выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития
В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Cтолпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве* в советника византийских императоров. PDF-версия.  
24 декабря 2018 г. 13:24
Аналитика
Алеппо. Цитадель и центр города
ЖМП № 11 ноябрь 2015 /  16 декабря 2016 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 3

 "Церковный вестник" продолжает рассказывать о христианских святыхнях Сирии.В двух предыдущих публикациях (см.: ЖМП. 2015. № 9, 10) мы рассказали о памятниках искусства и архитектуры восточной части Сирии (государства Мари, знаменитого города Дура-Европос, города Сергиополиса и др.), а также о памятниках и святынях Дамаска и его окрестностей. В новой публикации речь пойдет о северной части Сирии, наиболее насыщенной раннехристианскими памятниками. Большинство их расположено на территориях к западу и юго-западу от Алеппо.PDF-версия.

Север Сирии. Алеппо и его окрестности. Монастыри и «мертвые города»

Север Сирии давно стал мультинациональным и многоконфессиональным. Кроме основного мусульманского арабского населения (более 70% жителей) здесь живут армяне (в Алеппо), курды, черкесы (к северу и северо-востоку от Алеппо) и многие другие национальности, исповедующие разные религии. Но сложившееся равновесие было нарушено гражданской войной и вторжением боевиков ИГ, подступивших к Алеппо. Еще в 2012 году атаке подверглись резиденции мелькитского и маронитского архиепископов в Алеппо и сам монастырь Святого Симеона. Боевики захватившими северо-восточную часть города, однако западная часть находилась под контролем правительственных войск. В апреле 2015 года был наполовину разрушен армянский кафедральный собор Сорока мучеников, заложенный еще в XV веке. В настояще время правительственными силами установлен контроль над южной частью города, идут бои за северо-восточную часть Алеппо.

Алеппо

Алеппо считается вторым по значимости городом Сирии, хотя он древнее и больше по площади, чем Дамаск. Уже в III тысячелетии до н.э. под названием Арми он был столицей государства Эбла, а в XVIII–XVII веках до н. э. — столицей аморейского царства Йамхад. В начале III века до н.э. царь Селевк Никатор (бывший телохранитель Александра Македонского) основал здесь греческую колонию, которая называлась Верия. С начала IV века известны епископы Верии (крестивший Андрея Стратилата епископ Нон, обличитель святителя Евстафия Антиохийского епископ Кир и др.). После захвата города арабами в 637 году здесь продолжало жить много христиан. В XVII веке митрополиты Халеба носили титул Католикоса и занимали в Антиохийской Православной Церкви второе место после Патриарха. Антиохийский Патриарх Афанасий III в 1720 году сделал Халеб своей резиденцией, но уже в 1724 году значительная часть общины попала в унию (создав Мелькитскую католическую церковь) и новым центром арабоправославной культуры стал Бейрут.

Алеппо был одним из самых христианских городов Сирии. Еще в начале XX века из 130 тыс. жителей 25 тысяч (20%) составляли христиане (включая 12 тыс. греков и 4 тыс. армян). Во время геноцида армян летом 1915 года многие армяне из Эрзерума были депортированы в Алеппо. К 1922 году количество армян достигло 20 тысяч, а к 1925-му — 60 тысяч. Но после 1946 года значительная часть армян уехала в Советскую Армению. Перед началом гражданской войны в 2011 году в городе насчитывалось около 2,5 млн человек, из которых 11% были христианами. По генплану 2001 года город к 2015 году должен был увеличить свою площадь более чем в два раза. Но этим планам не суждено было осуществиться. Более полумиллиона жителей уехало из города, среди них около 150 тыс. христиан. Значительная часть процветавшего города — в руинах. Линия соприкосновения сторон проходит прямо по центру города, еще в 1986 году внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Доминирующая высота — цитадель, заложенная еще в IV веке до н.э. и перестраивавшаяся в XIII, XV и XVI веках, в 2012 году была атакована войсками так называемой Свободной армии Сирии, но отбита правительственными войсками. Внутри цитадели расположены две мечети, построенные в XII–XIII веках на месте и с использованием стен и материалов православных храмов IV–VI веков. На месте мечети Ибрагима (пророка Авраама) была церковь (от нее сохранились колонны), где, по преданию, некоторое время после обнаружения в 435 году в Баальбеке хранилась глава святого Иоанна Предтечи.

