iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Плачьте с плачущими
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
30 мая 2022 г. 16:00
Таинства для людей, находящихся без сознания
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-­портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
5 мая 2022 г. 15:00
Золотая середина в исповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 марта 2022 г. 15:00
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Укрепить и утешить
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» открывает новый цикл статей, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом  духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 декабря 2021 г. 19:00
Аналитика
ЖМП № 8 август 2022 /  6 августа 2022 г. 19:00
версия для печати версия для печати

Подрясник как форма проповеди

КАК СЛЕДУЕТ ОДЕВАТЬСЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ

Всегда ли священник вне храма должен ходить в подряснике, или могут быть такие ситуации, когда уместно надеть светскую одежду? Как, например, одеться, если предстоит ехать в час пик в городском транспорте? Или для похода в магазин, когда в обеих руках пакеты и нет возможности приподнять полы облачения на лестнице? И если иногда выбирать светскую одежду, то какую именно? PDF-версия.

Внешний вид священнослужителя четко регламентируется 27-м правилом Шестого Вселенского Собора: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную (то есть не подобающую сану. — Примеч. ред.) одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения». Этому установлению уже несколько веков, однако, как известно, в наши дни, следуя принципу икономии, целый ряд канонических норм на практике смягчается или выполняется не в полной мере. Как же быть с правилом, касающимся внешнего вида священника?

Священник в светской одежде — явление новое

Начнем с того, что сам этот вопрос возник в среде духовенства лишь в последние сто лет. В дореволюционной России священнику и в голову не могло прийти, что вне богослужения он мог бы выглядеть как светский человек. Правда, Святейший Синод разрешал носить гражданское платье клирикам, служившим за границей, но и эта практика не поощрялась, рассказывает архимандрит Платон (Игумнов), профессор Московской духовной академии. Вопрос ношения гражданской одежды священнослужителями, которые занимают светские должности, впервые был поднят на Поместном Соборе 1917−1918 годов, говорит епископ Верейский Пантелеимон, но его даже не приняли к рассмотрению, настолько неприемлемой казалась в то время сама такая возможность.

С другой стороны, обстоятельства жизни Церкви в эти последние сто лет показали, что требование об обязательном ношении священниками рясы и подрясника не всегда может быть исполнено. «Катакомбные священники брились и стриглись, — продолжает владыка Пантелеимон. — Да и те батюшки, которые служили в открытых храмах, тоже старались выглядеть непохожими на священнослужителей, имели вид свободных художников, творческих людей, даже если носили бороду или длинные волосы». И это не было с их стороны отступничеством: возможность исполнять свое служение зачастую зависела в том числе от того, как они выглядят, — советская власть была крайне негативно настроена в отношении «служителей культа».

Еще в 1970–1980-е годы любые виды богослужений за пределами храмов в СССР категорически запрещались, напоминает протоиерей Олег Безруких, настоятель Никольского храма в селе Каменка Липецкой епархии. «После многочисленных просьб верующих уполномоченный по делам религии сделал исключение для причащения на дому умирающих и тяжелобольных людей, — рассказывает он. — Во всех остальных случаях, если требовалось крестить больного человека, или соборовать, или отпеть усопшего, делать это приходилось втайне, заходя в дом в гражданской одежде и уже там переодеваясь в облачение. Пусть даже священник был одет по-светски, но если местным властям удавалось его "раскусить", пастырская его миссия в тот же час заканчивалась, не начавшись». Однажды отца Олега попросили причастить политзаключенную, сосланную в глухой сибирский поселок, и честно предупредили: если его «вычислят», то за контакт со ссыльной он и сам получит такой же срок. «Пришлось маскироваться под обычного путешественника, лишь бы духовно поддержать ссыльного человека», — вспоминает пастырь. И делает вывод: ношение священнического платья должно определяться обстоятельствами.

Одежда, спасающая от грехов

Существуют по крайней мере два сильных довода в пользу того, чтобы и сегодня стараться всемерно соблюдать правило о повсеместном хождении в подряснике, а возможно, и в рясе.

Во-первых, священническая одежда — это одна из форм проповеди. Видя духовное лицо, человек может обратиться к нему с вопросом, попросить совета или благословения, подчеркивают многие авторитетные пастыри. А в тех регионах, где исторически большинство населения составляют неправославные (например, мусульмане), вид батюшки в подряснике — еще и духовное подкрепление для не столь многочисленной православной паствы, добавляет протоиерей Вячеслав Архангельский, руководитель Отдела благотворительности и социального служения Уфимской епархии, настоятель храма в честь Вознесения Господня в селе Чесноковка.Во-вторых, подобающая сану одежда дисциплинирует самого священнослужителя, он становится более собранным, лучше следит за своими мыслями и поступками. «Когда меня только рукоположили в сан диакона и я стал служить в Москве, то обратил внимание, что если я ехал в метро в церковной одежде, то был весьма сосредоточен, собран и внимателен в своих взглядах и действиях, — вспоминает епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии. — Если же переодевался в гражданскую одежду, то сразу внутренне расслаблялся».

