выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития
В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Cтолпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве* в советника византийских императоров. PDF-версия.  
24 декабря 2018 г. 13:24
Аналитика
Канават
ЖМП № 1 январь 2016 /  15 января 2016 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 5

В этой публикаци мы расскажем о памятниках Древней Сирии, находящихся в южной части страны. Это древнеримские постройки и раннехристианские храмы в Босре, Эзре, Канавате и Шахбе. В частности, в Эзре находится храм в честь священномученика Георгия Победоносца, в котором в раннехристианские века покоились нетленные мощи святого (сейчас они пребывают в израильской Лидде). А в Босре когда-то стоял кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия, это был один из первых купольных храмов в Сирии. Это заключительная публикаци серии материалов, опубликованная в предыдущих номерах (см.: ЖМП. 2015. № 9–12).

Юг Сирии. Долина Хауран

Плодородная долина Хауран (ныне эн-Нукра) на юге страны граничит с Иорданией и Голанскими высотами, которыми с 1967 года владеет Израиль. Особенность этого региона помимо его выгодного в экономическом и культурном плане приграничного расположения с Иорданией — большое количество друзов — арабоязычной этноконфессиональной группы. Так, в районе Джебель-Друз с административным центром в городе Эс-Сувейда живет более 800 тыс. друзов. Они верят в переселение душ и используют принцип такия (от араб. «осмотрительность») — возможность публично отступать от норм своей религии, храня ей верность в душе. В 1921–1936 и 1939–1944 годах в рамках французского протектората существовало даже самостоятельное государство Джабаль аль-Друз (похоже на историю города Латакия и близлежащих к нему территорий, где алавитское население составляет большинство и в 1923–1936 годах также существовала своя автономия — государство Алавитов). В период турецкого правления в Сирии (1517–1918) друзы терпели притеснения со стороны османских властей. И только после прихода к власти партии Баас (с 1973 года) и ее лидера (Хафеза Асада), опирающегося на религиозные и национальные меньшинства (в том числе христиан), ситуация для друзов стала улучшаться. Ныне бо́льшая часть региона находится под контролем правительственных войск, за исключением Босры и территорий вокруг, контролируемых оппозиционными силами.

Босра

Современный город Бусра-эш-Шам (или Босра, а также Бостра) представляет в этом регионе Сирии наибольший интерес. Он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В истории город известен со II тысячелетия до н.э. Он упоминается в египетских папирусах XVIII династии Тутмосидов под именем Бусрана (XIV век до н.э.). В 88 году до н.э. набатейцы (представители кочевых арабских племен) разбили войска Антиоха XIII — последнего Селевкида (принадлежащего к династии Селевка, полководца Александра Македонского) и подчинили себе город. А последний набатейский царь Раббиль II даже перенес свою резиденцию в конце I века из Петры в Босру. Сохранились построенные тогда восточные Набатейские ворота, остатки царской резиденции и семейное святилище-калибэ — «Колыбель царской дочки». По преданию, дочь царя находилась здесь в специальной подвешенной на колоннах колыбели, так как ей было предсказано умереть от укуса скорпиона. В 106 году римский консул Авл Корнелий Пальма Фронтониан захватил Набатейское государство и сделал Босру столицей Римской провинции Аравия.

Так начался расцвет города, расположенного между Дамаском и Красным морем. Были построены дороги, улицы, термы, триумфальная арка, агора, городские укрепления с воротами. Одна из главных городских достопримечательностей — крупнейший в Сирии античный театр, рассчитанный на 15 тысяч сидячих и несколько тысяч стоячих мест. Построенный во II веке из темного базальта с тремя ярусами высокой скены (в древнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров), театр был укреплен сельджуками в конце XI века и Айюбидами (мусульманская династия, правившая в 1174 –1260 годах в Дамаске) в первой половине XIII века. Тогда же Айюбиды построили и крепость в Салхаде (XIII). Несмотря на превращение в цитадель с девятью мощными башнями, театр был захвачен монголами в 1260 году и в марте 2015 года антиправительственными войсками. Театр также подвергается бомбовым ударам со стороны сирийской армии.

