iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Аналитика
Апамея.Главная улица. 2 век
ЖМП № 12 декабрь 2015 /  21 декабря 2015 г. 14:35
версия для печати версия для печати

Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 4

Мы продолжаем рассказ о святынях и архитектурных памятниках Сирии (начало см.: ЖМП. 2015. № 9–11). В этом номере читатель узнает о памятниках, расположенных между двумя главными городами Сирии — Дамаском и Алеппо, а также о сравнительно небольшой, но насыщенной историческими событиями прибрежной территории страны. Специфика этих земель в том, что бόльшую их часть населяют последователи шиитского направления ислама — алавиты и исмаилиты, а также левантинцы (арабоязычные христиане области Левант).

В 1923–1936 годах на побережье существовало небольшое Государство алавитов, в котором в деревне Кардаха родился Хафез аль-Асад, ставший в 1971 году первым президентом Сирии. Его светская идеология встретила сопротивление исламистов из организации «Братья-мусульмане». В 1976–1982 годах они предприняли ряд вооруженных восступлений. При подавлении восстания в ходе штурма города Хама было убито более 10 тыс. человек. Однако в 2011-м исламистские силы решили взять реванш у правящей партии Баас. Большую часть этих земель сегодня контролируют правительственные войска, но значительные территории к северу от Хамы захвачены повстанцами. Большим разрушениям и грабежу подверглись античные города Апамея и Эбла, знаменитый музей мозаик в городе Маарат-аль-Нуман.

Хомс

Хомс — третий по величине (после Дамаска и Алеппо) город в Сирии. С 1960 по 2012 год его население выросло более чем в шесть раз и приблизилось к миллиону человек, четверть из которых составляли христиане. В 2011 году боевики заняли несколько кварталов в центре города. Только к маю 2014 года правительственным войскам удалось вытеснить повстанцев из Хомса. За три года боев в городе пострадало много кварталов с храмами и мечетями, большая часть населения уехала, 200 тысяч из которых — христиане.

Хомс находится примерно посередине между Дамаском и Алеппо, при слиянии долин Оронта и Бекаа. Люди здесь живут примерно с XXIII века до н.э. В 1274 году до н.э. в 20 км от города произошла знаменитая битва хеттов и египтян при Кадеше. В римское время город назывался Эмеса и был центром культа финикийского бога солнца Элагабала. Один из главных жрецов храма солнца в 218 году стал римским императором Марком Аврелием Гелиогабалом. В IV–VII веках это был важный христианский город, центр Эмеской митрополии. Уроженцем Эмесы был и знаменитый автор кондаков Роман Сладкопевец (ок. 485 — ок. 556), служивший впоследствии диаконом в Бейруте и Константинополе.
В Хомсе сохранились цитадель, старинные улицы. Для христиан особый интерес представляют два храма. Первый заложен в 432 году в честь святого Иулиана Эмесского, который был врачом-бессребреником и принял мученическую кончину около 284 года. Его мощи хранятся в этом храме в специальном саркофаге. В 1969–1970 годах в апсиде были открыты фрески, предположительно XII–XIII веков. Большая часть храма была расписана в 1970-е годы.

Вторая церковь в честь пояса Богородицы (Умм-аз-Зуннар — араб.) имеет более давнюю историю. Первая домовая церковь на этом месте была открыта еще в 59 году, возможно, тогда, когда апостол Фома принес части пояса Пресвятой Богородицы (по другой версии, пояс около 400 лет находился в Индии). Первый отдельный храм был построен в IV веке, а нынешний — в 1852 году. Несколько раз во время нашествия мусульман пояс Богородицы исчезал из храма. В 1953 году его обнаружили в специальном футляре под алтарем и поместили в придел церкви. В футляре есть окошко, поэтому можно хорошо разглядеть свернутые кольцом 75 см узкого пояса. К счастью, в 2012 году, когда в Хомсе шли бои, реликварий успели вывезти, но сама церковь сильно пострадала. 15 августа 2014 года пояс вернули в храм. Храм находится в совместном пользовании сиро-яковитов и Антиохийской Православной Церкви. Считается, что другие части пояса хранятся в монастыре Ватопед на Афоне, в Зугдиди (Грузия), в Прато (Италия), в храме Илии Пророка в Обыденном переулке  в Москве и других местах.
Недалеко от линии противостояния правительственных войск с силами оппозиции расположен город Машрафа (Мишрифе), на окраине которого можно увидеть руины аморейского города Катна с царским дворцом площадью около 18 тыс. м2, построенным во II тысячелетии до н.э. Основанный выходцами из Месопотамии более четырех тысяч лет назад, он был открыт французскими археологами в 1920-е годы. Возобновленные в 1999 году раскопки были прерваны с началом гражданской войны.

