертолете.
«Наша земля — как один большой святой антиминс, покрытый останками новомучеников и исповедников российских, и мы благодаря их молитвам сегодня возрождаемся, — рассказал игумен Агафангел. — Я возглавляю монастырь уже 14 лет. Зимой температура иной раз падает до -63°, и на службу буквально летишь — лишь бы дойти до храма и не обморозиться. И все равно люди приходят и молятся, любят храм. Приход образовался в 1991 году, а с 1996 в нем стала возрождаться монашеская жизнь. Когда меня назначили наместником, я был единственным монахом, сейчас нас трое. При монастыре есть сестричество, монахини помогают в трапезной, на клиросе, с паломниками».
О. Агафангел отметил, что с возрождением монастыря стала возрождаться и жизнь в селе и районе. При этом он посетовал, что не хватает духовенства, мало настоятелей. По наставлению владыки, в благочинии стараются воспитывать свои кадры. На сегодняшний день в нем существует девять приходов, построены новые храмы. О переменах к лучшему свидетельствует и активная работа с молодежью, которая еще лет семь назад казалась невозможной. Совместно с детской музыкальной школой проводятся Пасхальные и Рождественские встречи, в воскресной школе при монастыре проходят конференции, и дети пишут исследования по истории Туруханского монастыря, о святом Василии Мангазейском.
В связи с благоприятными экономическими изменениями, в частности, с началом освоения крупнейшего Ванкорского месторождения, молодежь уже не так стремится уехать в город, как десять лет назад. Предприятия дают гранты на обучение будущих специалистов. Студенты стали чаще приходить в храм, что особенно важно для формирования в Церкви молодого поколения.
Рассказывая о жизни коренных народов Севера, игумен привел в пример такую историю: «Меня попросили приехать на крестины в деревню Фарково. Это далекий поселок, и после Литургии, на которой было много причастников, ко мне подошли несколько человек местной народности кето. По их словам, батюшка у них был последний раз сто лет назад. Они считают себя православными, и меня поразила их крепкая вера и желание найти меня и попросить о крещении. Их было 30 человек. В чумах, где они живут, у них сохранились иконы. И мы их второй раз крестили. Было это четыре года назад, но я до сих пор ярко это помню...»
На шестой день путешествия теплоход пересек Полярный круг. Паломники прибыли в Дудинку — крайнюю северную точку путешествия. Этот большой портовый город в 2007 году отметил 340-летие. В этом году приезд паломников был приурочен к открытию в Дудинке памятника Святителю Николаю Мирликийскому, и крестный ход был особенно многолюдным. В городе также был освящен обелиск в память о жертвах политических репрессий. В военные годы Дудинка была местом ссылки десятков тысяч людей, а на месте памятника находилась комендатура.
Из Дудинки в Норильск паломники выехали на автобусах ранним утром — дорога предстояла дальняя, около ста километров. Норильск построен на костях сотен тысяч спецпоселенцев 130 национальностей. В 1953 году, когда священнослужители из лагеря перешли на вольное поселение, в городе был тайно организован небольшой приход. Официально же приход Русской Православной Церкви существует здесь с 1991 года.
Архиепископ Антоний и епископ Михаил совершили панихиду у мемориального комплекса «Норильская Голгофа», а потом встретились со студентами Норильского индустриального института.
На обратном пути теплоход несколько остановок в малочисленных населенных пунктах: рыбацком поселке Бахте, где живут всего 270 человек. Самый известный человек в поселке — писатель Михаил Тарковский. В ближайшее время в Бахте по его инициативе начнется строительство храма во имя святых Новомучеников и исповедников Российских.
Поселок Бор — второй по величине населенный пункт Туруханского района, в нем живут около двух с половиной тысяч человек. В храме во имя мученика Василия Мангазейского возглавляемое архиепископом Антонием духовенство отслужило молебен «первому сибирскому чудотворцу».
Перед возвращением в Красноярск паломники остановились в самом молодом в крае городе — Лесосибирске (ему всего 30 лет). Здесь они приняли участие в богослужении, которое состоялось в самом большом храме края — Крестовоздвиженском соборе.
Силами местного прихода в городе еще в 1995 году была создана православная гимназия во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Сегодня в ней учатся 165 детей. В 2008 году в Лесосибирске был открыт Музей современного христианского искусства, в котором представлены работы более 400 молодых художников.
Третья паломническая поездка по Енисею убедительно показала необходимость продолжения активной миссионерской работы в Сибири.
Фото Сергей Фадеичев