Православные епископы Босры известны с первой половины III века. Епископ Тит (360–370-е годы) был выдающимся церковным писателем. В IV веке митрополия входила в состав Антиохийского Патриархата, ей подчинялись 19 епископов Хаурана и Заиорданья. В начале VI века епископ Юлиан построил большой центрический кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия. Это был один из первых купольных храмов в Сирии. Купол диаметром около 24 м держался на четырех пилонах. По углам прямоугольного основания (51х37 м) были расположены четыре экседры (в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша обычно с расположенными вдоль стены сиденьями), также украшенные колоннами. Храм предвосхищал многие решения, найденные в центрических храмах Эзры, Расафы, Апамеи и даже Константинополя (церковь Святых Сергия и Вакха) и был украшен фресками и орнаментальной мозаикой. Судя по греческой надписи, он был завершен в 512 году. В этом же году Юлиан был изгнан с кафедры монофизитским антиохийским Патриархом Севиром. Из-за своих размеров храм разрушился и теперь представляет собой величественные руины.

Неподалеку расположены руины епископского дворца VI века и базилика мужского монастыря Святого Сергия. Она могла быть перестроена в IV–V веках из гражданского здания II–III веков, а современный облик получила только в XIII веке. По мусульманскому преданию, в VII веке монах несторианского (или арианского) направления Бахира (Бохейра) беседовал здесь с 12-летним Мухаммадом о единобожии и попросил его дядю Абу-Талиба отвести мальчика обратно в Мекку, предсказав ему большое будущее. После битвы в 634 году Босра сдалась Арабскому халифату, который, впрочем, проявлял уважение к христианским монастырям и даже собирал ежегодные налоги в их пользу.
Захватившие же в 2015 году город боевики совершают акты вандализма. По словам главы охраны памятников Босры Алаа ал-Салаха, террористы разрушили святилище «Колыбель царской дочки», монастырь ал-Шмейс, сильно пострадал театр и монастырь Бахиры, дворец архиепископа и мечеть Мабрак аль-Нака.

Эзра

После собора в Босре была построена церковь Святого Георгия Победоносца в городе Эзра (который в античные времена назывался Зорава). Судя по надписи над входом, эта церковь возведена в 515 году. В 2015-м было торжественно отмечено ее 1500-летие. Постройка с восьмиугольным, вписанным в квадрат, планом сооружена из местного темного базальта на месте языческого храма и является одним из древнейших в мире христианских действующих храмов. Ее каменный купол (9 м в диаметре) обрушился во время землетрясения в XIX веке. Деньги на новый купол прислало из России царское правительство.
Святой Георгий был родом из Лидды в Палестине. Он попал в гвардию императора Диоклетиана и был казнен по его приказу в 303 году. Жители Сирии верят, что это произошло именно в Зораве (Эзре). Его мощи находились здесь предположительно до XIII века, а потом были перенесены в Лидду. Но в храме Эзры продолжают храниться гробница от тела святого и частица мощей под престолом.
В двухстах метрах от Георгиевского храма расположена крестообразная в плане церковь Пророка Илии 542 года с современным куполом, заменившим старый деревянный шатер. Она принадлежит Мелькитской католической церкви.

Канават

На Юге Сирии расположен крупный современный город — Сувейда, который в античное время назывался Суадой, а также Дионисиасом в честь Диониса, идентифицируемого с набатейским богом Дузаресом. Сувейда является столицей одноименной мухафазы (Эс-Сувейда) с преимущественно друзским населением. Здесь раскопаны римский театр, агора, храм Диониса и руины большой христианской базилики Святого Сергия V века. Значительный интерес для историков представляет собой большой двухэтажный музей, насыщенный скульптурой и мозаиками из Шахбы III–IV веков на темы из античной мифологии («Артемида и Актеон», «Рождение Афродиты»).
Всего в 6 км от Сувейды расположен небольшой город Канават — древняя Канафа. Ее расцвет относится к I–VI векам. В I–II веках она входила в Декаполис (федерацию десяти городов), что способствовало развитию ее экономики и культуры. На 128 га археологической зоны сохранились остатки одеона с девятью рядами скамей (здание для проведения певческих и музыкальных состязаний), нимфей, акведук, цистерны для воды, руины храмов II века ­богам Гелиосу и Зевсу, гостиница для путешественников (построена в 124–125 годы). Еще одно сооружение II–III веков было переоборудовано в IV–V веках в христианскую базилику с переориентацией на восток. В ее южной части устроен мартириум (христианский храм на месте погребения мученика) с тремя апсидами. К востоку к церкви пристроен большой атриум (открытое пространство внутри здания), а к югу от него — большая трехнефная базилика длиной 30 м. Сохранилась часть стен и колонн, обрамления дверей с орнаментом меандра, взятые из зданий II века. Этот комплекс получил название «сераль» (от араб. «сарай»). Рядом с ним располагались монастырь и дворец епископа, окончательно заброшенные к XIX веку. Известно также, что в Канафе жил епископ Феодосий — участник Эфесского и Халкидонского Соборов (состоявшихся в 449 и 451 годах. Эфесский под давлением светских властей признал верным вероучение монофизитов, а Халкидонский (IV Вселенский) вопреки решению Эфесского Собора определил догмат об образе соединения в лице Господа Иисуса Христа двух естеств — Божественного и человеческого).