Хама, Апамея, Мухрада

Расположенный на реке Оронт город Хама меньше Хомса, и в нем нет таких святынь. Хама упомянут в Библии как центр сиро-хеттского царства Хамат конца II — начала I тысячелетия до н.э. При Селевкидах (правящая династия, основанная Селевком — полководцем Александра Македонского) во II веке до н.э. он получил греческое название Эпифания. В византийское время был важным центром епископии. Как и в Дамаске, Большая мечеть Хамы построена в VIII веке на основании храма Юпитера и раннехристианской трехнефной базилики (сохранились фрагменты стен). Разрушенная в ходе освобождения города от исламистов в 1982 году, она была восстановлена к 2001 году. Православная церковь Введения Богоматери во храм, основанная в V веке, много раз перестраивалась (последний раз — в 1990-е годы).
В музее Хамы размещены античные находки: скульптура и знаменитая мозаика IV века с изображением древнего орга`на (найдена в 1968 году в селе Марьямин). Город знаменит своими нориями — древними гигантскими деревянными колесами, поднимающими воду для орошения садов. Традиция их возведения восходит к византийской эпохе.

В мухафазе (области) Хамы находятся памятники архитектуры и искусства разных эпох. Ниже по реке Оронт расположен античный город Апамея, отстроенный Селевком I около 300 года до н.э. и названный в честь его жены персиянки Апамы. Сохранились величественные руины этого значительного культурного центра и очага неоплатонизма, построенные преимущественно во II веке, стены с воротами, театр (крупнейший в Сирии), форум, храм богини случая Тихе, главная улица с вымосткой и уникальной колоннадой с витыми каннелюрами, дома горожан. До землетрясения и захвата персами в VI веке здесь было построено несколько церквей с напольными мозаиками.

Одним из первых епископов Апамеи был апостол от 70-ти Аристарх Фессалоникский. Окончательно город был покинут жителями в XII–XIII веках (по мнению большинства ученых, это произошло после набегов мамлюков, монголов, Тамерлана, когда изменились торговые пути и городское хозяйство пришло в упадок). В 1930 году в город приехали бельгийские археологи. Четыре года спустя в руинах храма с атриумом V–VI веков они обнаружили два реликвария, в которых когда-то хранились мощи святых Космы и Дамиана.

Один из храмов Апамеи, так называемый Восточный собор с планом в виде тетраконха (в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом), был заложен в V веке, но затем перестроен в 533 году, после землетрясений 526 и 528 годов. В этом соборе хранилась часть креста Господня. Во время турецкого правления в XVI веке в городе построен караван-сарай. Поскольку он сохранился лучше других зданий в Апамее, в 1976 году в нем открыли музей с мозаиками и находками.

В ходе гражданской войны в руках боевиков оказался и знаменитый музей в городе Маарат-аль-Нуман со скульптурой и мозаиками IV–VI веков, расположенный в крупнейшем в Сирии (площадь 7000 м2) караван-сарае XVI века. А также село Хаварти с монастырем (предположительно Архангела Михаила). Эта обитель была основана около 483 года архиепископом Фотием над одним из поздних митреумов (храм Митры) 360–380-х годов. Обнаруженный в 1996–1997 годах под полом церкви митреум сохранял превосходные фрески, ныне оказавшиеся под угрозой уничтожения. Напольные мозаики церкви 480-х годов были вывезены в Апамею и Дамаск.

