выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития
В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Cтолпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве* в советника византийских императоров. PDF-версия.  
24 декабря 2018 г. 13:24
Аналитика
Канават
ЖМП № 1 январь 2016 /  15 января 2016 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 5

В этой публикаци мы расскажем о памятниках Древней Сирии, находящихся в южной части страны. Это древнеримские постройки и раннехристианские храмы в Босре, Эзре, Канавате и Шахбе. В частности, в Эзре находится храм в честь священномученика Георгия Победоносца, в котором в раннехристианские века покоились нетленные мощи святого (сейчас они пребывают в израильской Лидде). А в Босре когда-то стоял кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия, это был один из первых купольных храмов в Сирии. Это заключительная публикаци серии материалов, опубликованная в предыдущих номерах (см.: ЖМП. 2015. № 9–12).

Юг Сирии. Долина Хауран

Плодородная долина Хауран (ныне эн-Нукра) на юге страны граничит с Иорданией и Голанскими высотами, которыми с 1967 года владеет Израиль. Особенность этого региона помимо его выгодного в экономическом и культурном плане приграничного расположения с Иорданией — большое количество друзов — арабоязычной этноконфессиональной группы. Так, в районе Джебель-Друз с административным центром в городе Эс-Сувейда живет более 800 тыс. друзов. Они верят в переселение душ и используют принцип такия (от араб. «осмотрительность») — возможность публично отступать от норм своей религии, храня ей верность в душе. В 1921–1936 и 1939–1944 годах в рамках французского протектората существовало даже самостоятельное государство Джабаль аль-Друз (похоже на историю города Латакия и близлежащих к нему территорий, где алавитское население составляет большинство и в 1923–1936 годах также существовала своя автономия — государство Алавитов). В период турецкого правления в Сирии (1517–1918) друзы терпели притеснения со стороны османских властей. И только после прихода к власти партии Баас (с 1973 года) и ее лидера (Хафеза Асада), опирающегося на религиозные и национальные меньшинства (в том числе христиан), ситуация для друзов стала улучшаться. Ныне бо́льшая часть региона находится под контролем правительственных войск, за исключением Босры и территорий вокруг, контролируемых оппозиционными силами.

Босра

Современный город Бусра-эш-Шам (или Босра, а также Бостра) представляет в этом регионе Сирии наибольший интерес. Он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В истории город известен со II тысячелетия до н.э. Он упоминается в египетских папирусах XVIII династии Тутмосидов под именем Бусрана (XIV век до н.э.). В 88 году до н.э. набатейцы (представители кочевых арабских племен) разбили войска Антиоха XIII — последнего Селевкида (принадлежащего к династии Селевка, полководца Александра Македонского) и подчинили себе город. А последний набатейский царь Раббиль II даже перенес свою резиденцию в конце I века из Петры в Босру. Сохранились построенные тогда восточные Набатейские ворота, остатки царской резиденции и семейное святилище-калибэ — «Колыбель царской дочки». По преданию, дочь царя находилась здесь в специальной подвешенной на колоннах колыбели, так как ей было предсказано умереть от укуса скорпиона. В 106 году римский консул Авл Корнелий Пальма Фронтониан захватил Набатейское государство и сделал Босру столицей Римской провинции Аравия.

Так начался расцвет города, расположенного между Дамаском и Красным морем. Были построены дороги, улицы, термы, триумфальная арка, агора, городские укрепления с воротами. Одна из главных городских достопримечательностей — крупнейший в Сирии античный театр, рассчитанный на 15 тысяч сидячих и несколько тысяч стоячих мест. Построенный во II веке из темного базальта с тремя ярусами высокой скены (в древнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров), театр был укреплен сельджуками в конце XI века и Айюбидами (мусульманская династия, правившая в 1174 –1260 годах в Дамаске) в первой половине XIII века. Тогда же Айюбиды построили и крепость в Салхаде (XIII). Несмотря на превращение в цитадель с девятью мощными башнями, театр был захвачен монголами в 1260 году и в марте 2015 года антиправительственными войсками. Театр также подвергается бомбовым ударам со стороны сирийской армии.