К западу от цитадели расположена Большая мечеть, построенная в 710-е годы на месте византийской базилики. Перестроенная в XII веке она потерпела значительные разрушения в 2013 году (в том числе снесен минарет 1090 года), а ведь в ней до последнего времени хранилась глава пророка Закарии, которого отождествляют со святым Захарией, отцом Иоанна Предтечи. Рядом сохранилось медресе Халавия, построенное в XII веке с использованием стен собора Святой Елены V–VI веков. В его западной части о расцвете византийского искусства в городе свидетельствует экседра (полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом) с шестью колоннами.
После опустошительного похода Тамерлана 1400 года христиане, ушедшие из центра города, основали близ его северо-западной стены новый район Дждейда, который ныне удерживается правительственными войсками. Именно здесь среди узких улиц сохранились православный Успенский храм (XV век, перестроен в 1850–1852 годы), сиро-католическая церковь Святой Ассии (1500 год, колокольня 1881 года, разрушена в 2012 году), мелькитский собор Богоматери (1849), маронитская церковь Пророка Илии с двумя колокольнями западного фасада (1873), сиро-яковитский собор Святого Ефрема (1926), многочисленные школы и другие здания, принадлежащие христианам. В соседнем районе, ближе к железнодорожному вокзалу, — римско-католический собор Святого Франциска Ассизского (1937).

«Мертвые города»

Северо-западные территории Сирии, в том числе близ реки Оронт, всегда были более плодородными. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, табак, хлопчатник, маслины, виноград, кунжут и многие другие культуры, кормившие и одевавшие жителей городов и сел. Значительные сельскохозяйственные производства получили особенное развитие в позднеантичное и раннехристианское время (I–VII века). В гористой местности из местного камня воздвигались большие укрепленные поселения с церквами, домами, виллами, банями, маслодельнями и др. На территории в длину около 140 км и в ширину около 30 км французский археолог в 1950-е годы предположил существование в VII веке около 800 поселений с более 2000 церквей. Сохранились ансамбли около 100 поселений, из них около 30 самых известных. Покинутые (см. Справку) преимущественно в VIII–X веках, они находились вдалеке от главных дорог и так хорошо сохранились, что в 2011 году были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием Древние деревни Северной Сирии.

По горам эти «мертвые города» условно делятся на три группы: расположенные в более южных горах Эз-Завия, в центральных Аль-Ала и Бариша и в северных горах Семан. Первая группа состоит из более ранних памятников. Среди них знаменитая Сержилла с храмом, андроном (двухэтажная таверна с трехколонными портиками), домами и банями V века, Рувейя с мавзолеем в виде античного храма (384) и большой базиликой V века, наконец, Капроперия (по-арабски Кфар аль-Бара) с домами высотой до трех этажей, гробницами с пирамидальными крышами и пятью церквами V–VI веков. Акантовые листья на резьбе могли служить символом бессмертия.

Из второй группы больше всего нашим участникам экспедиций 2000-х годов запомнились Бакирха с храмом Зевса (161) и церквами V века, а также Кальб-Луза с большой трехнефной базиликой предположительно в честь архангелов Михаила и Гавриила (вторая половина V века). Ее притвор фланкирован двумя башнями (характерная черта одного из типов сирийских храмов), а единственная апсида украшена снаружи колоннами. Пора­жает своей искусностью декор храма — карнизы, архивольты, капители, обрамления арок, порталы с тонкой резьбой, монограммы Христа.
Наконец, в третьей группе выделяются Фафертин с одной из древнейших датированных христианских церквей (372), Хараб-Шамс, Мушаббак и Басофан с церковью Святого Фоки (491–492). Самый северный из «мертвых городов» — античный город Кир с руинами базилики, под которой покоились мощи святых Космы и Дамиана Аравийских, обезглавленных в 280-е годы (память 17 октября). В честь святых город получил второе название — Агиополис.
Именно в сирийских «мертвых городах» можно хорошо проследить формирование архитектуры христианских храмов от простых домовых церквей, устроенных в жилых домах во II–III веках, через зальные церкви IV века (в Кирк-Бизе) к большим трехнефным базиликам в Хараб-Шамсе (IV–V), Мушаббаке и Кальб-Лузе (вторая половина V века).
Большое опасение вызывает сов­ременное состояние «мертвых городов», так как их большая часть ныне контролируется оппозиционными силами так называемой Свободной армии Сирии и других формирований. Могут быть расхищены или даже разрушены многочисленные памятники архитектуры и искусства, в том числе саркофаги IV–VI веков.

Монастыри

Наряду с Египтом горы близ Антиохии с III века служили местом подвижничества первых монахов. Среди них были затворники, жившие в подземных цистернах для воды, аскеты, носившие тяжелые цепи, и др. В V веке развилось движение столпничества — уединения на горе или столпе. Самым известным среди них стал святой Симеон Столпник Старший. Около 40 лет вплоть до своей кончины в 459 году он жил в 30 км к северо-западу от Алеппо, на вершине столпа диаметром около 1,1 м и высотой 16,2 м, нижняя часть которого сохраняется до сих пор.
При императоре Зиноне в 480-е годы построен сложный крестообразный в плане ансамбль монастыря. В 979 году комплекс, в который также входят баптистерий, кельи, гостиницы и малые церкви, был укреплен крепостными стенами с 13 башнями (отсюда возникло название Калъат-Симъан, в переводе с арабского — крепость Симеона). Но укрепления не помогли: уже в 985 году он был разрушен, а к XIII веку опустел, хотя еще долго привлекал паломников.