Христианский город Мухрада, расположенный между Хамой и Апамеей, известен не только тем, что в нем родился Антиохийский Патриарх Игнатий IV (1921–2012), но и действующим монастырем Святого Георгия.
Недалеко от современной границы с повстанцами оказался и византийский дворцовый комплекс Каср-ибн-Вардан, построенный около 561–564 годов военачальником императора Юстиниана Велисарием. В возведенный из базальта и плинфы ансамбль кроме дворца входит базилика, перекрытая большим куполом, и казармы. В соседних деревнях сохранились уникальные дома с конусообразными крышами.

Побережье Средиземного моря

Берег Средиземного моря всегда играл огромную роль в различных сферах деятельности жителей Ближнего Востока. Не случайно еще восемь тыс. лет назад здесь возникло поселение городского типа Угарит. Во II тысячелетии до н.э. город попал под влияние Египта, а в XIV веке вошел в состав Хеттского государства. В XV веке здесь возник один из древнейших алфавитов, активно развивались разные виды искусства, в том числе сложная хрисоэлефантинная техника (сочетание золота, слоновой кости и др. материалов).

Побережье интересно христианам как земля, по которой могли ходить святые апостолы Петр, Павел и др. Здесь дольше сохранялось византийское правление. После 330-летнего арабского владычества в 968 году сюда опять пришли византийские войска. А после 1097 года в этих местах два столетия правили крестоносцы.
Неподалеку от разрушенного в XII веке до н.э. Угарита существовал город Рамита, заново отстроенный около 300 года до н.э. Селевком I и названный в честь его матери Лаодикеи. Ныне он называется Латакия и является четвертым по населению и главным портовым городом страны. Кроме гипподамова (с прямоугольными кварталами) плана и руин античных построек (тетрапортика, театра и др.) можно выделить две византийские церкви: Богородицы с мраморным иконостасом XVIII века и Ее чудотворной иконой и Святителя Николая с приделом Святого Моисея Абиссинского и иконами XVII–XVIII веков. Около 30% из 600-тысячного населения Латакии составляют христиане.

В расположенном к югу от Латакии Тартусе (Антарад, или Тортоса) находится крепость крестоносцев XII–XIII веков с донжоном (главная башня в европейских феодальных замках) и часовней. В 100 м от нее сохранился лучший в Сирии готический трехнефный собор Нотр-Дам, заложенный в 1120-е годы на месте и с использованием стен византийской церкви. По преданию, первую церковь здесь освятил апостол Петр. В построенной при императоре Константине еще одной церкви хранилась икона Богородицы, вместе с апсидой чудом избежавшая уничтожения при землетрясении в 487 году, но утраченная после XIII века. Собор Нотр-Дам после 1188 года был укреплен башнями, некоторое время использовался как мечеть, а ныне действует как музей. В 1990-е годы близ Тартуса, в Блемане, построен православный Успенский монастырь.

По дороге из Тартуса в Хомс, между горами Ливан и Нусария, расположена так называемая Долина христиан (Вади аль-Насара), в 27 из 32 деревень которой преобладает христианское население. Ставропигиальный мужской монастырь Святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) основан в V–VI веках, предположительно императором Юстинианом. В нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. Главная церковь на третьем ярусе построена в 1857–1860-е годы. Ее иконостас, написанный в Дамаске в конце XIX века, считается самым большим в Сирии. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн X.В прямой видимости от монастыря на горе расположена крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье (Калъат-эль-Хусн). Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В той части его укреплений, которую построил орден госпитальеров между 1144 и 1267 годами, сохранилась готическая часовня с фресками XII века.
Ближе к побережью расположены другие крепости: цитадель Салах ад-Дина (Калъат-Сайун), основанная византийским императором Иоанном Цимисхием около 975 года и укрепленная крестоносцами и Салах ад-Дином в XII веке. Крепость Маргат (Калъат-Маркаб) с готической часовней конца XII века, построенная в 1186–1270 годах госпитальерами, Белый замок крестоносцев (Сафита) с церковью Архангела Михаила XII века.
Начиная с XIII века крестоносцы сдавали свои позиции мусульманским завоевателям. В 1271 году пал Крак-де-Шевалье, в 1285-м — Калъат-Маркаб, в 1287-м — Латакия, в 1291-м — Тартус. Последней в 1302 году пала крепость на острове Арад (Арвад).

Совместный проект «Журнала Московской Патриархии» и «Большой российской энциклопедии»

21 декабря 2015 г. 14:35
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05