Православные епископы Босры известны с первой половины III века. Епископ Тит (360–370-е годы) был выдающимся церковным писателем. В IV веке митрополия входила в состав Антиохийского Патриархата, ей подчинялись 19 епископов Хаурана и Заиорданья. В начале VI века епископ Юлиан построил большой центрический кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия. Это был один из первых купольных храмов в Сирии. Купол диаметром около 24 м держался на четырех пилонах. По углам прямоугольного основания (51х37 м) были расположены четыре экседры (в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша обычно с расположенными вдоль стены сиденьями), также украшенные колоннами. Храм предвосхищал многие решения, найденные в центрических храмах Эзры, Расафы, Апамеи и даже Константинополя (церковь Святых Сергия и Вакха) и был украшен фресками и орнаментальной мозаикой. Судя по греческой надписи, он был завершен в 512 году. В этом же году Юлиан был изгнан с кафедры монофизитским антиохийским Патриархом Севиром. Из-за своих размеров храм разрушился и теперь представляет собой величественные руины.

Неподалеку расположены руины епископского дворца VI века и базилика мужского монастыря Святого Сергия. Она могла быть перестроена в IV–V веках из гражданского здания II–III веков, а современный облик получила только в XIII веке. По мусульманскому преданию, в VII веке монах несторианского (или арианского) направления Бахира (Бохейра) беседовал здесь с 12-летним Мухаммадом о единобожии и попросил его дядю Абу-Талиба отвести мальчика обратно в Мекку, предсказав ему большое будущее. После битвы в 634 году Босра сдалась Арабскому халифату, который, впрочем, проявлял уважение к христианским монастырям и даже собирал ежегодные налоги в их пользу.
Захватившие же в 2015 году город боевики совершают акты вандализма. По словам главы охраны памятников Босры Алаа ал-Салаха, террористы разрушили святилище «Колыбель царской дочки», монастырь ал-Шмейс, сильно пострадал театр и монастырь Бахиры, дворец архиепископа и мечеть Мабрак аль-Нака.

Эзра

После собора в Босре была построена церковь Святого Георгия Победоносца в городе Эзра (который в античные времена назывался Зорава). Судя по надписи над входом, эта церковь возведена в 515 году. В 2015-м было торжественно отмечено ее 1500-летие. Постройка с восьмиугольным, вписанным в квадрат, планом сооружена из местного темного базальта на месте языческого храма и является одним из древнейших в мире христианских действующих храмов. Ее каменный купол (9 м в диаметре) обрушился во время землетрясения в XIX веке. Деньги на новый купол прислало из России царское правительство.
Святой Георгий был родом из Лидды в Палестине. Он попал в гвардию императора Диоклетиана и был казнен по его приказу в 303 году. Жители Сирии верят, что это произошло именно в Зораве (Эзре). Его мощи находились здесь предположительно до XIII века, а потом были перенесены в Лидду. Но в храме Эзры продолжают храниться гробница от тела святого и частица мощей под престолом.
В двухстах метрах от Георгиевского храма расположена крестообразная в плане церковь Пророка Илии 542 года с современным куполом, заменившим старый деревянный шатер. Она принадлежит Мелькитской католической церкви.

Канават

На Юге Сирии расположен крупный современный город — Сувейда, который в античное время назывался Суадой, а также Дионисиасом в честь Диониса, идентифицируемого с набатейским богом Дузаресом. Сувейда является столицей одноименной мухафазы (Эс-Сувейда) с преимущественно друзским населением. Здесь раскопаны римский театр, агора, храм Диониса и руины большой христианской базилики Святого Сергия V века. Значительный интерес для историков представляет собой большой двухэтажный музей, насыщенный скульптурой и мозаиками из Шахбы III–IV веков на темы из античной мифологии («Артемида и Актеон», «Рождение Афродиты»).
Всего в 6 км от Сувейды расположен небольшой город Канават — древняя Канафа. Ее расцвет относится к I–VI векам. В I–II веках она входила в Декаполис (федерацию десяти городов), что способствовало развитию ее экономики и культуры. На 128 га археологической зоны сохранились остатки одеона с девятью рядами скамей (здание для проведения певческих и музыкальных состязаний), нимфей, акведук, цистерны для воды, руины храмов II века ­богам Гелиосу и Зевсу, гостиница для путешественников (построена в 124–125 годы). Еще одно сооружение II–III веков было переоборудовано в IV–V веках в христианскую базилику с переориентацией на восток. В ее южной части устроен мартириум (христианский храм на месте погребения мученика) с тремя апсидами. К востоку к церкви пристроен большой атриум (открытое пространство внутри здания), а к югу от него — большая трехнефная базилика длиной 30 м. Сохранилась часть стен и колонн, обрамления дверей с орнаментом меандра, взятые из зданий II века. Этот комплекс получил название «сераль» (от араб. «сарай»). Рядом с ним располагались монастырь и дворец епископа, окончательно заброшенные к XIX веку. Известно также, что в Канафе жил епископ Феодосий — участник Эфесского и Халкидонского Соборов (состоявшихся в 449 и 451 годах. Эфесский под давлением светских властей признал верным вероучение монофизитов, а Халкидонский (IV Вселенский) вопреки решению Эфесского Собора определил догмат об образе соединения в лице Господа Иисуса Христа двух естеств — Божественного и человеческого).