Тем не менее сохранились десятки других монастырских комплексов IV–VI веков. Среди них — обители Святого Даниила Столпника в Брейдже близ Алеппо с башенным келейным корпусом (конец VI века), Святого Симеона Столпника Младшего, или Дивногорца (на территории Турции), который последние десятилетия своей жизни в VI веке провел на 12-метровой колонне, основа которой тоже сохранилась. Многие заброшенные монастыри расположены в горах Бариша (в VI веке здесь было более 60 монастырей) и близ Калъат-Симъана — около села Брад с церковью 395–402 годов и предположительным захоронением святого Марона, основателя течения маронитов.

По мнению современных ученых-историков, «мертвые города» покидали по разным причинам. Одна из них — экономическая. Приходило в упадок сельское хозяйство, менялись основные транспортные артерии, происходил отток финансов и молодежи. Другая — культурная и религиозная. Арабы-мусульмане в VII–VIII вв. были более терпимы к христианам, чем мамлюки в XIII–XIV вв. Дело в том, что в XIII–XIV вв. по Сирии прокатилась волна завоевателей (монголов, мамлюков и тюрков), окончательно подорвавшая старую экономическую систему, важную роль в которой играли византийские сельскохозяйственные центры, что и спровоцировало крупный отток населения.

Памятники сирийской культуры, находящиеся на территории Турции

Один из важнейших городов для каждого христианина на Ближнем Востоке — Антакья (древняя Антиохия), город на Юге Турции. Город был основан в 300 году до н.э. царем Селевком Никатором. Из-за своего выгодного географического положения в 20 км от Средиземного моря он стал столицей государства Селевкидов, а после 64 года до н.э. — резиденцией наместника римской провинции Сирия. До захвата города в 540 году персидскими войсками это был третий по величине и значению город Римской империи (после Рима и Александрии). Не случайно, что именно Антиохия стала важнейшим церковным центром на Ближнем Востоке. Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана (Деян. 11, 19), в 30-е годы сюда попали многие апостолы и их ученики. Именно здесь впервые последователи Христа стали именоваться христианами (Деян. 11, 26). Около семи лет здесь проповедовал апостол Петр. Затем около 40 лет антиохийским епископом был священномученик Игнатий Богоносец. В III–VI веках в Антиохии состоялось около 30 церковных соборов.

В границы Антиохийской Церкви входили территории от Кипра до Аравии. Только в 431 году автокефалию получила Кипрская Церковь, а в 451 году выделилась самостоятельная Иерусалимская Церковь, и только в VIII–XI веках — Церковь Восточной Грузии. В вопросе о разделении Церквей в XI веке антиохийские патриархи придерживались более сдержанной политики по сравнению с константинопольскими патриархами. Так, в середине XI века Патриарх Антиохийский Петр III писал Патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию, что православным следует «быть благодарными Богу за то, что наши западные братья-варвары еще веруют в Святую Троицу». Ведь еще во II веке святой епископ Феофил первым из христианских богословов именно в Антиохии использовал слово «Троица», говоря о трех Божественных лицах.

В 327–341 годах рядом с императорским дворцом была построена церковь Святых апостолов — один из крупнейших храмов того времени (разрушен землетрясением 588 года), а археологические раскопки 1930-х годов не смогли его обнаружить.
В юго-западном пригороде, в Дафне, расположен мартирий (центрический храм, обычно возводимый над местом мученичества подвижника) Святого епископа Вавилы, казненного здесь вместе с тремя отроками по приказу императора Деция в 250 году. В 1940-е годы археологическими раскопками обнаружены остатки этой крестообразной церкви 380-х годов с напольными мозаиками. Ныне мощи Вавилы находятся в итальянском городе Кремоне.
В портовом пригороде Селевкии Пиерии (ныне поселок Чевлик) также изучены руины центрической церкви Святой Феклы, построенной при императоре Зиноне между 474 и 491 годами. В храме обнаружено много интереснейших мраморных рельефов.

Близ современной Антакьи сохранилась пещерная церковь Святого апостола Петра, устроенная предположительно не позднее V века, расширенная крестоносцами в XII веке и отреставрированная монахами-капу­цинами в 1863 году.
После разрушения персидским войском в 540 году и захвата арабами в 637-м Антиохия стала уменьшаться. Новый расцвет она пережила во время византийского управления 969–1084 годов, а также с 1098 года став центром Антиохийского княжества крестоносцев. Но после разрушения в 1268 году мамлюкским султаном Бейбарсом уже не играла такой значительной роли, как прежде. Антиохийские патриархи жили в разных городах и только в середине XIV века избрали своей резиденцией Дамаск. В 1516 Антиохия была завоевана турками. В 1918 вошла в состав французского протектората, а в 1938 году в составе Республики Хатай вошла в состав Турции.

Совместный проект «Журнала Московской Патриархии» и «Большой Российской Энциклопедии»

16 декабря 2016 г. 17:00
Ключевые слова: Сирия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00