А епископу Волгодонскому и Сальскому Антонию запомнились слова, сказанные одним архиереем, приехавшим с комиссией в духовное училище, где обучался в то время будущий владыка: «Нас собрали в зале, и кто-то из семинаристов задал вопрос про ношение подрясника. Никогда не забуду гениальную фразу, которую сказал наш гость: "Эта одежда спасет вас от многих грехов". Конечно, это внешняя форма, но она помогает священнику всегда осознавать себя именно священнослужителем», — подводит черту владыка Антоний. «Мне ходить в подряснике более удобно, так я чувствую себя ответственным за свой сан, за свое поведение», — свидетельствует и Верейский владыка Пантелеимон.

С учетом этого многие архипастыри и сегодня благословляют священнослужителей ходить преимущественно в подряснике. Например, епископ Каменский и Камышловский Мефодий. «Лучше ходить всегда в священнической одежде, — убежден он. — Желательно кроме подрясника носить еще и верхнюю одежду — рясу либо символизирующую ее жилетку. Это очень помогает священнику всегда помнить, к чему он призван. Священство ведь не снимешь с себя и не повесишь на гвоздик. А когда человек всякий раз вешает свое облачение на крючок и переодевается в одежду для мирян, то в какой-то момент может совсем потерять ощущение, что он священник, — и днем и ночью, всегда и везде».

Традицию ношения духовенством светской одежды осудил несколько лет назад и владыка Никон, митрополит Астраханский и Камызякский, рассказывает клирик Иоанно-Предтеченского мужского монастыря г. Астрахани иерей Алексий Спирин, директор Центра духовно-нравственного воспитания «Бого­лепЪ». «После долгих обсуждений с пастырями владыка смягчил свое требование, разрешив в некоторых случаях ношение светской одежды (чтобы покататься на велосипеде, при иных действиях, когда подрясник неудобен)», — продолжает он. При этом отец Алексий согласен, что лучше стараться всегда быть облаченным в подрясник или рясу. «Главный аргумент противников этого правила таков: все должно быть "с разумением". Но очевидно, что под этот принцип можно подвести все что угодно: от посещения супермаркета и похода с детьми в кинотеатр до "жара невыносимая"», — замечает он. Сам отец Алексий никакой проблемы с ношением подрясника в житейской обстановке не видит: «Если на приходе, где священник вырос, батюшки ходили всегда в духовной одежде, то и ему легко будет продолжить эту традицию».

Выглядеть достойно в любом случае

Все же существуют ситуации, в которых носить длинную священническую одежду неудобно или даже неуместно, уверены другие пастыри. Например, в сельских районах подрясник легко запачкать, особенно когда на дворе слякоть или прошел дождь, считает протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово. В подряснике может быть неудобно совершать большие покупки, работать по хозяйству и т. п.

Клирик Покровского храма г. Орска иерей Валерий Логачев рассказывает, что первые годы служения подрясник практически не снимал: «Много работ по храму, по домашнему хозяйству — подрясник быстро пришел в негодность. С заказом следующего — проблемы: во-первых, деньги, во-вторых, нужно ездить в город для заказа и на примерку... Второй подрясник надевал уже, только выходя к людям, а дома ходил "в гражданке". Сейчас, двадцать лет прожив в селе, подрясник надеваю в основном только на службу и официальные мероприятия. А в повседневной жизни, где бы я ни появился, практически все узнают во мне священнослужителя и без форменной одежды», — делится отец Валерий своим опытом.

Если при каких-либо обстоятельствах священнику и приходится одеваться светски, то, конечно, его одежда должна быть закрытой и опрятной, обращает внимание отец Валериан. «Как в армии: на все пуговицы нужно быть застегнутым, какая бы температура ни была».

В этом же духе высказывается протоиерей Лев Махно, ректор Тульской православной классической гимназии, завкафедрой теологии Тульского университета, настоятель храма в честь Двенадцати апостолов в Туле. «Если ты идешь в священнической одежде, то она должна быть очень чистой и аккуратной, чтобы неверующий человек посмотрел на тебя и подумал: "Вот, это батюшка пошел. Приятно посмотреть", — рассуждает он. — А когда у тебя подол грязный или оборванный и на голове мятая скуфья, твой внешний вид работает против Церкви. Сам я хожу по городу в костюме и не вижу в этом ничего плохого. Священник должен быть всегда в достойной одежде, а самая приличная светская одежда — это классический костюм».