Шахба

Второй по сохранности после Босры город в южной Сирии — Шахба. В отличие от других городов региона, основанных в эпоху эллинизма или при набатейцах, он имеет древнеримскую основу с почти идеальным регулярным планом в виде квадрата со сторонами около 900 м. Его построил на месте своей родной деревни Марк Юлий Филипп, в 244 году ставший императором, более известный как Филипп I Араб. Город назвали Филиппополем. За короткое время (до смерти императора в 249 году) успели заложить основные улицы с сохранившейся вымосткой, построить стены с шестью воротами, дворец, форум с Большой экседрой (открытое святилище-калибэ) и храмом-мавзолеем в честь отца Филиппа (Юлия Марина), театр (сильно уступает по размерам театру в Босре), Большие термы. Во всех постройках использовались новейшие на тот момент технологии — бетонирование сводов (римляне активно использовали бетон в строительстве) и отделка мрамором. В 1962 году археологами обнаружен богатый римский дом с мозаиками IV века со сценами «Орфей с животными», «Свадьба Ариадны и Диониса», «Афродита и Арес», «Богиня моря Тетис» и другими. Превосходно исполненные мозаики, родственные мозаикам Антиохии, отражают расцвет города, продолжавшийся и после смерти Филиппа Араба. Сохранились и руины раннехристианских базилик. Ведь известно, что Филипп не устраивал гонений на христиан, а в начале IV века Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (VI, 34) и другие авторы говорили о нем как о первом христианском императоре: «Рассказывают, что он был христианином и захотел в последнюю предпасхальную всенощную помолиться в Церкви вместе с народом, но местный епископ разрешил ему войти только после исповеди и стоять вместе с кающимися на отведенном для них месте». Современные исследователи оспаривают принятие этим императором христианства.

Шакка

В 6 км от Шахбы расположена Шакка (древний Максимианополь) с руинами римского дворца (II век), базилики II и III веков (реорганизована в христианскую и освящена в честь святого Георгия в 368 году) и монастыря Ад-Дейр (V–VI века). В 1870-е годы в качестве атташе посольства Франции в Османской империи в Шакке побывал Эжен Мельхиор де Вогюэ (французский дипломат, писатель-путешественник, археолог, меценат и литературный критик). Зарисованные им объекты почти не изменились к настоящему времени. Теперь же и их существование под угрозой — всего в нескольких километрах от Шакки расположены позиции боевиков «Исламского государства» (группировки, запрещенной в России).

***
В этом номере мы заканчиваем рассказ о Древней Сирии. Начав с Восточной Сирии (ЖМП. 2015. № 9), где находится всемирно известный памятник поздней античности Пальмира, вы узнали о самых значимых христианских святынях, расположенных на этой земле. А также о тех святых, кто много веков назад жил на этой земле и проповедовал Благую весть. В сентябрьском номере опубликована карта Сирии. И теперь, глядя на нее, вы знаете, что скрывается за этими непривычными для русского слуха древними и современными арабскими названиями населенных пунктов и городов, сохранивших до наших дней память о величественной культуре, которую христианство возрастило на Ближнем Востоке.

Совместный проект «Журнала
Московской Патриархии» и «Большой
российской энциклопедии»

15 января 2016 г. 16:00
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00