Шахба

Второй по сохранности после Босры город в южной Сирии — Шахба. В отличие от других городов региона, основанных в эпоху эллинизма или при набатейцах, он имеет древнеримскую основу с почти идеальным регулярным планом в виде квадрата со сторонами около 900 м. Его построил на месте своей родной деревни Марк Юлий Филипп, в 244 году ставший императором, более известный как Филипп I Араб. Город назвали Филиппополем. За короткое время (до смерти императора в 249 году) успели заложить основные улицы с сохранившейся вымосткой, построить стены с шестью воротами, дворец, форум с Большой экседрой (открытое святилище-калибэ) и храмом-мавзолеем в честь отца Филиппа (Юлия Марина), театр (сильно уступает по размерам театру в Босре), Большие термы. Во всех постройках использовались новейшие на тот момент технологии — бетонирование сводов (римляне активно использовали бетон в строительстве) и отделка мрамором. В 1962 году археологами обнаружен богатый римский дом с мозаиками IV века со сценами «Орфей с животными», «Свадьба Ариадны и Диониса», «Афродита и Арес», «Богиня моря Тетис» и другими. Превосходно исполненные мозаики, родственные мозаикам Антиохии, отражают расцвет города, продолжавшийся и после смерти Филиппа Араба. Сохранились и руины раннехристианских базилик. Ведь известно, что Филипп не устраивал гонений на христиан, а в начале IV века Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (VI, 34) и другие авторы говорили о нем как о первом христианском императоре: «Рассказывают, что он был христианином и захотел в последнюю предпасхальную всенощную помолиться в Церкви вместе с народом, но местный епископ разрешил ему войти только после исповеди и стоять вместе с кающимися на отведенном для них месте». Современные исследователи оспаривают принятие этим императором христианства.

Шакка

В 6 км от Шахбы расположена Шакка (древний Максимианополь) с руинами римского дворца (II век), базилики II и III веков (реорганизована в христианскую и освящена в честь святого Георгия в 368 году) и монастыря Ад-Дейр (V–VI века). В 1870-е годы в качестве атташе посольства Франции в Османской империи в Шакке побывал Эжен Мельхиор де Вогюэ (французский дипломат, писатель-путешественник, археолог, меценат и литературный критик). Зарисованные им объекты почти не изменились к настоящему времени. Теперь же и их существование под угрозой — всего в нескольких километрах от Шакки расположены позиции боевиков «Исламского государства» (группировки, запрещенной в России).

***
В этом номере мы заканчиваем рассказ о Древней Сирии. Начав с Восточной Сирии (ЖМП. 2015. № 9), где находится всемирно известный памятник поздней античности Пальмира, вы узнали о самых значимых христианских святынях, расположенных на этой земле. А также о тех святых, кто много веков назад жил на этой земле и проповедовал Благую весть. В сентябрьском номере опубликована карта Сирии. И теперь, глядя на нее, вы знаете, что скрывается за этими непривычными для русского слуха древними и современными арабскими названиями населенных пунктов и городов, сохранивших до наших дней память о величественной культуре, которую христианство возрастило на Ближнем Востоке.

Совместный проект «Журнала
Московской Патриархии» и «Большой
российской энциклопедии»

15 января 2016 г. 16:00
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00