«В соответствующей обстановке брюки и рубашка могут быть вполне уместны в качестве одежды священнослужителя», — согласен епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин. Даже Патриарх Алексий II, когда ездил на отдых, ходил в костюме — сохранились документальные кадры, на которых он в брюках и пиджаке, приводит пример епископ Верейский Пантелеимон. «Я рад, что сегодня каждый священнослужитель может выбрать для себя ту форму одежды, которая ему удобнее, — добавляет он. — Церковь состоит из огромного множества людей, и все мы очень разные. Если сейчас начать бороться с гражданской одеждой, можно и до раскола дойти». А священников, которые гордились тем, что всегда были одеты в точном соответствии со всеми правилами, нещадно обличал Спаситель: «Горе вам, фарисеи, лицемеры...» — напоминает архипастырь. У них было все, что полагалось по закону: длинные облачения, кисти на одеждах, цитаты из Писания, и все равно они подверглись обличению от Господа. «Все эти рассуждения об одежде достаточно условны. Не внешнее определяет человека, а внутреннее», — делает вывод владыка.

«В любом случае священник должен выглядеть достойно, чтобы не унизить и не оскорбить свой сан», — резюмирует епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова монастыря г. Москвы.

Главный принцип: не скрывать свой сан

Как все-таки определить, когда необходимо быть в подряснике или рясе, а когда можно позволить себе одеться по-светски? Авторитетные духовники и пастыри дают на этот счет несколько советов.Прежде всего, категорически неприемлемо скрывать свой сан, указывают епископ Верейский Пантелеимон и епископ Волгодонский и Сальский Антоний. «Какой бы стиль одежды священник ни выбрал, нужно, чтобы его священство не было скрыто от окружающих, а, наоборот, являло его для других», — добавляет владыка Пантелеимон.

На практике это вполне возможно. «Я хожу по улице в куртке или — летом — в рубашке с длинным рукавом, чтобы излишне не раздражать прохожих и не привлекать к себе слишком много внимания, — признается протоиерей Виктор Плотников, настоятель Никольского храма в г. Киржач. — Но где бы я ни был, меня узнают и "вычисляют", и сам я тоже сразу вижу священника в штатском». «Священник — не профессия, а образ жизни, — напоминает архимандрит Спиридон (Письменный), уставщик Киевского Свято-­Троицкого Ионинского монастыря. — Исходя из этого и нужно решать, где следует быть одетым по форме, а где можно допустить некоторое послабление. В присяге священник обязуется проповедовать "благовременне и безвременне", то есть всегда. А ношение подрясника — тоже проповедь. В данном случае она говорит: Церковь — жива и является не некоторым "довеском" к жизни, а неотъемлемой ее частью. В хозяйственном магазине, покупая мешки с цементом или краску, наверное, лучше находиться в рабочей одежде. Но на родительское собрание в школу, в какое-то учреждение, на концерт классической музыки нужно непременно идти в облачении — ведь все это проповедь. Она показывает, что Церковь проникает во все приемлемые для священника стороны жизни, и не дает обвинить духовенство в ограниченности».

По сути о том же говорит и настоятель Никольского храма в Липецкой епархии протоиерей Олег Безруких. Он вспоминает, как еще в советское время столкнулся в московском ГУМе со знакомым архиереем, который с помощником покупал в разных отделах что-то необходимое для издательства. «Они, как и мы с другом-священником, были одеты в гражданские костюмы. В той толчее, в стремительном московском ритме, перемещаться в длинных рясах с объемными коробками в руках по магазину, затем по улицам и в метро было неудобно во всех смыслах. Подчеркнуто священническое обличье вызвало бы в этом случае только удивление и ухмылки окружающих».

Чтобы определиться с одеждой в конкретной ситуации, стоит задать себе вопрос: «Почему я хотел бы пойти куда-то без облачения?» — советует епископ Рыбинский и Романово-­Борисоглебский Вениамин и сразу поясняет: «Потому ли, что мне не хочется, чтобы на меня смотрели как на священника? Или просто обстановка, в которой я сейчас нахожусь, подразумевает более подходящую "штатскую" форму одежды?» Во втором случае без подрясника вполне можно обойтись, а вот в первом отказываться от него не стоит, хотя и то и другое — дело совести самого пастыря, полагает владыка.

Материал подготовлен на основе публикации портала «Пастырь».

6 августа 2022 г. 19:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00